Сражение на Стоходе, столетний юбилей которого отмечается в этом году, стало не только величайшей трагедией русской Лейб-Гвардии, но и моментом её величайшей славы. Для солдата, а паче - для офицера, профессионального военного, гибель во имя скорой победы служит утешением. На миру, как говорится, и смерть красна, и слава о героях победных сражений будет жить в веках. Гораздо труднее гибнуть, когда никакой пользы от этого не видишь, когда результатом твоей гибели, скорее всего, станут бесплодные усилия и в конечном итоге - поражение. Русская императорская гвардия этот суровый экзамен на воинскую дисциплину выдержала. Гвардейцы умирали под шквальным немецким огнём, выполняя приказ своего командования, и прекратили самоубийственные атаки на Ковель лишь после того, как последовал соответствующий приказ из Ставки. Не их вина, что их усилия закончились катастрофой. Командование не сумело толково распорядиться имевшейся в его руках военной силой и направить атаки гвардейцев туда, где их преданность долгу могла бы принести больше пользы.
О самом сражении на Стоходе я уже имел удовольствие писать, сегодня же хочу бросить беглый взгляд на униформу русской Лейб-Гвардии в заключительный период её существования. В тот самый, когда она дала свой последний бой на Стоходе.
Группа чинов Лейб-Гвардии Гренадерского полка в парадной форме. Фото начала ХХ века.
Начнём мы с гвардейской пехоты, которая приняла в боях на Стоходе наиболее активные действия и понесла наибольшие потери. А поможет нам в этом замечательная книга историков И. Ульянова и О. Леонова "Регулярная пехота 1855 - 1918", выпущенная издательством "АСТ" в 1998 году и снабжённая качественными иллюстрациями художника Олега Пархаева. Оттуда мы их и возьмём.
Основной удар, как мы помним, на Стоходе наносил 2-й гвардейский пехотный корпус в составе 3-й Лейб-Гвардии пехотной дивизии и Лейб-Гвардии Стрелковой дивизии. 3-ю гвардейскую пехотную дивизию составляли Лейб-Гвардии Литовский, Лейб-Гвардии Кексгольмский, Лейб-Гвардии Петроградский (до 1915-го года - Санкт-Петербургский) и Лейб-Гвардии Волынский полки.
Парадная форма всех полков гвардейской пехоты выглядела примерно одинаково, отличаясь лишь расцветкой. В качестве парадного головного убора был введён кивер, напоминавший образец 1812 года, но более низкий и зелёного (а не чёрного, как в 1812-м) цвета, с налобной бляхой в виде Андреевской звезды. Мундиры были двубортными, с накладными лацканами - цвета морской волны у офицеров и тёмно-зелёного (практически чёрного) цвета - у солдат. Офицерам при парадной форме полагались эполеты. Третья дивизия отличалась жёлтыми лацканами и обшлагами и серебряным металлическим прибором (пуговицы и галуны). Каждый полк имел свой цвет воротника и своё орнаментальное шитьё на нём. Волынский полк отличался от остальной дивизии зелёными лацканами и обшлагами с жёлтой выпушкой по краям.
Лейб-Гвардии Третья Пехотная дивизия. Образцы парадной формы
Гвардейская Стрелковая дивизия была развёрнута из Гвардейской Стрелковой бригады, состоявшей из номерных стрелковых батальонов, которые при развёртывании превратились в полки (за исключением Лейб-Гвардии 3-го Стрелкового полка). Стрелки отличались малиновым цветом лацканов и выпушек, а 3-й полк - ещё и воротника, и обшлагов. Особую форму носил Лейб-Гвардии 4-й Стрелковый Императорской Фамилии полк. Преобразованный их ополченческой части времён Крымской войны, он сохранил свои кафтаны в псевдонародном стиле, малиновые рубахи-косоворотки и шапки с четырёхугольным верхом, украшенные крестами народного ополчения. Кафтаны офицеров Стрелкового полка Императорской Фамилиии обшивались зубчатым галуном. Такая форма придавала стрелкам совершенно азиатский вид. Однако Николай Второй, судя по сохранившимся фотографиям, очень её любил.
Гвардейские стрелки. Парадная форма времён Первой Мировой войны
Первый Гвардейский пехотный корпус наносил, как мы помним, вспомогательный удар, что нисколько не облегчало его задачи и не привело к уменьшению потерь. Немцы, понимавшие стратегическое значение Ковеля, сопротивлялись отчаянно. В состав 1-го корпуса входили 1-я и 2-я Лейб-Гвардии Пехотные дивизии. Первая дивизия считалась наиболее элитарной, её образовывали старейшие гвардейские полки, имевшие статус Лейб-Гвардии ещё в XVIII веке - Преображенский, Семёновский (эти два полка составляли Петровскую бригаду), Измайловский и Лейб-Гвардии Егерский. Отличительной особенностью гвардейцев 1-й дивизии были красные лацканы и обшлага, украшенные по краям белыми выпушками (в память об участии Петровской бригады в морских сражениях Великой Северной войны). Лейб-Гвардии Егерский полк носил мундиры целиком зелёного цвета, но с белой выпушкой по краям лацканов. От других гвардейских егерских полков - Волынского и Финляндского - его отличали более светлые по сравнению с мундирным сукном лацканы.
Элита из элит - Лейб-Гвардии 1-я Пехотная дивизия. Образцы парадной формы
Т.н. "обыкновенная" форма, надевавшаяся в менее торжественных случаях, нежели парадная, отличалась тем, что накладные лацканы с мундира снимались, а эполеты офицеров заменялись погонами.
Вторую Лейб-Гвардии Пехотную дивизию образовывали полки Московский, Лейб-Гвардии Гренадерский, Павловский и Финляндский. Эта дивизия, как и первая, имела красные лацканы и обшлага (у финляндцев - зелёные, под цвет мундирного сукна), но без белых выпушек (у финляндцев выпушки были красные). В Лейб-Гвардии Павловском полку вместо киверов носили гренадерские шапки образца 1805 года, сохранённые за полком навечно в память о его подвигах во время неудачной для России кампании против Наполеона в 1806 - 1807 годах. А Лейб-Гвардии Гренадерскому полку (бывшему Лейб-Гренадерскому) полагались аксельбанты - коллективное отличие, дарованное полку ещё Екатериной. Разумеется, тоже за боевые заслуги.
2-я Лейб-Гвардии пехотная дивизия в парадной форме
При зимней парадной форме гвардейские пехотинцы продолжали носить свои кивера, но поверх мундира надевалась шинель. Шинель у офицеров шилась из более качественного сукна и делалась двубортной. У нижних чинов шинель застёгивалась на крючки, а пуговицы (в один ряд) служили чисто декоративной деталью. На воротники шинелей нашивались петлицы того же цвета, что и воротники парадных мундиров. Цвет воротника парадного мундира и шинельных петлиц зависел от номера полка в дивизии: красные у первого полка (в третьей дивизии - жёлтые), синие у второго, белые у третьего (мундирный воротник при этом, что характерно, был не белым, а зелёным) и зелёные у четвёртого.
Помимо шинели, в гардероб гвардейского офицера входило укороченное полупальто - т.н. тужурка, с таким же отложным воротником и такими же петлицами, как на шинели.
Напоследок дополню иллюстрации Олега Пархаева из книги Леонова и Ульянова парой рисунков художника Игоря Дзыся (igordzis) по гвардейской пехоте. Эти рисунки были в своё время опубликованы в журнале "Старый цейхгауз" (к сожалению, не могу вспомнить год и номер).
От гвардейской пехоты плавно перейдём к гвардейской кавалерии - благо, глубоко мною уважаемый Игорь Дзысь немало потрудился над воспроизведением её облика на своих картинах. Гвардейская кавалерия насчитывала в своём составе три дивизии. В состав 1-й Гвардейской Кавалерийской дивизии входили полки Кавалергардский, Конногвардейский (Лейб-Гвардии Конный), Кирасирский Его Величества и Кирасирский Её Величества. До 1915 года в состав этой дивизии входила также трёхполковая гвардейская казачья бригада - Лейб-Гвардии Казачий, Лейб-Гвардии Атаманский казачий и Лейб-Гвардии Сводный казачий полки. Во второй половине 1915 года они были переданы на формирование 3-й Гвардейской кавалерийской дивизии. Вторую Гвардейскую Кавалерийскую дивизию образовывали Лейб-Гвардии Конно-Гренадерский, Лейб-Гвардии Уланский Её Величества, Лейб-Гвардии Гусарский Его Величества и Лейб-Гвардии Драгунский полки. В состав новообразованной 3-й Гвардейской Кавалерийской дивизии вошли, помимо гвардейских казаков, Лейб-Гвардии Уланский Его Величества и Лейб-Гвардии Гродненский гусарский полки (последние два до войны квартировали в Царстве Польском и образовывали Отдельную Лейб-Гвардии кавалерийскую бригаду). Каждой дивизии придавалась конноартиллерийская батарея. Парадные мундиры полков гвардейской кавалерии сильно отличались друг от друга (в зависимости от вида этой кавалерии - каждый полк хранил собственные традиции). Лишь гвардейские драгуны и конногренадеры следовали покрою пехотных гвардейских мундиров с незначительными отличиями: обшлага рукавов у них были не прямые, а уголком.
Блестящие иллюстрации Игоря Дзыся стоит дополнить другими рисунками, найденными на просторах интернета. Вот, например, как Олег Пархаев изобразил кавалергарда в зимней парадной форме.
А вот как выглядели кавалергардские офицеры от того же художника:
Как видим, в гвардейских кавалерийских полках существовали особые виды формы, не имевшие аналогов в гвардейской пехоте. Кавалергардам и конногвардейцам, например, полагалась специальная дворцовая форма для несения караулов в императорских резиденциях и для коронационных торжеств. В этом случае поверх мундира вместо кирасы надевался алый супервест (жилет особого покроя) - с двуглавым орлом у конногвардейцев, с Андреевской звездой у кавалергардов. Существовала также особая "праздничная форма" в этих полках - красные мундиры с голубыми воротниками и обшлагами. Конногвардейцы имели жёлтый металлический прибор, кавалергарды - белый.
Парадную форму, при всём её великолепии, носить в повседневных условиях было затруднительно, а в боевых - просто невозможно, в силу её яркой расцветки. Поэтому в армии Николая Второго немного было случаев, когда офицеры и нижние чины могли блестнуть столь шикарными мундирами. Обычно носили обмундирование защитного цвета, а в качестве головного убора - фуражку. При этом гвардейцам полагались определённые отличия от общеармейских мундиров. Околыши фуражек гвардейской пехоты имели тот же цвет, что и петлицы на шинелях. При защитной форме гвардейцам полагались цветные канты, облегчавшие идентификацию полков (а заодно служившие для деморализации противника, наслышанного о доблести русской гвардии и о силе гвардейских ударов). На кителе канты располагались на рукавах и карманных клапанах. Кант на рукаве идентифицировал дивизию (белый, красный или жёлтый соответственно). Кант на клапанах нагрудных карманов - полк (соответственно, он мог быть красного, жёлтого, синего, белого или тёмно-зелёного цвета). На гимнастёрках кантами обшивались обшлага рукавов и нагрудные планки, прикрывавшие застёжку. Точно так же кант на рукаве позволял определить дивизию, кант на груди - полк.
Гвардейская пехота в защитном обмундировании. Рис. Олега Пархаева
из книги: О. Леонов, И. Ульянов "Регулярная пехота 1855 - 1918"
Защитная униформа гвардейской кавалерии отличалась сильным разнообразием по полкам (например, гвардейские гусары носили на штанах галунные гусарские узлы), штаны кавалеристам полагались либо синие, либо (в Гродненском гусарском полку) малиновые.
Рисунок Андрея Каращука
Хорошо заметен красный кант на рукаве (вторая дивизия)
и тёмно-зелёный - вдоль нагрудной застёжки (четвёртый полк в дивизии)
Наконец, бросим взгляд на то, как выглядела гвардейская артиллерия. Та самая, которая своим огнём должна была бы подавить огневые точки противника, но справилась она с этой задачей лишь на начальном этапе боёв за Ковель. Артиллеристы в Русской Императорской Армии (и гвардия не была исключением) носили мундиры пехотного образца, но с чёрным суконным прибором (воротники, обшлага и т.п.)
И ещё один момент важно отметить. Основной принцип построения униформы в Русской Императорской Армии состоял в том, чтобы при любой форме одежды знающий человек мог легко идентифицировать, чины какого полка сейчас находятся перед ним. Для гвардейцев, помимо характерных кантов на полевой униформе, такой отличительной особенностью служили погоны: у большинства чинов Лейб-Гвардии на погонах не указывалось никаких шифровок (цифровых обозначений воинской части) или вензелей. Так что если где увидите на фотографии или на рисунке солдата в полевой защитной форме с "гладкими" погонами - можете быть уверены: перед вами гвардеец.
Journal information