Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Category:

Князь Владимир - Великий, забытый, неизвестный...

В связи с празднованием Дня Крещения Руси в сети, как обычно, появилось очень много материалов, посвящённых этому центральному моменту нашей истории. Не стоит, однако, забывать, что 28 июля - это ещё и день преставления святого равноапостольного князя Владимира Святославича, которого у нас в России знают под прозвищем "Красно Солнышко", а в Украине - под прозвищем "Великий". И не далее, чем два года назад время отсчитало ровно тысячу лет со дня его преставления.







Стоит над Днепром величественная фигура бородатого человека в плаще, крепко сжимая в руках крест. Лицо повёрнуто к Днепру - как будто святой князь и сейчас приглашает новые поколения своих соотечественников следовать туда, куда он когда-то, в пору своей земной жизни, привёл своих подданных - ко крещальной купели. А глаза смотрят вдаль, где за буйной украинской зеленью высятся киевские новостройки, как будто вопрошают: ну, что, землячки, как вы там без меня?

Я не стану уподобляться советским пропагандистам и лить слёзы по поводу "безвременно ушедшего от нас" тысячу с лишним лет тому назад гениального политического и религиозного деятеля (а ему было всего 55 - жить бы да жить). По той простой причине, что князь Владимир никуда от нас не ушёл. Он стал святым - значит, перешёл от здешней временной жизни в вечность. И сегодня он слышит наши молитвы, когда мы обращаемся к нему за помощью, и молится за нас перед Престолом Всевышнего. В отличие от всем известного вождя мирового пролетариата, Владимир действительно "и теперь живее всех живых". Хотелось бы поговорить немного о другом.


Икона, изображающая святого князя Владимира в полный рост.
На князе - облачения византийских императоров, очевидно, в знак того, что, приняв Христову веру,
он сделался равным им честью. Как человек, несущий тот же крест.



Когда заходит речь о полководцах Киевской Руси, в первую очередь обычно вспоминают князя Святослава Игоревича. Владимир Великий обычно оказывается в тени, Владимира-полководца не помнят. Однако, святому крестителю Руси гораздо чаще случалось брать в руки  не крест, а именно меч. И воевал он достаточно успешно.

В 985 году Владимир Святославич выступил в поход против Волжской Булгарии, которая, обретя независимость после разгрома Хазарского каганата, попыталась не допустить утверждения русских на Волге. Поход Владимира на булгар кончился победой и выгодным миром, хотя последним удалось привлечь на свою сторону Хорезм - достаточно сильное и богатое азиатское государство. В 986 году состоялся обмен посольствами как с Булгарией, так и с Хорезмом. Некоторые исследователи полагают, что именно с этими событиями связана летописная история о мусульманских миссионерах, пытавшихся обратить молодого киевского князя в свою веру.

Затем Владимиру пришлось вмешаться во внутренние дела Византийской империи, шедшие далеко не лучшим образом. Против византийских императоров-соправителей Василия и Константина взбунтовался каппадокийский военачальник Варда Фока. И императоры обратились за помощью к "царю русов", как греческие хронисты именуют Владимира. Владимир выслал против Фоки 6-тысячное войско. Дату этого похода разные исследователи называют по-разному - в интервале от 987 до 989 годов. Не сомневаются только в одном: поход был тесно связан с уже принятым князем Владимиром решением принять Православие в качестве государственной религии на Руси. И с выраженным им же желанием породниться с царствующим домом Византии. Императоры-братья давали согласие на брак русского князя со своей сестрой Анной только при условии, если Владимир крестится сам и приведёт в Церковь своих подданных. Действия этого войска были успешны. В самый год Крещения Руси, в 988 году, в битве при Хрисополе русские войска нанесли Фоке серьёзное поражение, а год спустя в сражении при Авидосе каппадокийские мятежники были окончательно разгромлены, а сам Фока погиб. Причём греческие хронисты удостоили Владимира именования "спасителя императоров".


