Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Categories:

Вячеслав Кондратьев. Летающие танки кайзера

В наши дни, когда человечество, и Россия в том числе, отмечает столетний юбилей событий, связанных с Первой Мировой войной, не грех вспомнить о том, с каким оружием и какой военной техникой обрушились на нас (и наших союзников) войска кайзеровской Германии. Без этого нам, сегодняшним, сложно будет представить себе подвиг наших собственных предков в той войне. А поможет нам в этом неутомимый историк авиации Вячеслав Кондратьев (vikond65). Оригинал здесь, здесь и здесь.



8067L

Как известно, первые танки, вступившие в бой ровно 100 лет назад, были английскими, а вслед за англичанами их начали строить и применять французы. Немцы же в деле создания наземных бронированных боевых машин сильно отстали от своих противников. Однако им принадлежит безусловный приоритет в разработке и применении "летающих танков", то есть бронированных боевых самолетов, предназначенных для атак наземных целей, которые позже в России назовут боевиками, а еще позже - штурмовиками.

Первый такой самолет был построен в 1917 году на фирме "Альбатрос Флюгцойгверк" по проекту инженеров Шуберта и Телена. Его фотография помещена на заставке. Самолет, получивший индекс Albatros J.I, представлял собой биплан смешанной конструкции с деревянными крыльями и хвостовой частью фюзеляжа, взятой без изменений от разведчика Albatros C.XII. Центральная часть фюзеляжа представляла собой бронекоробку, счклепанную из стальных листов толщиной 5 мм, в которой размещалась двухместная кабина и бензобак.

Вооружение состояло из одного турельного пулемета "Парабеллум" и двух пулеметов "Шпандау" с боекомплектом 1000 патронов, укрепленных перед кабиной под углом 45 градусов вниз и стрелявших сквозь отверстия в днище фюзеляжа. Кроме того в заднюю кабину можно было уложить 30-50 кг мелких бомб, которые стрелок бросал вручную, целясь "на глазок". Некоторые машины дополнительно оснащались новейшим оружием - автоматической пушкой Беккера калибром 20 мм, укрепленной на левом борту и служившей для обстрела наземных объектов.


AKG1061903


Самолет был высоко оценен германским командованием, заказавшим сперва 50 экземпляров, а потом увеличившим заказ до 240. Однако их боевое применение показало, что бронирование J.I недостаточно. Вне бронекорпуса оставался весьма уязвимый двигатель водяного охлаждения, который можно было "выключить" одной пулей. Кроме того, пулеметы, направленные вниз, оказались неэффективными, так как стрелять из них приходилось вслепую.

С учетом этих замечаний в начале 1918 года самолет коренным образом доработали. У новой модификации, названной J.II, броня покрывала всю переднюю часть машины, включая двигатель. Также был бронирован снизу и с боков радиатор, укрепленный на стойках перед верхним крылом. Можно сказать, что бронирование
J.II отчасти было даже лучше, чем у двухместных вариантов штурмовика Ил-2, в которых стрелки сидели за бронекорпусом и гибли гораздо чаще чем пилоты.

Увеличение количества брони привело к значительному утяжелению машины. Его пытались компенсировать установкой более мощного двигателя, тем не менее, летные характеристики J.II заметно снизились по сравнению с J.I. В частности, максимальная скорость упала со 160 до 140 км/ч, также ухудшилась маневренность и скороподъемность. Однако для штурмовика степень защиты сочли более важным показателем и J.II запустили в серийное производство взамен предшественника. На прототипе и первых серийных экземплярах еще стояли наклонные пулеметы, но потом их заменили синхронными, стрелявшими по направлению полета, чтобы пилот мог видеть, куда он ведет огонь.
До конца войны, по разным данным, построили от 90 до 120 экземпляров J.II, принимавших участие в заключительных боях на Западном фронте.



Alb-J2

Albatros J.II на испытаниях. Бронекорпус окрашен в серый цвет, турельный пулемет не установлен.


***


59_11



Еще одним типом бронированного штурмовика, принятым на вооружение германских ВВС в 1917 году, был самолет, разработанный авиационным отделением концерна "Альгемайне Электрицитатс Гезельшафт" (сокращенно - AEG) под обозначением AEG J.I. По компоновке, размерам и вооружению он соответстововал "Альбатросу" J.I, но по конструкции это была более продвинутая машина с цельнометаллическим каркасом, сваренным из тонкостенных стальных труб.

Листы бронекорпуса толщиной 5,1 мм крепились к каркасу на болтах, ввинченных в резьбовые втулки. Вес брони составлял 380 кг - более четверти от общей массы машины. Броня держала обычные пули винтовочного калибра на дистанциях 100-200 метров (в зависимости от угла попадания), а бронебойные - на расстояниях от 500 метров.

В 1918 году появилась вторая модификация - AEG J.II со слегка удлиненным фюзеляжем и увеличенным рулем поворота для улучшения устойчивости и управляемости. Эта модификация изображена на заставочном рисунке. Бронекорпус окрашен коричневым суриком, остальные поверхности обтянуты камуфляжной тканью "лозенг". Самолеты фирмы AEG к концу войны стали самым массовым типом бронированных штурмовиков в германской авиации, всего их было построено 607 штук - почти вдвое больше, чем "Альбатросов". Внизу - снимки AEG J.I.


