Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Category:

Прообразуя грядущие гонения...

24 мая в светском календаре Российской Федерации - это День Славянской письменности и культуры. В церковном календаре - это день памяти святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. И это - не случайное совпадение. Равноапостольные братья совершили подвиг, результатом которого как раз и стало появление того, что мы ныне называем русской культурой и чем по праву гордимся. Пойдя с проповедью в славянские земли, переведя на ими же сконструированный церковно-славянский язык Священное Писание, богослужебные и святоотеческие тексты, братья Кирилл и Мефодий вместе с их ближайшими учениками сделали возможной дальнейшую проповедь Православия среди славянских народов. Прошло немногим более ста лет после блаженной кончины св. Мефодия (св. Кирилл скончался раньше) - и Русь под влиянием другого, уже местного равноапостольного святого - князя Владимира - приняла Святое Крещение.


Памятник Кириллу и Мефодию

Я уже касался вопроса о том, что вся русская культура, и в особенности - русская классическая литература родом так или иначе из Православия, пусть даже сами авторы этого до конца и не осознавали, пусть они даже полемизировали в своих сочинениях с Церковью. Православие - это стержень, державший всё здание русской культуры и русской государственности в "историческую" эпоху*. И вовсе не случайно те, кто стремился разрушить Россию "до основанья, а затем", в первую очередь объявляли войну на уничтожение именно Церкви. Выдёргивая Православие из народной жизни, они ломали хребет народу, лишали его исторической опоры - и как следствие, могли спокойно и свободно дальше манипулировать его сознанием. История ХХ века помнит тысячи имён новомучеников и новоисповедников российских, павших от рук богоборческой большевистской власти, у истоков которой стояли прямые иностранные агенты. История более ранней эпохи - смутного времени начала XVII века - помнит имена священномучеников, уничтоженных польскими захватчиками, ибо Церковь с самых первых дней польско-литовского вторжения стала оплотом сопротивления. Но вот вам несколько неожиданный герой. Священномученик, пострадавший в период, когда "польская" смута уже успела благополучно закончиться, а большевистская - даже не маячила ещё на историческом горизонте. Священномученик Иосиф, митрополит Астраханский. Страдальческая кончина которого удивительным образом совпала с днём памяти Кирилла и Мефодия. Святые братья заложили основы русской православной культуры. Священномученик Иосиф пал от кощунственной руки тех, кому эта культура была от всей души ненавистна.


Священномученик Иосиф, митрополит Астраханский


Дмитрий Филин (filin_dimitry), весьма аккуратно ведущий в своём ЖЖ рубрику, посвящённую православным святым, пишет о нём:

"Священномученик Иосиф, первый митрополит Астраханский, родился в 1579 году в Астрахани в семье родителей Климента и Варвары. Скорби и страдания сопровождали его с юных лет до мученической кончины. Мальчику было семь лет, когда, в их городе разразилась смута, произведенная сторонниками самозванца Лже-Дмитрия I. В дом его родителей ворвались казаки, один из которых ударил мальчика камнем по голове, отчего он страдал потом всю жизнь.


Ища спасения своей души, Иосиф поступил в местный Троицкий монастырь. Здесь он подвизался в молитве, посте и трудах сначала в звании простого монаха, а позже — в сане игумена и архимандрита. Затем он был посвящен патриархом Никоном в Архиепископа Астраханского.

Был он достойнейшим архипастырем. О его добродетельной жизни и мудрой рассудительности знали не только в астраханском крае, но и далеко за пределами его. Благочестивейший царь Алексей Михайлович питал к нему особенное благоволение и вызывал его в Москву на церковный совет (в 1663—64 гг.). Привлек он любовью к себе и святейших патриархов восточных — Александрийского (Паисия) и Антиохийского (Макария), которых он принимал у себя в доме, когда они по царскому зову направлялись в Москву через Астрахань. Патриархам он показался тогда «аки светлейшая звезда, всякое служение человеколюбия и странноприимства являя: в скорбях утешение, в бедствиях помощь, в местах малопроходимых наставление словом и делом; явствуяся доброслужен, рачитель теплый, и во всяких нужных делах творя велие попечение и прилежность». Вот почему патриархи взяли Иосифа с собой в Москву на церковный собор. Здесь они просили царя возвести Иосифа в сан митрополита за его великие труды и добродетели, чтобы и прочие архипастыри, смотря на него, подражали ему. Царь охотно согласился на просьбу патриархов. Тогда же поставили Иосифа в митрополиты (в 1667 г.), причем патриархи, в знак своего уважения, подарили ему дорогое архиерейское облачение (саккос), вытканное из сученого шелка с золотом.

