В годы Великой Отечественной войны случалось всякое. Были великие подвиги, как личные, так и массовые, при мысли о которых остаётся лишь замереть, высоко задравши голову, в искреннем недоумении: как такое могли совершить обычные живые люди из плоти и крови, ещё недавно бывшие рядовыми обывателями и даже не помышлявшие о том, чтобы взять в руки оружие. Хватало и подлостей, когда такие же обычные россияне, украинцы или белорусы, до войны ничем не отличавшиеся от своих соотечественников, шли на службу к оккупантам, и не просто шли, а с большим усердием истребляли по приказу этих самых оккупантов своих соотечественников. И ведь далеко не всегда это были люди, обиженные советской властью, а нередко - и просто этой властью обласканные, как, например, незаслуженно популярный в православных кругах "историк" Борис Башилов, в годы Великой Отечественной войны бывший эсэсовским карателем, а до войны - большевистским партийным агитатором. До сих пор мало кого может оставить равнодушными история ребят-подпольщиков из "Молодой Гвардии", мурашки пробирают по коже, когда читаешь, что с ними сделали перед тем, как убить - и ведь не немцы, помешанные на расовой теории, творили эти ужасы. А простые русские и украинцы, жившие с молодогвардейцами некогда на одних и тех же улицах. Творили, выслуживаясь перед врагами собственного народа, явившимися в СССР не для того, чтобы осободить страну от большевизма, а для того, чтобы очистить себе пресловутое "жизненное пространство" от "расово неполноценных" славян.
А ещё случались на войне курьёзные случаи. Например, такая вот история. Время действия - ориентировочно 1944 год. Бомбардировочный авиационный полк получает приказ нанести бомбовый удар по плацдарму, занятому гитлеровскими войсками. Плацдарм хорошо укреплён, наступление сухопутных войск застопорилось. И вот, бомбардировщики должны проложить дорогу пехоте.
Но на подлёте к плацдарму командир полка видит, что немцы слишком хорошо укрепили его противовоздушную оборону, через плотный огонь вражеских зениток ну просто никак не прорваться. И удар не нанести, и самолёты придётся погубить ни за понюшку табаку. И командир полка отдал приказ отбомбиться по расположенному поблизости лесному массиву. А потом вернулся на аэродром и доложил, что задание выполнено.
Каково же было изумление командира авиаполка, когда наутро ему стало известно, что немцы на плацдарме неожиданно... сдались! В чём дело? Оказалось, что "неизвестными" советскими бомбардировщиками точным ударом был накрыт штаб, руководивший всей немецкой обороной на плацдарме и замаскированный в том самом лесу, по которому отбомбились осторожные лётчики. Штаб не был заметен с воздуха, и немцы пребывали в полной уверенности, что ему ничто не угрожает. Их удивление этим неожиданным и предельно точным бомбовым ударом было настолько велико, что они решили больше не искушать судьбу и капитулировать.
А дальше встал вопрос: кого награждать? Чей подвиг решил исход сражения? Командир бомбардировочного полка - тот самый, самолёты которого нечаянно уничтожили вражеский штаб - предпочёл не искушать судьбу: ведь приказ-то ему был нанести удар по плацдарму, а не по лесу, и он отрапортовал, что приказ выполнен. Стало быть - дважды нарушил дисциплину. Герои дня в итоге так и остались без награды.
А нас этот случай невольно заставляет задуматься над древней, но не утратившей своей актуальности заповедью: "Не судите, да не судимы будете. Промысла Божия мы не знаем. И как знать - возможно, именно то, что с нашей колокольни предстаёт ошибкой или даже преступлением, на деле окажется кратчайшим путём к цели.
_____________________________________
При написании использована статья "Герои есть, но они неизвестны" из журнала "Великая Победа".
Journal information