На картине Н.К Рериха "Красные паруса" запечатлён поход флота князя Владимира в Византию

А вот дальше произошло нечто, на первый взгляд необъяснимое. Армия Владимира неожиданно вторглась в Крым и осадила Херсонес. И это - уже в ту пору, когда союз между Русью и Византией был окончательно оформлен, а шеститысячный русский "экспедиционный корпус" находился в подчинении византийских монархов. Херсонес пал после того, как некий местный житель (одни источники называют его греком по имени Анастас, другие - варягом) сообщил Владимиру о местонахождении херсонесского водопровода, который был перерезан русскими войсками. Оставшись без воды, крепость сдалась.

Как русские летописцы, так и греческие хронисты теряются в догадках, что же заставило князя Владимира, союзного грекам, осаждать греческий же город, а взяв его - подвергнуть местное население всевозможным унижениям? Одни хронисты (а вслед за ними - и историки) объясняют Корсунский поход нежеланием греков выполнить до конца условия союза (царевна Анна не горела желанием выходить замуж за Владимира, которого считала неотёсанным дикарём). Но тут встаёт резонное возражение, что и Владимир своих условий не выполнил: сам не крестился и Русь не крестил. Другие полагают, что Херсонес принял сторону Варды Фоки в византийской гражданской войне, а раз так - Владимир действовал в строгом соответствии с союзным договором.

Но то, что необъяснимо с греческой точки зрения, блестяще объясняется, если на секунду встать на точку зрения русских язычников. Владимир собирался навязать своему народу чужую веру. Как это было бы воспринято народом? Об этом не нужно гадать, достаточно взглянуть на историю Петровской эпохи. Петра посчитали - ни больше, ни меньше - антихристом, хотя он, в отличие от Владимира, новой религии не вводил, а его современники были не в пример менее дикими. Владимира сочли бы "агентом влияния". И дальше его вполне могла бы ожидать участь деда. Чтобы снять с себя подобные подозрения, Владимир ведёт успешную войну против того самого народа, веру которого он собирался перенять. Завоевывает у этого народа один из богатейших городов. В этом городе - нарочито в этом городе, не ездя в Константинополь - он дожидается греческой царевны, на которой и женится. И только после этого, на правах победителя, утверждает новую веру.


Миниатюра из летописи, изображающая осаду Херсонеса Владимиром.

Язычники - народ гордый (в самом худшем смысле этого слова). И Владимир, как грамотный педагог и мудрый политик, решает этой гордости на первое время подыграть, ради того, чтобы провести в жизнь свой план. И ещё один момент важно помнить: для язычника не является какой-то запредельной дикостью почитание чужих богов. Для языческого сознания нормально, что разные народы чтут разных богов, которые им покровительствуют. Достаточно вспомнить слова о. Андрея Кураева, что по римским дорогам пронесли статуи всех богов со всего мира - для наполнения римского пантеона. Эту черту языческого сознания Владимир использовал для того, чтобы облегчить своему народу принятие новой веры. А уже затем, после утверждения этой веры и в полном соответствии с её канонами - отправил прежних идолов в плавание по Днепру.

После крещения Руси история княжения Владимира тоже была наполнена событиями. В 992 году состоялся его поход в Днестровские земли, затем было нашествие печенегов и их успешное изгнание. По рекам Десне, Осетру, Трубежу и Суле Владимир построил целую сеть новых крепостей, высоко оцененных современными Владимиру западными специалистами.

Так что в лице Владимира Русь имеет не только успешного миссионера, но и столь же успешного военачальника, и мудрого политика. Но помнят об этих его чертах в основном специалисты. В памяти же народной князь Красное Солнышко остался навсегда в первую очередь именно крестителем Руси. И наверное, это справедливо. Ведь в нашей истории трудно найти другое, столь же важное событие, чем то, что произошло на Днепре в 988 году от Рождества Христова. Разве что только с Великой Отечественной войной сравнивать.

Tags: История Отечества, История Церкви, Крещение Руси, Наши праздники, Наши святые, Православие, Средние века
Subscribe

Buy for 10 tokens
То, чего я так боялся в прошлом году, увы, становится реальностью и приобретает конкретные очертания. Похоже, с нашими поездками на озеро Большое Унзово - окончательно и бесповоротно всё. Рейдерам, захватившим нижегородский НИИ Радиотехники (причём на безупречно законных основаниях захватившим -…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments