Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Categories:

Ника Паздрий. Духовные загадки "Привидения"

Очередная статья Ники Паздрий (nikotorix) о современном кино. И как всегда, её взгляд свеж, неожидан, богат разнообразными культурологическими параллелями и при этом остаётся безукоризненно христианским. Не могу не поделиться.

О фильме Джерри Цуккера "Привидение" (1990). Только вчера сподобилась наконец-то посмотреть его. Кинопроизведение гениальное, а в духовном смысле очень... интересное. В первую очередь, своей неоднозначностью.


Блуждания заложных покойников

Сама концепция загробного мира, на мой взгляд, в фильме полностью языческая. Несмотря на явную параллель с христианством в образах приходящих за душами ангелов и демонов. Как правильно заметил один из современных богословов, главное отличие языческого мировоззрения от христианского - представление о том, где Бог. Мы верим в то, что Господь Безначален, Он - Творец Вселенной и по существу с ней не связан. То есть Бог - над миром.

Мир связан с Богом, его животворит Святой Дух, но Самого Бога не ограничивает никто и ничто. В язычестве же божество чаще всего привязано к определенной стихии или явлению, и за пределы свой территории не выйдет. Отсюда столько мифов о божественных войнах. Хватает в языческом эпосе любого народа.

Кстати, всегда поражалась, насколько у разных наций все это похоже. Например, Сэм из фильма "Привидение" и другие "застрявшие между мирами" - типичнейшие "заложные покойники" русских народных сказаний. Мертвец, умерший насильственной смертью и блуждающий без упокоения, пока не совершится какое-то освобождающее событие или обряд. Причем - что характерно для язычества и принципиально отлично от христианства - независимо от личности.

Сэм ведь очень хороший, светлый человек (как и Молли), которому невозможно не сопереживать, да еще и убитый невинно. Но "колесу сансары" глубоко плевать на то, каков он, пока не будет снято проклятие. Диктат закономерности, через который даже языческий бог не переступит. А вот Христос спокойно переступал эти пределы в силу того, что Он настоящий Бог. Именно тогда, когда преодолел саму смерть. Более подробно об этом можно услышать в пасхальных тропарях).

Искупление и освобождение

Заложные покойники в народных сказаниях, неважно, некрещенный это ребенок, самоубийца, жертва разбойников или погибший при ограблении злодей, автоматически причислялись к нечисти. Обезличивание. И, как ни странно, в фильме "Привидение" это представление и передано. Кошка Молли реагирует на призрак Сэма именно как на нечистую силу - она на него бросается.



Кстати, ни в одном подобном фильме не видела, чтобы животное кидалось на душу положительного героя. Разве что на домового, черта или прочую нежить. Но Сэм-то явно хороший, и в дом Молли пришел не со злом. А вот его состояние "заложного покойника" настолько жуткое, что пугает все живое.

Человек - винтик. Божество - гайка  намного крупнее.  Но когда катится колесо, что винтик, что гайка - ничто. Это и есть язычество.

Освобождается Сэм в фильме смертью последнего убийцы и предателя - Карла.  Очень классически, по языческим мифам и легендам. Выполнена некая программа, и элемент одного мира может переместиться в другой. Более светлый.

Кстати, о свете. Почему все же Сэм попадает в рай, и созвучно ли это с христианством? Немного параллелей, как мне кажется, есть.

Близкие к христианству мотивы в фильме "Привидение"

Почему Сэм попадает в рай и не попадают другие

Несложно обратить внимание на то, что блуждающие духи в фильме тоже очень разные. Возьмем, например, безумного призрака в метро. Того самого, который учил Сэма вещи перемещать.




Все, чем он живет в новой, посмертной жизни, - ненависть к убийце. И настолько контрастен с этим искренний ужас Сэма, который становится свидетелем гибели одного своего убийцы, а затем и другого. Он не злорадствует и даже сочувствует, и Вилли, и Карлу.

Еще привидение из метро искренне и безутешно скорбит по причине того, что оно не может сигаретой затянуться. Засел в своем вагоне, как всем известная плакса Миртл в туалете, и дико боится выйти за пределы привычного мира. Да, он не в котле с кипящей смолой. Но разве существование этого духа - не постоянный персональный ад в другой форме?

