29 апреля 1849 года началась переброска по Варшавско-Венской железной дороге из Кракова в Вену русской пехотной дивизии под командованием генерала Панютина. В дальнейшем эта дивизия совместно с австрийскими войсками развернула наступление с запада на Будапешт. Одновременно 5-й армейский корпус генерала Лидерса вторгся в Венгрию с юго-востока, со стороны Молдавии, а армия генерал-фельдмаршала Паскевича-Эриванского - с северо-востока, со стороны Галиции. Так началась необъявленная война Российской Империи против Венгрии, ставшая, на мой взгляд, крупнейшей геополитической ошибкой Петербурга за весь позапрошлый век.
Послав войска на помощь Австрийской монархии, желавшей удержать под своей властью восставшую Венгрию, царь Николай Первый заслужил нелестное прозвище "европейского жандарма", сделал венгров, ранее относившихся к русским нейтрально, смертельными врагами России, погубил более 11 тысяч своих подданных, а благодарности со стороны австрийцев так и не дождался. Спасенная от неминуемого разгрома и развала русскими солдатами Австрийская империя всего через четыре года нанесла России удар в спину, фактически выступив на стороне ее врагов в Крымской войне. И в дальнейшем Венский двор во всех конфликтах на Балканах прямо или косвенно действовал против российских интересов. Апогеем этого противостояния стала Первая мировая война.
Всего этого могло не быть, если бы Николай проявил дальновидность и политическую мудрость, которых ему в последние годы жизни фатально не хватало. Ведь превращение Австрии из регионального гегемона в рядовое государство без великодержавных амбиций пошло бы России только на пользу. Быстротечная кампания 1849 года, продлившаяся всего три с половиной месяца и окончившаяся закономерным поражением венгерских войск, имела еще одно весьма негативное последствие. Легкие и почти бескровные победы над венграми вселили в царя и его министров ложную уверенность в непобедимости русской армии, а это способствовало развязыванию ими Крымской войны, итог которой известен.
Боевые потери 140-тысячной русской армии в венгерском походе составляли всего 710 солдат и офицеров убитыми. Однако, помимо этого, она потеряла в Венгрии и Трансильвании более 10500 человек, умерших от эпидемий холеры, дизентерии и брюшного тифа. Такова была плата за необдуманную и вредную авантюру. Интересно, что почти никто из русских художников-баталистов не посвятил интервенции в Венгрию ни одной своей работы. Есть сотни картин и гравюр, посвященных войне 1812 года и русско-турецким войнам, множество рисунков и живописных полотен отображают покорение Кавказа и Средней Азии, а по венгерскому походу я нашел только одну картину Готтфрида (Богдана) Виллевальде, которого можно назвать русским живописцем лишь с некоторой долей условности. Очевидно, наши художники понимали, что это не та война, которой стоит гордиться и которую следует увековечивать для потомков. Да и литературных произведений о тех событиях с российской стороны тоже не наблюдается.
Зато у венгров национально-освободительная война 1848-1849 годов - постоянная тема как в литературе, так и в изобразительном искусстве, ведь для них это один из краеугольных камней национальной идеологии. Далее - подборка картин на данную тему. портреты главных фигурантов венгерских событий и кое-какие артефакты. А на заставке - отчеканенная в Петербурге памятная медаль в честь "поражения и усмирения мятежа в Венгрии победоносным российским войском".
Одна из будапештских кофеен, в которых собирались будущие лидеры венгерского восстания против австрийского владычества.
Поэт и революционер Шандор Петефи провозглашает независимость Венгрии.
Жители Будапешта приветствуют манифест о независимости.
Одно из венгерских знамен времен войны 1848-49 годов против австрийских и российских войск.
Полевая пушка венгерской армии.
Деятели венгерской революции: глава правительства Венгрии Лайош Баттяни, президент Лайош Кошут, и главнокомандующий венгерской армии генерал Артур Гёргей.
Главные оппоненты венгерских повстанцев: австрийский император Франц-Иозеф Первый, фельдцехмейстер Юлиус фон Гайнау и фельдмаршал Альфред Виндишгрэц.
Главные персоны с российской стороны: царь Николай Первый, генерал-фельдмаршал Иван Паскевич-Эриванский и генерал Теодор фон Ридигер, принявший 1 августа 1849 года капитуляцию венгерской армии.
Бой венгров с австрийцами на рисунке венгерского художника XIX века Тана Мёра.
Битва при Тапиобичке 4 апреля 1849 г. на картине того же художника. Венгры преследуют австрийскую конницу.
Еще одна работа Тана Мёра: Австро-венгерская битва при Комароме 26 апреля 1849 года.
Тоже Комаром: венгры, обойдя с тыла, захватывают австрийскую батарею.
Взятие венграми крепости Буда.
Бой при Пакозди 29 сентября 1848 года - еще одна победа венгров над австрияками. Картина Роберта Заводского.
Захват русскими кавалеристами венгерской деревни. Картина Готтфрида Виллевальде, 1881 год.
Венгры геройски сражаются и красиво погибают, как и положено в классической батальной живописи позапрошлого века.
Капитуляция армии генерала Гёргея перед корпусом Ридигера у Вилагоша.
Journal information