Нашёл сегодня в дружеском блоге (tashegirl) невесёлую историю следующего содержания.
"Храм князя Владимира, с которым связана моя работа, стоит в одном из центральных парков города. "Детский парк", зеленый, уютный, с причудливыми фонтанами и игровыми площадками, многолюден в летние будни всегда. Этим летом наконец-то, спустя несколько лет, нашли средства и согласовали документы по строительству на его территории здания воскресной школы. До того занятия проходили в подвальном помещении храма. Конечно, скоро понаехала техника, огородили приличный кусок земли, пилят деревья, шумят, пылят.
Жители окружных домов с колясками и без возмутились. И пошла волна привычных штампов:
- церковь итак уже всюду, одно засилие попов,
- отнимают у горожан очередной кусок парка, да еще и летом, в самый важный для детства сезон...
Сегодня вечером планируют проводить даже митинг против строительства. И, разумеется, пикет "за" из прихожан храма тоже собирается.
Я не знаю верного ответа на вопрос "Должна ли строиться воскресная школа на общей территории, где гуляют разные люди, воцерковленные и нет". Но отлично понимаю, что проблема просторных и безопасных прогулок с детьми во дворах, где наставлены машины, весьма актуальна для Саратова.
Да и справедливости ради надо сказать, проект этот возникал при прежнем настоятеле, когда наша воскресная школа была одной из самых многочисленных в городе. Сейчас же количество детей резко сократилось. Многое стало иным за прошедший год.
Отлично понимаю в то же время, что катить бочку на Православную церковь будут Всегда. Начни строить на территории парка нерелигиозную студию детских танцев или лепки, возмущения бы не было. Питаться и разжигаться нездоровой неприязнью к Церкви будут. Тут достаточно порой одной искры. И субьективные претензии людей вырастают до серьезных масштабов. Так что поневоле задумаешься об их праве на жизнь.
Что можно доказать этим вот?
Да любые уступки им их только раззадорят!
Дай им волю - они и в квартирах людям будут
запрещать молиться во имя политкорректности.
Да, надо смотреть в будущее. Воскресная школа, возможно, облагородит по-своему парк, даст возможность заниматься хоровым пением, рисованием, театральными постановками детям из разных семей. Это будет для всех, бесплатно и общедоступно. Только вот может ли оно быть общедоступным, когда неприязнь закрывает большому числу людей путь к воскресной школе.
Ко мне обратились с просьбой поддержать строительство. Надо ехать вечером. Надо. Сам настоятель просил всех.
А я сижу с комом в горле и понимаю, что не могу ехать отвоевывать территорию. С комом, потому что сознаю, что скорее всего не права.
Но вот как же мы будем плевать на мнение других и утверждать, что лучше всех знаем, как важна им воскресная школа в парке?"
Автор данного текста - преподаватель воскресной школы - испытывает сомнения по части того, имеет ли она моральное право добиваться строительства воскресной школы и обуздания богоборцев на митинге. Всё-таки, территория общая, а подобное противостояние Церкви с жителями надолго оттолкнёт людей от Церкви.
Но лично мне представляется, что в её тексте есть одна очень важная фраза: "Начни строить на территории парка нерелигиозную студию детских танцев или лепки, возмущения бы не было". Вот именно. Я более того скажу: если бы весь парк перерыли и на его месте отгрохали бы громадный культурный центр, никто и не почесался бы протестовать. Негатив выплёскивают именно и конкретно на Церковь, причём далеко не факт, что делают это действительно жители окрестных домов и регулярные посетители парка. Скорее, я готов предположить, что против строительства воскресной школы выступают свезённые автобусами со всей России (а возможно, что и из "самой небратской республики в мире") сторонники местной ячейки какого-нибуль "Парнаса". Жители же сами прекрасно понимают плюсы, которые они получат от строительства воскресной школы.
Всё-таки правильно говорит о. Макарий Маркиш в своей книге "На пороге Церкви": если человека раздражает вид купола с крестом - понятно, что можно сказать об этом человеке. И если человеку на его прогулках мешает вид православного храма - значит, он на своих прогулках делает что-то не то. Поэтому надо строить воскресную школу и думать о детях, которые там будут учиться. И не обращать внимания на хрюкающих свиней, большинство из которых - вот руку на отсечение даю - до начала строительства и не появлялись в этом парке.
К слову, данная история напомнила мне очень мудрые размышления, которые я прочитал в другом дружеском журнале. Автор их - архимандрит Кирилл (marygrove).
"Атеист - самый несчастный человек на свете. Священное Писание называет его даже безумным: «Сказал безумец в сердце своём: нет Бога» (Пс 13, 1). Но это ещё только в сердце своём, на уровне своего сознания. Крайняя степень безбожного безумия - это уже декларация своего убеждения вовне, оформляемая в пресловутый «научный атеизм». Хотя ни одна из наук человеческих решительно не в состоянии доказать того, что Бога нет. Если, конечно, понимать, что доводы типа «никакими исследованиями Бог нигде не обнаружен» никакого отношения к серьёзной науке не имеют. Задача науки исследовать творение Божие, а не тщиться доказать отсутствие разумного Творца.
Смерть вообще, пожалуй, самое безжалостное недоразумение для атеиста. В самом деле, зачем же умирать, если человек существует только для себя самого и для того, чтобы его существование было как можно комфортнее? Любая религиозная традиция знает ответ на этот страшный вопрос. Атеизм - нет. И вся имеющая быть иногда бравада безбожников перед лицом смерти есть отчаянная попытка хоть куда-нибудь спрятать свои мятущиеся мысли от лика небытия. И одни будут гордо уповать на память в благодарных потомках (а что мёртвому атеисту, не верящему в бессмертие души, чья-то память или благодарность?), другие смиренно согласятся химически претвориться в подзаборную травку (какой величественный смысл человеческой жизни!).
Невзоров
Атеисты бывают разные. Одни относятся к своему безбожию вполне легкомысленно, не въезжая особенно умом в высокие материи смыслов и предназначений. Другие, как, например, инферноликий (моё выражение) А.Невзоров, из своего атеизма делают всеобщее пугало, ни дня не в состоянии прожить, чтобы не вспомнить о (якобы несуществующем) Боге и обрушить на Него, и на всё, с Ним так или иначе связанное, всё богатство своего отравленного злобой красноречия. Но хочется по-доброму думать, что Господь Бог любит всякого человека, и даже до такой степени несчастного, как атеист. А любовь Божия может и из камней соделать человеков, как известно.
Слава, Господи, долготерпению Твоему!"
Journal information