24 мая в светском календаре Российской Федерации - это День Славянской письменности и культуры. В церковном календаре - это день памяти святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. И это - не случайное совпадение. Равноапостольные братья совершили подвиг, результатом которого как раз и стало появление того, что мы ныне называем русской культурой и чем по праву гордимся. Пойдя с проповедью в славянские земли, переведя на ими же сконструированный церковно-славянский язык Священное Писание, богослужебные и святоотеческие тексты, братья Кирилл и Мефодий вместе с их ближайшими учениками сделали возможной дальнейшую проповедь Православия среди славянских народов. Прошло немногим более ста лет после блаженной кончины св. Мефодия (св. Кирилл скончался раньше) - и Русь под влиянием другого, уже местного равноапостольного святого - князя Владимира - приняла Святое Крещение.
Памятник Кириллу и Мефодию
Священномученик Иосиф, митрополит Астраханский
Дмитрий Филин (filin_dimitry), весьма аккуратно ведущий в своём ЖЖ рубрику, посвящённую православным святым, пишет о нём:
"Священномученик Иосиф, первый митрополит Астраханский, родился в 1579 году в Астрахани в семье родителей Климента и Варвары. Скорби и страдания сопровождали его с юных лет до мученической кончины. Мальчику было семь лет, когда, в их городе разразилась смута, произведенная сторонниками самозванца Лже-Дмитрия I. В дом его родителей ворвались казаки, один из которых ударил мальчика камнем по голове, отчего он страдал потом всю жизнь.
Ища спасения своей души, Иосиф поступил в местный Троицкий монастырь. Здесь он подвизался в молитве, посте и трудах сначала в звании простого монаха, а позже — в сане игумена и архимандрита. Затем он был посвящен патриархом Никоном в Архиепископа Астраханского.
Был он достойнейшим архипастырем. О его добродетельной жизни и мудрой рассудительности знали не только в астраханском крае, но и далеко за пределами его. Благочестивейший царь Алексей Михайлович питал к нему особенное благоволение и вызывал его в Москву на церковный совет (в 1663—64 гг.). Привлек он любовью к себе и святейших патриархов восточных — Александрийского (Паисия) и Антиохийского (Макария), которых он принимал у себя в доме, когда они по царскому зову направлялись в Москву через Астрахань. Патриархам он показался тогда «аки светлейшая звезда, всякое служение человеколюбия и странноприимства являя: в скорбях утешение, в бедствиях помощь, в местах малопроходимых наставление словом и делом; явствуяся доброслужен, рачитель теплый, и во всяких нужных делах творя велие попечение и прилежность». Вот почему патриархи взяли Иосифа с собой в Москву на церковный собор. Здесь они просили царя возвести Иосифа в сан митрополита за его великие труды и добродетели, чтобы и прочие архипастыри, смотря на него, подражали ему. Царь охотно согласился на просьбу патриархов. Тогда же поставили Иосифа в митрополиты (в 1667 г.), причем патриархи, в знак своего уважения, подарили ему дорогое архиерейское облачение (саккос), вытканное из сученого шелка с золотом.
11 мая 1672 года во время бунта Стеньки Разина святитель Иосиф принял мученическую кончину в Астрахани. Это печальное событие было подробно описано очевидцами и свидетелями, священниками Астраханского собора Кириллом и Петром.
Степан Разин
Когда казаки (разинцы - М.М.), взяв Астрахань, окружили собор, они потребовали, чтобы святитель вышел к ним. Он же велел звонить в большой колокол, чтобы собралось все духовенство, сам облачился и в сопровождении духовенства вышел. Обвинив его в сношениях с Московским правительством и казаками, отложившимися от Разина, они потребовали, чтобы он разоблачился. После долгих пыток сбросили святителя Иосифа со ската крыши собора. Священники подняли тело священномученика и, облачив в святительские одежды, положили в приготовленный гроб. На следующий день, после совершения панихиды, дело святителя было перенесено в придел св. Афанасия и Кирилла в Астраханском соборе и в течение девяти дней оставалось не погребенным. Затем мощи были положены в гробницу и в скором времени прославлены чудотворениями.

Астраханский кафедральный собор - место упокоения священномученика
Канонизация святителя совершена на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в апреле 1918 года" (конец цитаты).
В этой истории удивительно всё. Удивительна ненависть, которую он встречает со стороны мятежников. Для них сам факт того, что астраханский преосвященный не "отложился" от московского правительства - уже достаточное основание, чтобы самовольно, дерзновенной рукой "снять" с него священный сан - мятежники требуют, чтобы владыка разоблачился. Когда же он отказывается подчиниться произволу - его подвергают истязаниям, а потом - и позорной казни. Удивительно, что владыка хорошо понимает, что от разинцев ждать подобающего его сану обхождения ему не приходится - и приказывает звонить во все колокола, созывая духовенство. Для чего? Не иначе - для того, чтобы было, кому засвидетельствовать безумную агрессию мятежников и его собственную твёрдость. Дабы лишить мятежников всякой возможности трубить по России о том, что он, митрополит Астраханский, склонил перед ними голову, уступил их требованиям, отрёкся от своего служения. Для христианина это важный момент: он может, смирения ради, согласиться с любым, самым абсурдным обвинением - но не с обвинением в отступничестве. Ибо даже молчаливо согласившись с ним, человек тем самым совершает акт отречения от Христа. Митрополит же Иосиф остался верен Спасителю и Его Церкви.
И особо следует отметить, что во все века - что в ХХ-м, что в XVII-м - мятежники, бунтующие против законной государственной власти, с особой яростью обрушиваются именно на Церковь - и тем самым обнаруживают сатанинские корни собственных замыслов. Симптоматично также, что прославление митрополита Иосифа произошло именно на Соборе 1918 года. Только что к власти пришли большевики. Своё отношении к Православию они недвусмысленно продемонстрировали совсем недавно - во время ноябрьских боёв в Москве. И вот Церковь в стране, охваченной всеобщим бунтом, канонизирует митрополита, умученного от бунтовщиков. Недвусмысленный жест, для которого требовалось немалое мужество. И уже скоро большинство делегатов Собора пополнят собой ряды новомучеников и новоисповедников Российских.
Вот и получилось, что священномученик Иосиф своей судьбой фактически послужил прообразом будущих гонений на Православие. И стал личным примером для тех, кого повлекли на смерть и муки новые "разинцы".
_________________________________
* Сведения о дохристианской истории Руси смутны и отрывочны - ведь письменность пришла на Русь вместе с Евангелием, славянская азбука была создана всё теми же Кириллом и Мефодием. Ещё более отрывочны и противоречивы сведения о дохристианских верованиях славян - по той же причине. Сколько бы ни пытались наши оппоненты сочинить "русские веды", сколько бы ни прописывали на Руси "древние руны" и прочую оккультно-языческую чепуху - все их построения повисают в пустоте, ибо натыкаются на полное отсутствие достоверных письменных источников. Вернее, источники-то есть - это воспоминания арабских и греческих путешественников, проникавших на Русь, вот только свидетельствуют они совсем не о том, в чём нас пытаются убедить почитатели "Велесовой книги"...
Journal information