
Одна из последних фотографий деда.
Здесь он в форме брежневского образца.
Деду довелось участвовать в освобождении Львова (Украина), после чего его полк перевели на 1-й Белорусский фронт, в составе которого он сражался за Люблин и Минск-Мазовецкий (Польша), принял участие в штурме Берлина. А потом снова отправиться на Дальний Восток, чтобы добивать японских агрессоров в их логове.
В военной биографии Александра Евгеньевича Маркитанова случаев много, но особенно запомнилось вот это семейное предание. Ориентировочно в 1944 году дед служил в наземных службах авиаполка, то есть его задачей был ремонт выведенных из строя врагом самолётов. Званием его тогда было "техник-лейтенант". И однажды на аэродром, где базировалась его часть, случился налёт вражеской авиации. Дед, не долго думая, поднял в воздух тот самый самолёт, который в тот момент ремонтировал, и на нём атаковал немецкие бомбардировщики. Один из этих бомбардировщиков был дедом сбит.

Одно из немногих сохранившихся фронтовых фото деда
Такой случай поставил командование перед непростым выбором. С одной стороны, совершён явный подвиг, отрицать который было невозможно. С другой - офицер Красной Армии оказал явное непослушание и нарушил все мыслимые и немыслимые нормы, подняв в воздух неисправный самолёт, да ещё и не состоя при этом в лётном составе. В конце концов, решение было принято Соломоново: сначала деду за своеволие объявили выговор, а затем - наградили Орденом Красной Звезды. Вот, и такое случалось на войне.
А это - наградной лист на деда за участие в разгроме японских империалистов.
Медаль "За боевые заслуги".
Вечная память тебе, дедушка! Да упокоит Господь твою душу в селениях праведных! И спасибо за взятый Берлин.
Journal information