Для тех, кто не в курсе, напомню, что Евгений Родионов (1977 - 1996) - русский солдат, погибший во время боевых действий в Чеченской республике. Захваченный в плен исламистами, Евгений в течение ста дней подвергался систематическим пыткам и унижениям: басмачи пытались силой заставить его принять ислам. Когда же этого добиться не удалось, потребовали от него снять нательный крест, чтобы хотя бы таким нехитрым способом унизить русского солдата, толкнуть его на предательство и отступничество. Евгений отказался и подвергся за это мучительной казни: ему отпилили голову. Посмертно награждён Орденом Мужества.
Евгений Родионов.
Казалось бы, что в истории с Евгением Родионовым всё предельно ясно - что и подтверждается высокой государственной наградой. Казалось бы, его короткая жизнь, завершившаяся героической смертью, - прекрасный пример для воспитания подрастающего поколения. Верующие ребята могли бы на его примере учиться хранить верность Святой Церкви. Ребятам из семей малорелигиозных можно было бы обратить внимание на то, что Евгений Родионов - практически наш современник, более того - "родом" из лихих 90-х, испытал на себе наверняка все средства промывки мозгов, которые были в ходу у перестроечной и постперестроечной пропаганды. Что государство, в котором жил и приказы которого выполнял солдат Евгений Родионов было, мягко говоря, далеко от идеала. Что у власти находилась, по сути, команда "внешних управленцев", правивших Россией не столько в интересах её народа, сколько в интересах "мирового сообщества" - изящный эвфемизм, который на самом деле читается очень просто: США. Что "российские" власти демонстративно плевали на судьбы русских, оказавшихся в одночасье за границей после распада СССР и ставших объектом систематической травли. Что повсюду царил криминальный беспредел, а олигархи непонятного происхождения (зачастую - с уголовным прошлым) вовсю делили некогда общенародную собственность, даже не спросясь у народа. Что смысла Первой Чеченской кампании подавляющее большинство россиян просто не понимало, а её справедливость вызывала очень серьёзные сомнения. Но во вражеском плену всё это вдруг оказалось неважно. Важно же было то, что Евгения ненавидели за то, что он - русский и православный. И истязали за то, что он русский и православный. И требовали от этих двух кое для кого очень неприятных фактов сознательно отречься. А Евгений не отрёкся. Он выбрал Родину и веру. Он совершил подвиг, подобный подвигам героев Великой Отечественной, в условиях, которые совершенно не располагали к героизму. И поскольку он - практически наш современник, то, наверное, и мы призваны в чём-то сверять свои мысли и поступки по этому "камертону".
Казалось бы - всё просто. Однако, находятся странные личности, которым этой простоты оказывается недостаточно. И под их руками герой недавней войны, вместо того, чтобы служить примером "для ребят, что сейчас растут", неожиданно оказывается знаменем, под которое они скликают единомышленников для борьбы... Нет, не с исламским терроризмом, жертвой которого пал Родионов. Не с нынешними внешними врагами России. А с той самой Русской Православной Церковью, от которой он не захотел отречься.
Рецепт оказался достаточно тривиален и хорошо обкатан на Гришке Распутине и Иване Грозном в прошлое десятилетие. Достаточно выдвинуть идею о немедленной канонизации новоявленного мученика, дождаться, что Церковь эту идею закономерно отвергнет, - и готово, дальше градус антицерковных настроений можно взвинчивать практически до бесконечности. Обратите внимание, как провокаторы назвали свой материал. "Чиновники мешают канонизации героя". Нравственные оценки расставлены предельно чётко. Кто друг, а кто враг - обозначено. Проведена линия водораздела на "своих" и "чужих". Но сразу же встаёт вопрос: каким образом в нашем светском государстве, от которого Церковь, по конституции, до сих пор остаётся отделена, чиновники могут вмешиваться в чисто внутрицерковные дела - в вопросы канонизации святых. Что ж, читаем текст - и там обнаруживаем, что эти самые злокозненные "чиновники", враги святости - на самом деле священноначалие Русской Православной Церкви и Синодальная комиссия по канонизации святых. То есть, Евгений Родионов, несомненно, был бы прославлен, если бы этому прославлению не противились "богоборцы" из "ЗАО РПЦ".