11 мая 1672 года во время бунта Стеньки Разина святитель Иосиф принял мученическую кончину в Астрахани. Это печальное событие было подробно описано очевидцами и свидетелями, священниками Астраханского собора Кириллом и Петром.




Степан Разин



Когда казаки (разинцы - М.М.), взяв Астрахань, окружили собор, они потребовали, чтобы святитель вышел к ним. Он же велел звонить в большой колокол, чтобы собралось все духовенство, сам облачился и в сопровождении духовенства вышел. Обвинив его в сношениях с Московским правительством и казаками, отложившимися от Разина, они потребовали, чтобы он разоблачился. После долгих пыток сбросили святителя Иосифа со ската крыши собора. Священники подняли тело священномученика и, облачив в святительские одежды, положили в приготовленный гроб. На следующий день, после совершения панихиды, дело святителя было перенесено в придел св. Афанасия и Кирилла в Астраханском соборе и в течение девяти дней оставалось не погребенным. Затем мощи были положены в гробницу и в скором времени прославлены чудотворениями.




Астраханский кафедральный собор - место упокоения священномученика


Канонизация святителя совершена на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в апреле 1918 года" (конец цитаты).

В этой истории удивительно всё. Удивительна ненависть, которую он встречает со стороны мятежников. Для них сам факт того, что астраханский преосвященный не "отложился" от московского правительства - уже достаточное основание, чтобы самовольно, дерзновенной рукой "снять" с него священный сан - мятежники требуют, чтобы владыка разоблачился. Когда же он отказывается подчиниться произволу - его подвергают истязаниям, а потом - и позорной казни. Удивительно, что владыка хорошо понимает, что от разинцев ждать подобающего его сану обхождения ему не приходится - и приказывает звонить во все колокола, созывая духовенство. Для чего? Не иначе - для того, чтобы было, кому засвидетельствовать безумную агрессию мятежников и его собственную твёрдость. Дабы лишить мятежников всякой возможности трубить по России о том, что он, митрополит Астраханский, склонил перед ними голову, уступил их требованиям, отрёкся от своего служения. Для христианина это важный момент: он может, смирения ради, согласиться с любым, самым абсурдным обвинением - но не с обвинением в отступничестве. Ибо даже молчаливо согласившись с ним, человек тем самым совершает акт отречения от Христа. Митрополит же Иосиф остался верен Спасителю и Его Церкви.

И особо следует отметить, что во все века - что в ХХ-м, что в XVII-м - мятежники, бунтующие против законной государственной власти, с особой яростью обрушиваются именно на Церковь - и тем самым обнаруживают сатанинские корни собственных замыслов. Симптоматично также, что прославление митрополита Иосифа произошло именно на Соборе 1918 года. Только что к власти пришли большевики. Своё отношении к Православию они  недвусмысленно продемонстрировали совсем недавно - во время ноябрьских боёв в Москве. И вот Церковь в стране, охваченной всеобщим бунтом, канонизирует митрополита, умученного от бунтовщиков. Недвусмысленный жест, для которого требовалось немалое мужество. И уже скоро большинство делегатов Собора пополнят собой ряды новомучеников и новоисповедников Российских.

Вот и получилось, что священномученик Иосиф своей судьбой фактически послужил прообразом будущих гонений на Православие. И стал личным примером для тех, кого повлекли на смерть и муки новые "разинцы".

_________________________________
* Сведения о дохристианской истории Руси смутны и отрывочны -
ведь письменность пришла на Русь вместе с Евангелием, славянская азбука была создана всё теми же Кириллом и Мефодием. Ещё более отрывочны и противоречивы сведения о дохристианских верованиях славян - по той же причине. Сколько бы ни пытались наши оппоненты сочинить "русские веды", сколько бы ни прописывали на Руси "древние руны" и прочую оккультно-языческую чепуху - все их построения повисают в пустоте, ибо натыкаются на полное отсутствие достоверных письменных источников. Вернее, источники-то есть - это воспоминания арабских и греческих путешественников, проникавших на Русь, вот только свидетельствуют они совсем не о том, в чём нас пытаются убедить почитатели "Велесовой книги"...

.

Tags: Век семнадцатый, История Отечества, Наши святые, Православие
Subscribe

promo mikhael_mark december 26, 2019 12:52 8
Buy for 10 tokens
Как известно, одним из главных аргументов тех, кто категорически выступает против передачи храмовых зданий верующим, является ограниченность финансовых ресурсов у Церкви и отсутствие понимания "всей всемирно культурной ценности этих старинных памятников". В итоге, делается вывод,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments