Когда Русский Фронт Первой Мировой войны рухнул, во Франции находился русский экспедиционный корпус, направленный туда ещё императором Николаем II. Из чинов этого корпуса был сформирован Русский Легион Чести, продолживший войну в своей русской форме и с русскими погонами.
Группа офицеров Русского Легиона Чести
Именно русским бойцам из Легиона Чести удалось прорвать доселе неприступную "линию Гинденбурга". Википедия пишет об этом: "Первую линию укреплений русские забросали ручными гранатами, вторую взяли в штыковой схватке. На третью, последнюю траншею противника, легион кинулся с русским «Ура!», ошарашил немцев, побросавших оружие. Потери русского легиона в этом прорыве составили 9 убитых и 25 раненных". После этой победы русские войска вступили в город Майнц. Было это в сентябре 1918 года, когда в России уже вовсю полыхала другая война - Гражданская. А 11 ноября того же года Первая Мировая закончилась подписанием Версальского мира. Агрессивный блок с Германией во главе пришёл к своему закономерному краху.
Перед правительством Франции встал вопрос: что делать с русскими? Отрицать их вклад в дело спасения Западного фронта Первой Мировой было бы и глупо, и подло, и чревато бунтом. Солдаты прекрасно помнили своё прибытие во Францию в качестве тогда ещё Экспедиционного Корпуса - какие речи говорили им высокопоставленные французы, как девушки забрасывали их цветами и прочие проявления народных восторгов. С другой стороны, России в числе держав-победительниц, несмотря на все усилия белой дипломатии, не было. После большевистского переворота новое правительство заключило с Германией сепаратный мир, фактически признав поражение России [1], и демобилизовало старую Русскую Армию. Я не знаю, кто именно в руководящих кругах Франции вспомнил в те дни о белых русских, хранивших верность союзническим обязательствам и продолжавших борьбу против узурпаторов. Но было принято поистине мудрое решение - Русский Легион передать в распоряжение Белой Армии.
Бой белых (Корниловской Ударной дивизии) с красными.
И вот, в декабре 1918 года, бойцов Легиона Чести погрузили на корабли в Марселе и отправили в Новороссийск, в состав Добровольческой Армии Деникина. Антон Иванович и его ближайшие соратники рассчитывали получить новую крепкую и боеспособную часть, на уровне "именных полков". Отголосок этих надежд звучит и в дневниках рядовых участников Белого Движения. П.И. Бикс, командир пулемётной команды Дроздовского офицерского полка, писал, находясь в Донбассе [2]: "Генерал Шкуро очистил район Юзовка - Волноваха. Туда ожидается приход Партизанского генерала Алексеева полка, а к нам - Легиона Чести (остаток Особого корпуса во Франции), 900 штыков которого сейчас отдыхает в Ростове, а остальные - в Новороссийске" [3].
Дроздовцы идут в атаку.
Однако, пополнение оказалось ненадёжным. Легионеры прекрасно понимали, что такое сражаться "за веру, царя и Отечество". Понимали, что значит "союзнические обязательства". Они видели зверства германцев над мирным населением Европы и вполне логично пылали чувством мести против них. Но идея Белой Борьбы осталась для них чужда. Понять, почему они должны сражаться против каких-то большевиков, таких же, как они, русских парней, бывшие легионеры не смогли. Ужасов красного террора, пик которого пришёлся как раз на истекший 1918-й год, они не видели - а ведь именно этот террор и желание ему противостоять толкали многих добровольцев в ряды армии Деникина. А большевистские лозунги о национализации помещичьих угодий и "всенародной собственности" многим из них казались привлекательными - ведь этими "легионерами" в большинстве своём были обычные крестьянские парни, чьё представление о "счастье народном" не выходило за рамки пресловутого "отнять и поделить".
В результате Белая Армия, ведшая героические бои в Донбассе, крепкого пополнения так и не получила. Большая часть Легиона Чести, попав на Донбасский фронт, в первом же бою перешла к красным [4]. Оставшихся решили поначалу раскассировать по другим полкам, имевшим крепкое идейное ядро и понимавшим, ради чего они сражаются (в частности, пополнение из бывших легионеров получил Марковский офицерский полк), но в конце концов создали из бывших легионеров 1-й Кавказский офицерский полк. Полк до самого конца, до эвакуации Крыма сражался на стороне белых и прекрасно себя зарекомендовал, восстановив честь бывшего Легиона Чести.
Ещё одно фото бойцов Русского Легиона Чести во Франции
____________________________________
Примечания.
[1] которая, вообще-то, накануне Февральской революции стояла на пороге несомненной победы.
[2] где в апреле - мае 1919 года разгорелись ожесточённые бои между Добровольческой Армией Деникина и красными.
[3] Дроздовский и дроздовцы. - М.: Белые воины, 2012. - с. 439.
[4] Там же, с. 460. Стоит отметить, что самый известный на сегодняшний день солдат Легиона Чести - будущий Маршал Советского Союза Р.Я. Малиновский - не был в числе этих перебежчиков. Группу легионеров, в состав которой он входил, под флагом американского Красного Креста вывезли во Владивосток, откуда он и добрался до красных.
Journal information