Собственно, на этом всё уже предельно ясно: перед нами - классическая ересь, внятно отрицающая православный Символ Веры, в коем же сказано: "Во Едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь". Вот так. Нету никаких таких злокозненных "чиновников" из Патриархии, есть Едина Святая Соборная и Апостольская Церковь, решения которой обязательны к исполнению всеми, кто желает мнить себя христианами. И кто учит иначе, тот пребывает в ереси.
Но ведь подвиг Евгения Родионова был? Был, чему лучшее подтверждение - Орден Мужества. И парень на фотографии весьма и весьма симпатичный, что должно дополнительно расположить в его пользу наших "церковных бабушек". И готово: очередной раздражитель, мешающий этим самым бабушкам с должным почтением относиться к своим от Бога поставленным пастырям, создан.
Но давайте вникнем в ситуацию как следует. Прежде всего, по церковным канонам никто никого не имеет права канонизировать, пока не пройдёт определённое количество лет с момента кончины (профессиональные богословы и священники, пребывающие у меня в друзьях, наверняка вспомнят, сколько именно лет должно пройти). Заявка же на канонизацию "святого мученика воина Евгения", если верить самим расколоучителям [1], была подана аж в 2003 году. То есть - спустя всего семь лет после кончины героя. Уже в силу этого обстоятельства следовало заранее знать, что эта заявка будет отвергнута. На это и был сделан расчёт: канонизация гарантированно не состоится - и можно будет возгонять обвинения против Церкви до бесконечности, вплоть до прямого получения Патриархом взятки от убийц [2]. Читаем дальше: "В начале 2004 года Синодальная комиссия Русской Православной Церкви по канонизации отказала в канонизации по причинам отсутствия достоверных сведений о мученической в церковном смысле кончине"[3]. Вот, оказывается, как. Синодальная Комиссия, оказывается, изучала вопрос, и "не нашла достоверных доказательств". Можно сколько угодно обижаться на чёрствость "синодальных чиновников", тем более, что человеком, взявшим на себя труд публично озвучить позицию Синодальной Комиссии, были допущены выражения, оскорбительные для матери Евгения Родионова. Но давайте задумаемся вот о чём. Если усопший не канонизирован, то это означает, что Церковь регулярно совершает по нём заупокойные богослужения. Молится об упокоении его души в селениях праведных. Повредят ли такие молитвы душе человека, если он действительно свят? Ни в малейшей степени. Напротив, святой, ощущая молитвенную связь с земной Церковью, будет в ответ молиться за неё перед престолом Отца Небесного. После канонизации заупокойные молитвы прекращаются. Теперь уже Церковь молится не за новопрославленного святого, а непосредственно ему - прося молитвенного заступничества. Вы представляете себе, какая ответственность лежит на человеке, принимающем решение о канонизации? Ведь прославить в лике святых человека, душа которого ещё не упокоилась в Царстве Небесном, - значит лишить этого человека заупокойной молитвы, лишить его последней надежды на благополучное решение своей посмертной участи. Канонизация в этом случае по факту оборачивается ... анафемой. И только естественно, что Церковь не проявляет поспешности при канонизации святых.
Вот, казалось бы, поле деятельности для сторонников канонизации Евгения Родионова. Если у Синодальной Комиссии "не хватает достоверных сведений" об обстоятельствах его гибели, пожалуйста - поезжайте в Чечню, ищите эти достоверные сведения, благо, сейчас в Чечне уже не воюют, и голову вам за расспросы о Евгении Родионове не отрежут. Если нет денег на поездку в Чечню - допускаю и такое - наверное, с помощью соцсетей или той же самой Л.В. Родионовой не составит труда найти сослуживцев Евгения. Можно наградные документы поднять, наконец! Но вместо изыскания новых достоверных сведений о подвиге Е. Родионова неожиданно начинаются набившие уже оскомину рассказы о "чудесах". Ребята, вы вообще с церковным преданием хоть каким-то боком соприкасались? Вам что, неизвестно, что чудеса и от бесов бывают? Вам неизвестно, что именно и только по этой причине Церковь, рассматривая факты посмертных чудотворений как одно из доказательств святости, тщательно проверяет каждое сообщение о подобных чудесах, ничего не принимая на веру [4]?