ImageServer (1)

AEG_J.I_rear


***



7046_z1

Рассказ о бронированных штурмовиках Первой мировой войны будет неполным без упоминания о самой выдающейся и наиболее совершенной машине данного класса Junkers J.I, появившейся на западном фронте в августе 1917 года. В отличие от самолетов фирм "Альбатрос" и AEG она была цельнометаллической, а ее крылья не имели расчалок. Можно сказать, что эта машина опередила свое время на полтора десятилетия, но отсутствие адекватной силовой установки помешало ей полностью раскрыть свой потенциал.

200-сильный мотор Benz Bz-IV, стоявший на "бронеюнкерсе", был слишком слаб для довольно крупного аэроплана со взлетным весом 2200 кг, однако ничего более мощного немецкие моторостроители в то время предложить не смогли. Поэтому J.I обладал невысокими летными данными, поднимал незначительную бомбовую нагрузку, а главное - ему требовалась очень большая взлетная дистанция. Из-за этого он не мог базироваться на коротких прифронтовых взлетно-посадочных полосах. Экипажам обычно приходилось подолгу лететь к своим целям с тыловых аэродромов, впустую расходуя бензин, которого на борту и так было немного. Соответственно, сокращалось время "обработки" целей.

Однако защищенность машины была выше всяческих похвал. Вот, что писал один из пилотов J.I после очередного боевого вылета: "28 марта 1918 года мы вылетели на поддержку пехоты, высота была не более 80 метров. Мой самолет получил свыше 100 попаданий из зенитных пулеметов, но ни одно из них не нанесло ему серьезных повреждений. Я убежден, что только машина Юнкерса в такой ситуации смогла сохранить мне жизнь. Никакой другой самолет не выдержал бы столь плотного огня".

Всего до конца войны успели построить и отправить на фронт 189 бронированных "Юнкерсов". Еще 38 машин сделали уже после перемирия, но их немцам пришлось уничтожить в соответствии с условиями Версальского мирного договора.

39_Junkers_J1_13

Бронекорпус "Юнкерса" J.I, собранный из стальных листов толщиной от 4 до 5,5 мм, полностью закрывал снизу и с боков двигатель, бензобак и кабину экипажа. Радиатор, укрепленный под верхним крылом, также размещался в броневом кожухе.

26A - Junkers J I - small_croppedwide

J.I на полевом аэродроме.

7046-b
Типовые камуфляжи J.I. Сверху - ранний, снизу - более поздний, с использованием ткани "лозенг".

01-junkers-j-i-802-17

Аэродромная команда закатывает самолет с работающим на холостом ходу двигателем на стартовую позицию.

Junkers J.1 839-17 (1). The original crew would have been very lucky indeed to have walked away from this crash landing

Бронекоробка защищала экипаж не только от вражеского огня, но и при аварийных посадках. Экипаж обычного (деревянного) самолета времен Первой мировой войны после такого приземления вряд ли имел бы столь веселый вид.

39_Junkers_J1_14

Бронированные "Юнкерсы" использовались не только для разведки, штурмовки и корректировки артогня, но и для оперативного снабжения передовых частей. На правом снимке в заднюю кабину штурмовика вместо бомб загружают буханки хлеба и банки с консервами.

a003631-v8junkersj1trechraider

Для упрощения транспортировки J.I имел разборную конструкцию. Консоли крыльев и стабилизатора укладывались вдоль фюзеляжа. На снимке - шотландцы осматривают штурмовик, захваченный на одном из немецких аэродромов.

large

Союзники смогли дать ответ немецким "летающим танкам" лишь в самом конце войны. Первая эскадрилья английских бронированных штурмовиков Сопвич TF.2 "Саламандра" попала на фронт за две недели до окончания боевых действий. Никакой роли в боевых действиях она уже не сыграла. В отличие от немцев, англичане сделали свой штурмовик на базе одноместного истребителя "Снайп" с ротативным двигателем воздушного охлаждения.

salamander-5

Бронекоробка "Саламандры" защищала летчика, бензобак и патронные коробки пулеметов. Мотор находился вне бронекорпуса и был прикрыт только легким алюминиевым капотом. Англичане считали, что двигатели с воздушным охлаждением менее уязвимы, чем "жидкостники", а потому в бронезащите не нуждаются. Аналогично рассуждали в КБ Ильюшина, создавая через 24 года вариант штурмовика Ил-2 со звездообразным мотором М-82, который тоже не был бронирован. Однако, по ряду причин, этот самолет так и не не запустили в серийное производство. "Саламандр" же построили довольно много - 419 штук, но в связи с окончанием войны большинство из них сразу отправили на базы хранения, а оттуда через некоторое время - на свалку.
Tags: Вячеслав Кондратьев, Первая Мировая война
Subscribe

Buy for 10 tokens
То, чего я так боялся в прошлом году, увы, становится реальностью и приобретает конкретные очертания. Похоже, с нашими поездками на озеро Большое Унзово - окончательно и бесповоротно всё. Рейдерам, захватившим нижегородский НИИ Радиотехники (причём на безупречно законных основаниях захватившим -…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment