Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Categories:

Сто лет со дня рожденья Настоящего Человека

20 мая 2016 года исполнилось ровно сто лет со дня рожденья знаменитого лётчика-аса, героя Советского Союза Алексея Петровича Маресьева. Человека-легенды, сумевшего вернуться в строй и продолжить воевать без обеих ног.



Герой Советского Союза Алексей Маресьев


Для детей советской эпохи имя Маресьева было по существу нарицательным. Книга Бориса Полевого "Повесть о настоящем человеке" проходилась в школе, имя прославленного героя знали все. Офицер Красной Армии, лётчик-истребитель, потерявший обе ноги и сумевший после этого вернуться в строй и продолжить уничтожать вражескую авиацию вызывал неподдельное, не навязанное коммунистическим официозом восхищение и желание подражать. Мне повезло застать этого героя среди нас, видеть его, пусть не живьём, так по телевизору. К тому времени Маресьев был уже очень пожилым человеком, однако, держался бодро. И не укладывалось в голове, что совсем скоро наступит день, когда Алексея Петровича не станет...

Что же известно о Маресьеве? Он родился в разгар Первой Мировой войны, 20 мая 1916 года. Всего ничего оставалось до самой громкой победы русского оружия в ту войну - до знаменитого Брусиловского прорыва. А в провинциальном Камышине (ныне - Волгоградская область) в семье солдата-фронтовика родился сын. И никто даже не догадывался о том, какую роль предстоит в будущем сыграть этому младенцу.

Отец вернулся с фронта спустя три года, совершенно подорвавшим своё здоровье, и вскоре скончался. Матери пришлось поднимать сына одной. Сайт "Красные соколы" сообщает, что Екатерина Николаевна Маресьева была женщиной работящей и с детства приучала своих сыновей - у Алексея Петровича были два брата - к труду, честности и справедливости.

Мать зарабатывала мало, поэтому окончить десятилетку Алексею не удалось. После 8 класса он поступил в ФЗУ и получил специальность слесаря. Потом была учёба на рабфаке. Видимо, уже тогда Алексей Петрович задумывался о том, чтобы связать свою жизнь с авиацией. Во всяком случае, в архивах сохранилось его заявление, которое он подавал в Московский авиационный институт. Однако, 30-е годы внесли свою коррективу.... Понимаю своих читателей, которые несколько напряглись. Но 30-е годы прошлого столетия - это не только разгул "красного террора", это ещё и время небывалого трудового энтузиазма, время великих строек. "Мы обязаны пробежать за десять лет путь, который другие страны прошли за 200 лет, - обозначал цель кремлёвский диктатор с трубкой. - Либо мы сделаем это, либо нас сомнут". "Либо мы сделаем это - либо нас сомнут", - повторили за ним десятки и сотни тысяч парней и девушек по всей стране - и срывались с насиженных мест, отправляясь на Урал, в Сибирь, на Дальний Восток, туда, где прежде бродили лишь дикие звери да немногочисленные местные охотники. И среди тайги возносились к небу города и заводы. Шли на Восток поезда по только что проложенным магистралям. Природные ресурсы Сибири и Дальнего Востока начинали работать на индустриализацию России. Страна твёрдой ногой становилась в Азии, и помогавшие ей в этом энтузиасты-комсомольцы даже не догадывались, что реализуют они фактически экономическую программу низложенного императора Николая Второго.



Увлёк этот комсомольский энтузиазм и молодого Лёшу Маресьева. Забыв на время о своём заявлении в институт, в 1934 году он отправляется строить Комсомольск-на-Амуре. Как сообщает "Википедия", решение о строительстве города было связано с тем, что в январе 1932 года власти решили построить на Амуре судостроительный завод, выбрав для этого окрестности села Пермского и нанайского стойбища Дзёмги. Одновременно с возведением судостроительного завода начали строить и авиационный завод, который, видимо, и притянул к себе внимание комсомольца Маресьева.  Вместе со всеми Алексей Петрович пилит лес, расчищая место для будущих первых жилых кварталов, возводит дома. Потом переходит со строек на водный транспорт в качестве моториста... И посещает местный аэроклуб: когда чётко видишь перед собой цель, когда жизнь подчинена этой цели - можно успевать и работать на благо Отечества, и осваивать воздушное пространство. К 1937 году, когда Алексея призвали в армию, он уже имел кое-какой опыт по части авиации. Во всяком случае, службу он проходил в качестве авиационного техника в авиаотряде Сахалинского морского пограничного отряда, а после демобилизации был направлен в Батайскую авиационную школу пилотов. Окончил её будущий ас в 1940 году и остался лётчиком-инструктором, что свидетельствует о его высоком лётном мастерстве.