Участь тех, кто после открытия "дара" Оды подаловал к ней на спиритические сеансы, вряд ли лучше. В облике призраков те же склоки и та же грызня в очереди, что и при жизни. Мещанство, да, Мертвая хватка. Как сказала героиня Вупи Голдберг: "Ты цепляешься за жизнь, у которой для тебя уже нет места". И это цепляние держит, не дает выйти из мира, в котором ты - мертвяк. Мне кажется, души слуг из фильма "Другие" по той же самой причине не могли покинуть дом. Слишком "приросли".


А Сэм совершенно другой. Хотя он и вынужден оказаться в роли "заложного покойника", и образ жизни у него явно был явно светский, но душа вполне христианская. Ведь единственный, кто в этом фильме хотя бы раз искренне обратился к Богу - это Сэм в больнице. И как раз после этой молитвы он кое-что сумел узнать. Впрочем, душа у него очень чуткая - ведь Сэм предчувствовал свою смерть.

Он самоотвержен и готов на все ради ближнего. И, кстати, эпизод с монашками на улице, которым он заставляет пожертвовать миллионы долларов "Риту Миллер", не случаен. Не факт, конечно, но можно предположить: Сэм имел кое-какое отношение к католической церкви, если монахини так сразу бросились ему в глаза. Может, его воспитали верующие родители. Церковные люди хорошо знают этот рефлекс реакции, если ты уже привык помогать таким акциям).

Но главное, конечно, - то, как он искренне жалеет безжалостных к нему врагов при справедливом возмездии им. Вот это признак души, готовой для рая. Рая по-христиански.

Почему опасно становиться аэндорской волшебницей

Другой полезный для христианина мотив фильма -  сюжетная линия пробуждения "дара" Оды и последствия этого.



Когда она еще просто мошенница и обманывает людей "спиритическими" представлениями, на двери кабинета "медиума" висит большое распятие. С одной стороны, глумление над Богом, да. С другой - а Он ведь беспокоится и о тех, кто под иконками колдует или придуривается, что колдует. И не столько наказывает их, сколько учит. В том числе и по методике: "Хочешь? На!".

Урок был дан. "Дар" пробудился. И сколько раз она из-за него чуть не погибла.

Возможность общения живого и мертвого не является антихристианской. Ведь видели же Иоанн и Петр на горе Фавор умершего Моисея без вреда для себя. И Ода общается с положительным Сэмом, вроде бы, безвредно. Но в остальном?

В остальном - sapienti sat из одной сцены вселения в нее наглого призрака на сеансе. Что, кстати, изнурило и ее, и его. Явно показано: человек, в которого нечто вселилось, может не по своей воле сказать и натворить что угодно. И платить потом за это, понятно, не духу.

Много ли пользы от  занятия Оды? Да не сильно. Как видно из настоящего спиритического сеанса, через нее просто хотят дорваться до общения с живыми. Больше из амбиций. И отнюдь не для того, чтобы о чем-то предупредить.

Как ни странно, даже сами оккультисты не отрицают огромную опасность и необоснованность спиритических сеансов. Помню, очень давно читала Жерара Энкосса, он же Папюс. Так вот, он писал, что за одного медиума будет платить все общество, в котором тот появился. Свидетельство из первых уст, так сказать.

Всю мораль о спиритизме, которой в фильме "Привидение" довольно много, можно свести к одной фразе Оды: "В потусторонний мир нельзя вторгаться". Никаким образом - ни сеансами, ни поступками. Позволю себе повториться - sapienti sat.

Tags: Кино, Культурология, Ника с Украины, Православие
Subscribe

  • Сбитый лётчик

    ... или один против 179-ти Герой Советского Союза Василий Леонтьевич Дегтярёв (1915 - 1942) родился 1 (14) января 1915 года в селе Белгородка…

  • Полный Ништадт

    Как Пётр I Великую Северную войну закончил 10 сентября сего года исполнилось ровно 300 лет со дня подписания Ништадтского мирного договора между…

  • Дмитрий Володихин. Мифы об Александре Невском

    По материалам журнала "Фома". Оригинал здесь. 1. Сражения, которыми прославился князь Александр, были столь ничтожны, что…

Buy for 10 tokens
То, чего я так боялся в прошлом году, увы, становится реальностью и приобретает конкретные очертания. Похоже, с нашими поездками на озеро Большое Унзово - окончательно и бесповоротно всё. Рейдерам, захватившим нижегородский НИИ Радиотехники (причём на безупречно законных основаниях захватившим -…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments