Как мы знаем, всего через четыре дня эта же толпа легко отречётся от своего Господа и Спасителя, и не просто отречётся, а со злобой будет требовать Его казни. О причинах столь быстрой и разительной перемены сказано было много, касался этого вопроса и я. Нет смысла повторять общеизвестное. Стоит лишь обратить внимание, что страшные слова: "Распни! Распни Его!" - выкрикивала толпа, настроенная весьма религиозно. Более того, это была толпа, уже успевшая принять Христа и исповедать Его своим Спасителем. Успевшая принять - и с лёгкостью отрекшаяся. А значит, события Входа Господня в Иерусалим, как и события последующей Страстной Седмицы, обязывают нас внимательнее отнестись к собственному духовному состоянию. Чтобы и нам самим не оказаться в этой самой толпе.
Свт. Феофан Затворник в своей замечательной книге "Мысли на каждый день года" справедливо пишет о равнодушном христианине, который, причастившись Святых Таин - то есть, встретив Христа настолько близко, насколько это возможно, впустив Его внутрь себя, снова возвращается к своим прежним греховным страстям и порабощается ими. Такой христианин, по мнению владыки, уподобляется той самой иерусалимской толпе, "осанна" которой за четыре дня сменилась злобным "Распни!"
Хочется обратить внимание ещё и вот на что. Все мы помним принцип, по которому Спаситель будет совершать Свой Суд в конце времён: "То, что вы сделали одному из братьев Моих меньших - Мне сделали". Спаситель берёт на Себя не только наши беззакония и их трагические последствия. Он же в конце времён возьмёт на Себя и наши обиды. А это требует самого внимательного отношения с нашей стороны к ближнему.
А мы? Бывает, доверяем кому-то и готовы считать его своим лучшим другом, или восторгаемся кем-то сверх меры, превознося его едва ли не выше небес. А потом этот человек вдруг совершает нечто, для нас неожиданное. Нет, не подлость, не предательство, а просто - нечто, не вписывающееся в тот образ, который мы в своём воображении о нём составили. И конец прежнему доброму отношению. И недавний друг становится злейшим врагом, а недавний кумир повергается в прах и старательно топчется ногами. Какое там "возлюби, как самого себя"! И невдомёк нам, грешным, что человек вовсе не обязан быть предсказуемым, а его мировосприятие - всецело совпадать с нашим. Что наше собственное мировосприятие тоже ограничено. И что видя поступки человека, мы вряд ли до конца представляем себе его мотивы.
Особенно обидно, когда с такого рода отношением сталкиваются пастыри нашей Православной Церкви. Казалось бы, ещё совсем недавно наш Патриарх Кирилл воспринимался громадным большинством церковного народа как блестящий богослов, оратор и дипломат, как ревностный защитник традиционных христианских ценностей. И как стремительно после гаванской встречи он превратился в глазах многих в "идеолога апостасии", "проводника унии" и "служителя антихриста", каковым его считали прежде, до событий 2012 года. И ведь ничего не докажешь таким ревнителям, они будут безумно вращать глазами и повторять, как заведённые, что от века не бывало, чтобы наш Патриарх встречался с папой, а Кирилл, видно, думает, что он умнее всех, умнее святителя Гермогена Московского (который, как известно, предпочёл голодную смерть подчинению католикам). Да постойте же, вы же сами всего два года назад призывали народ постоять за нашего Патриарха, подвергающегося несправедливым нападкам либералов... Нет, не слышат! "Распни, распни его!" И сбываются над ними слова Спасителя: "Что вы сделали одному из братий Моих меньших - Мне сделали".
С праздником, дорогие мои православные друзья! И да поможет вам милосердный Господь обойти все ловушки лукавого на вашем духовном пути и достойно встретить грядущую Пасху.
Journal information