Когда грянула Великая Отечественная война, Алексей, как и многие его сверстники, начал проситься на фронт. Ходатайство было уважено, и уже 23 августа 1941 года, в районе Кривого Рога (Украина) Маресьев совершил свой первый боевой вылет в составе 296-го истребительного авиаполка на Южном фронте. Лётчики летали на штурмовку наземных целей - укреплённых вражеских позиций, которые расстреливали на бреющем полёте из пулемётов. Задача крайне опасная, особенно для небронированных истребителей. Но в 1941 году нужная техника не всегда оказывалась под рукой у командования, приходилось использовать то, что имелось. Использовали, и небезуспешно.


Алексей Маресьев на аэродроме

Часто приходится слышать, что до самого конца Второй Мировой войны немецкие асы безраздельно господствовали в воздухе, многократно опережая по числу воздушных побед "тупых совков", летавших на "допотопных" деревянных "этажерках". Я не являюсь профессионалом в области авиации, если допущу ошибку - меня есть, кому поправить (например, уважаемому Вячеславу Кондратьеву - vikond65). Но стоит заметить, что разница в числе воздушных побед советских и германских лётчиков определяется не столько выучкой пилотов и качеством техники, сколько целями, которые ставило перед авиацией командование. И если немцы всячески поощряли так называемую "свободную охоту", то советское командование стремилось обеспечить в первую очередь взаимодействие авиации с сухопутными войсками и различных видов авиации - друг с другом. Истребителям ставились в первую очередь задачи прикрытия собственных бомбардировщиков и штурмовиков, а также наземных войск от ударов с воздуха. И с этой задачей они успешно справлялись. А счёт... Счёт ведь не главное, если война выиграна.

Первый вражеский самолёт - военно-транспортный "юнкерс" Ju-52 - Маресьев сбил уже в начале 1942 года, находясь  на Северо-Западном фронте в составе 580 истребительного авиаполка. Шли бои за Демянский выступ. Между озёрами Ильмень и Селигер в Новгородской области развернулось ожесточённое сражение. Красной Армии удалось взять в кольцо немецкую группировку численностью около 95 тыс. чел. Однако, окружённая немецкая группировка не сдавалась, так как получала снабжение по воздуху. "Ежедневно, - указывает один из исторических сайтов, - в котёл прибывало по 100 - 150 самолётов, доставлявших окружённым гитлеровцам по 265 тонн грузов в день". Это-то снабжение и должны были нарушить истребители 580-го авиаполка. Один из таких транспортных самолётов, везших припасы окружённым захватчикам, и уничтожил Маресьев.


Военно-транспортный "юнкерс Ju-52" - первый самолёт, уничтоженный Маресьевым

К концу марта прославленный лётчик довёл свой счёт до 4-х вражеских самолётов. А 4 апреля 1942 года самолёт Маресьева был подбит над Демянским выступом. Как пишет Борис Полевой (а Маресьев общался с ним лично и ни разу не опровергал этого утверждения), Алексей Петрович в тот день имел задание прикрывать советские бомбардировщики. Которые неожиданно были атакованы истребителями противника. Маресьев вступил в бой с вражескими самолётами, но увлёкся погоней и попал в "двойные клещи": четыре вражеских машины окружили его истребитель и повели на свой аэродром. Пытаясь увернуться от них, Маресьев и был подбит.

А дальше начинается его беспримерная эпопея, которая и обессмертила его имя. Самолёт Маресьева рухнул на оккупированной врагом территории. 18 дней через лес, с размозжёнными ногами, Маресьев пробирался к своим. В любую минуту лётчик мог нарваться на немецкий патруль, уйти от которого у него не было ни малейших шансов. В конце концов Алексея Петровича спасли жители деревни Плавни - подобрали, спрятали, выкормили. Вскоре после этого деревня была освобождена советскими войсками. Раненого лётчика, ноги которого оказались не только раздроблены, но и сильно обморожены, вывезли в тыл. И началась мучительная борьба врачей за то, чтобы сохранить здоровье герою. Увы, врачи - не чудотворцы. Ноги спасти не удалось, из-за начавшейся гангрены их пришлось ампутировать.


Алексей Маресьев выбирается к своим. Апрель 1942-го.

На первых порах Маресьев впал в отчаяние. Мы не вправе осуждать его за это - герои тоже люди со своими человеческими слабостями. А Алексей Петрович рвался в небо. Он любил летать, а теперь к этому его стремлению добавилось стремление бить врагов Отечества, силу и жестокость которых он испытал и в бою, и особенно - когда выбирался к своим. К тому же в тылу у Алексея Петровича оставалась любимая девушка. Как-то она примет известие, что её жених стал безногим калекой? Положение спас раненый комиссар, оказавшийся соседом Маресьева по палате. Ему удалось "зажечь" молодого лётчика рассказом о его коллеге - герое Первой Мировой войны, научившемся летать на протезе собственного изготовления. Маресьев начал тренироваться, укреплять мускулатуру - сначала лёжа в кровати, потом, когда получил протезы - начал осваиваться на них. С помощью стула и линейки он сделал себе примитивный тренажёр, на котором заново учился управлять самолётом. Тренировки, тренировки, нескончаемые тренировки. Нам, сегодняшним, избалованным семью десятилетиями мирной жизни, трудно себе такое представить. А Маресьев не давал себе отдыха практически ни минуты, так как знал - это единственный для него шанс вернуться на фронт. И защищать Родину дальше, защищать тех детишек, которые подобрали его, почти бесчувственного, в лесу, ту женщину, которая не пожалела для него заколоть свою последнюю курицу. Защищать свою любимую, так и не знающую пока, что с ним приключилось. И миллионы таких же мирных граждан, в чью размеренную и в общем благополучную жизнь столь безжалостно ворвалась война.


Алексей Маресьев тренируется

Комиссия за комиссией. Отказ за отказом. Перевод в глубокий тыл - чтобы беспокойный лётчик даже помыслить не мог о возвращении на фронт. И новые тренировки. Маресьев выучился не только ходить на протезах - он бегал и танцевал на них, несмотря на адскую боль, и в конце концов добился своего. Ему разрешили заново учиться летать в 11-й запасной авиационной бригаде, дислоцированной в городе Иваново. Рассказывыают, что когда Маресьев в первый раз поднялся с инструктором в воздух, он не сдержался. Вместо положенных нескольких минут пилотировал самолёт целый час.

- Ноги-то не отморозил? - спросил Маресьева изумлённый инструктор. И ещё более изумился, когда услышал ответ:

- А у меня нет ног. Протезы.


Маресьев в кабине двухместного учебного самолёта

В действующую армию Алексей Петрович попал накануне Курской битвы. Сражения в воздухе шли жесточайшие. Каждая из сторон стремилась сбросить с неба другую - чтобы её собственная авиация могла беспрепятственно утюжить укрепления противника. О дальнейшем пишет М.Ю. Быков: "Командир полка берёг его - оставлял на аэродроме не выпуская на боевые задания. Алексею разрешали лишь подниматься в воздух лишь к моменту возвращения наших самолётов - для их прикрытия при посадке от внезапной атаки "охотников". Алексей всё понимал, но однажды не выдержал и обратился к командиру полка за разрешением идти в бой. Хорошо, что в полку оказался сочувствующий ему комэск капитан Александр Числов. Он видел, как Маресьев переживает, а потому предложил полетать с ним. Алексею сопутствовала удача - 6 июля 1943 года он открыл новый счёт воздушным победам - "завалил" Ме-109, причём на глазах комэска. Доверие к нему после этого сразу возросло. Словом, Александр Числов стал его крёстным отцом. Позже Алексей узнал, что комполка перед вылетом сказал Числову: мол, сильно в драку не лезь, береги ведомого. Затем Маресьев слетал с комэском ещё раз. И опять удачно. Так он вписался в коллектив и уже никто не мог упрекнуть его в том, что он стал обузой для полка".

Маресьев теперь воевал на самолёте Ла-5, бывшем одним из лучших советских истребителей. В боях над Курской дугой его слава как аса окрепла. Так, 20 июля 1943 года 10 советских истребителей, в число которых входил и самолёт Алексея Маресьева, принял бой против 20 бомбардировщиков врага "юнкерс Ju-87", которых прикрывали 24 истребителя "фокке-вульф FW-190", считавшихся одной из лучших немецких машин Второй Мировой войны. В ходе этого боя 13 самолётов врага было уничтожено, причём 2 "фокке-вульфа" сбил лично Маресьев. В этом же бою Маресьев спас жизни двум советским лётчикам: в отличие от асов Геринга, русские авиаторы всегда соблюдали неписанный закон: сам погибай, а товарища выручай.


Маресьев в воздушном бою




Самолёт Ла-5, на котором воевал А.П. Маресьев

Всего же за время войны Маресьев уничтожил 11 самолётов врага, из них 4 - до ранения, и 7 - уже после возвращения в строй. Без ног. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза.

К Алексею Петровичу пришла заслуженная слава. В июне 1944 года, когда Красная Армия громила и теснила немцев по всем фронтам, и грядущая Победа начала уже просматриваться довольно отчётливо, командованию удалось уговорить Маресьева вернуться на преподавательскую работу. Гвардии майор Маресьев стал инспектором-лётчиком Управления высших учебных заведений ВВС. К этому времени в его активе числилось 86 боевых вылетов.



А последний раз Маресьев поднялся в воздух уже в 1950-е годы. Все эти годы Алексей Петрович жалел только об одном - что отсутствие ног не даёт ему управлять реактивными самолётами. Самолёты всегда оставлись его излюбленной темой разговоров.

После войны Алексей Маресьев успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук в аспирантуре Академии общественных наук при ЦК КПСС. Долгое время возглавлял ветеранское движение в СССР, а затем - и в постсоветской России. Возлюбленная Галя дождалась его с фронта - они поженились, вдвоём с Алексеем Петровичем вырастили двоих сыновей (причём один из них - инвалид с детства). Галя лишь на год пережила своего любимого. 18 мая 2001 года в театре Российской Армии намечался торжественный вечер по случаю предстоящего 85-летия Маресьева. Однако за час до начала с Маресьевым случился сердечный приступ. В больнице, не приходя в сознание, он умер. Галина Викторовна Маресьева скончалась в 2002 году.


Алексей Маресьев - Герой Советского Союза

Героической судьбе Маресьева посвящена не только книга Бориса Полевого "Повесть о настоящем человеке", но и одноимённый художественный фильм, в котором прославленного аса сыграл не менее великий Павел Кадочников.

Испрашиваю молитв всех, кто это читает, об упокоении раба Божия Алексия. Вечная память этому человеку - символу мужества и настойчивости!


Памятник Алексею Маресьеву.
Стоит отметить очень удачное решение скульптора: ноги лётчика как будто
вмурованы в массивный гранит. Словно его сковали камнем, ампутировав ему ноги.
Но глаза Маресьева устремлены в небо. И у зрителя возникает чёткое ощущение,
что Маресьев обязательно полетит снова.

Tags: Великая Отечественная война, Вечная память, История Отечества, Люди и судьбы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo mikhael_mark december 26, 2019 12:52 8
Buy for 10 tokens
Как известно, одним из главных аргументов тех, кто категорически выступает против передачи храмовых зданий верующим, является ограниченность финансовых ресурсов у Церкви и отсутствие понимания "всей всемирно культурной ценности этих старинных памятников". В итоге, делается вывод,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments