Нашёл в ЖЖ отца Александра Авдюгина (rebrik) весьма интересные и актуальные размышления по поводу новоизмышленной моды на "Ивана Купалу". В своё время я искренне разделял заблуждение, что Иван Купала - это всего лишь народное прозвище Иоанна Крестителя. Дескать, крестил в воде - вот и Купала. О человеческих жертвоприношениях, свальном разврате, магических ритуалах и других мерзостях, которыми в народе сопровождался этот "праздник" я в то время не имел понятия. Открыла мне глаза, как ни странно, статья раскольничьего "священника" Игнатия Душеина. Ну, а потом стал интересоваться, серьёзных богословов по теме почитывать. И понял, что "Ивана" невежественный народ в средние века машинально "пристегнул" к языческому празднику, чтобы свои бесовские игрища таким образом "воцерковить" (в своём сознании, разумеется, ибо Церковь подобные шабаши никогда не одобряла). Слава Богу, что теперь имеется статья серьёзного и действительно православного священника, разбирающего данную проблему.
![](https://ic.pics.livejournal.com/rebrik/845681/47812/47812_600.gif)
Именно, именно! Страдает по день нынешний последний пророк, Креститель Господень, Иоанн Предтеча.
В день усекновения его честной главы, когда следовало бы быть в сострадании аскету и первому христианскому монаху Крестителю, а также вспомнить подвиг тех, кто не только душу, но и голову положил за други своя, главной проблемой становится все круглое и острое.
В иной день, то бишь в день рождения Иоанна Предтечи, иная напасть определилась: костры, венки, прыжки, купания в чем мать родила, горячительные напитки и как апофеоз блуд далеко не в мысленном исполнении.
- Меня в ночь Иоанна Купалы мать зачала! – с гордостью вопит подвыпивший молодой человек, а на вопрос, кто отец, вопль переходит в злобное: - А я откуда знаю!?
Чего же так не повезло пророку Предтече? Зачем ему страдания и до и после его мученической смерти? Два единственных в жизни дня: рождение и смерть превращены в события никакого отношения к Иоанну Крестителю не имеющие.
Ответ один и очень простой: до дня нынешнего лукавому он покоя не дает, и в бровь, и в глаз, и в задний таз жалит своей праведностью, святостью и подвигом. Сделать существенного ничего исчадие рода человеческого пророку не может, вот и пакостничает, благо желающих жить в пакости, предостаточно.
Среди языческих богов Ивана Купала не существовало. Вот что пишет об этом киевский архимандрит Алипий (Светличный):
«Божество «Купала» впервые упоминается в поздней Густынской летописи (XVII век) и является плодом недоразумения: летописец, зная о «бесовских игрищах» на Ивана Купалу, принял название праздника за имя языческого бога. Впоследствии это недоразумение было повторено переписчиками, а затем и ранними исследователями славянской мифологии, в результате чего в славянском пантеоне появилось новое «божество».
Дабы не быть голословным и подтвердить слова отца архимандрита, приведу отрывок из Густынской летописи:
«Купало, якоже мню, бяше бог изобилия, якоже у Еллин Церес, емуже безумнии за обилие благодарение приношаху в то время, егда имяше настати жатва. Сему Купалу-бесу еще и доныне в некоторых странах безумнии память совершают, наченше июня 23 дня, в навечерие Рождества Иоанна Предтечи...».
Итак, Купала – это производное от языческого божества солнца – Ярилы. Нет языческих систем, где бы не обожествлялось солнце, а здесь день такой знаковый – летнее солнцестояние: самая короткая ночь, а затем путь к зиме. Чтобы Ярило, сиречь солнце, не померло раньше времени, его, как уверены по сей день язычники необходимо «подкормить», то есть принести чего-нибудь в жертву.
Хорошее и нужное приносить жалко, а вот то, что постоянно лишние растраты требует, внимание отвлекает, жить привольно мешает – это в жертву. Костер, ритуал и в огонь! Дым до неба быстрей всего доходит. Молодежи это тоже касается: если у тебя сил нет через костер перепрыгнуть, то какой толк от слабого и хилого? Гори, гори ясно, дабы не погасло… И чтобы жалость не проявилась, то будет и награда: отдохновение блудное, так как солнце в любой языческой системе есть оплодотворяющие начало, источник жизни и плодородия. После данной кульминации праздника можно и гаданиями таинственными заняться, или квест с поисками цветущего папоротника устроить.
![](https://ic.pics.livejournal.com/rebrik/845681/47391/47391_600.jpg)
Кто-то из наших священников рассуждая о прыжках через костер спрашивал: знают ли те, кто сигает через костер в эту ночь о том, что они изображают потенциального мертвеца?
Вряд ли знают. Потому-что во всех светских СМИ по сей день: жирным шрифтом на самой читаемой полосе газет или в рейтинговое время на ТВ видим и читаем: «Сегодня праздник Иоанна Купала», а где то в уголочке, курсивом или как дополнение к основной картинке телепередаче вскользь добавлено: «в этот день православные празднуют рождество Иоанна Предтечи»
Journal information