Прошу не понять меня превратно. Я не против Евгения Родионова - см. начало данной статьи. И не против его канонизации. Но эта канонизация должна идти в рамках канонического права. А не путём давления на священноначалие снизу. Иначе Церкви могут быть силой навязаны в качестве святых откровенные еретики и колдуны (вроде Гришки Распутина или Ванги, у которой также полно почитателей). Понятно, что герой Чеченской войны почитается в народе. Понятно, что многие хотели бы видеть его в лике святых. Но если сегодня некая группа "активистов" путём угроз и голословных обвинений вырвет у священноначалия вожделенный акт о канонизации Евгения Родионова - предположим, действительно достойного канонизации, то завтра вновь явится полоумная [5] мамаша Славика Крашенинникова с ордой своих сторонников и тоже потребует канонизации своего сына под предлогом его "всенародного" почитания. И про кучу чудес расскажет. А если кто-то посмеет указать ей на данные психиатрии или на то, что учение о предсуществовании души (активно разделявшееся Славиком) Церковью не приемлется, он точно так же автоматически попадёт в разряд "бездушных и коррумпированных чиновников", прислуживающих на этот раз уже не мусульманским "оккупантам", а прямо и непосредственно антихристу. Чтобы столь удручающая перспектива не стала реальностью - решение о канонизации должно быть свободным волеизъявлением Церкви, а не чем-то, навязанным ей силой.
Заканчивается статья расколоучителей [6] весьма характерно для подобного рода публицистики: "Православный народ и сегодня продолжает требовать (!!!) признания Евгения Родионова мучеником". Простите, но это уже просто клевета. Клевета на весь православный народ, потому что как раз православный народ ничего не дерзает требовать у своих пастырей. Православный мирянин, обращаясь к священникам, а паче - к епископам, может только просить и ходатайствовать. Требовать же от Церкви чего бы то ни было - это "родовое клеймо" протестантизма. Зачем, скажите мне, существует у нас Таинство Священства, если вероучительные вопросы будут решаться большинством голосов рядовых прихожан? И куда мы в итоге с таким способом принятия решений скатимся, если большинство наших прихожан богословски неграмотно? Само по себе это не есть грех - не каждому же быть богословом, в Церкви есть место для разных служений. Для чего в ней точно нет места - так это для демократических процедур в вероучительных вопросах. Иначе мы очень быстро не узнаем веры, завещанной нам святыми отцами.
В довершение хочу напомнить слова одного из тех самых "чиновников Московской Патриархии", на которые ссылаются сами расколоучители: "Вопрос о канонизации рядового Евгения Родионова будет решен положительно — это вопрос времени". Это сказал очень мудрый человек - протоиерей Димитрий Смирнов. Я верю, что так оно и будет. Канонизация - вопрос времени. Необходимые условия для канонизации, определённые Поместным Собором 1918 года, в отношении Евгения Родионова имеют место [7]. И значит, нам надо запастись терпением, ждать и молиться. Не рисуя самочинных "икон", не составляя самочинных "служб", а просто и скромно молиться об упокоении души воина Евгения и об открытии правды. Если кому-то хочется ускорить процесс - пожалуйста, никто не мешает ему собирать сведения о биографии героя, это в любом случае станет душеполезным занятием, безотносительно канонизации. Что же ни при каких обстоятельствах недопустимо - так это шантаж Матери-Церкви.
________________________________________
Примечания
[1] а им, вроде как, тут врать незачем
[2] Фактически именно об этом и заявлено: "чиновники из МП яростно препятствуют канонизации мученика Евгения Родионова, оправдываясь тем, что канонизация якобы повлияет на взаимоотношения МП и мусульман"
[3] Так всё-таки причина - в отсутствии достоверной информации или в исламобоязни "чиновников из Московской Патриархии"? Вы уж там разберитесь сначала, господа расколоучители, прежде, чем огород городить.
[4] В частности, в старину случаи чудесных исцелений обязательно удостоверялись светскими врачами.
[5] или излишне корыстолюбивая
[6] скрывших - что симптоматично - свои имена. Православный христианин, вообще-то, стремится исповедовать свою веру. То есть - говорит о ней открыто. А у этих расколоучителей мы видим ощутимо иную тактику.
[7] Об этих критериях говорит, в частности, игумен Дамаскин (Орловский). Примечательно, что если для прославления праведных и преподобных требуется, чтобы богоугодность жизни подвижника была подтверждена народным почитанием и посмертным чудотворением, то для мученика достаточно самого факта мученической кончины. В случае же с Евгением Родионовым мы имеем и то, и другое: и мученическую кончину, и факт широкого народного почитания, и - по некоторым сведениям - случаи посмертных чудес.
Journal information