Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Лазарева Суббота

Есть у православных праздников одна весьма радостная особенность: как правило, все наши праздники многогранны, изобилуют смыслами. И это понятно. С одной стороны, Господь наш неисчерпаем и непостижим для человеческого ума, в то же время ум этот призывается к работе для Богопознания. И чтобы наш ум соответствующим образом настроить - Церковь предлагает ему пищу в виде своих праздников, посвящённых событиям священной истории - то есть тем моментам в истории человечества, когда Бог так или иначе открывал Себя людям. С другой стороны, Бог в первую очередь промышляет о нашем спасении, а значит, в событиях священной истории и в церковных праздниках следует искать не только познания Бога, но и в первую очередь - указаний на путь ко спасению. А этот путь у каждого человека свой, несмотря на то, что совершается он в рамках одной и той же Церкви.




Не стала тут исключением и Лазарева Суббота - праздник, установленный в честь воскрешения Господом праведного Лазаря, четверо суток проведшего во гробе, праздник, отмечаемый в субботу перед Входом Господним в Иерусалим. По наиболее распространённой трактовке, освящённой такими значимыми именами, как свт. Лука Войно-Ясенецкий, воскрешение Лазаря предваряло Собственное Чудесное Воскресение Спасителя, прообразовывало его. И было призвано удостоверить человечество в истинности грядущего Всеобщего Воскресения Мёртвых. Что ж, человечество на тот момент действительно нуждалось в таком удостоверении, если вспомнить, что даже среди богоизбранного народа, хранившего истинные (ветхозаветные) представления о Боге, возникла богословская школа, это воскресение отвергавшая и учившая об окончательности человеческой смерти.

Другие богословы обращали внимание на отношения, существовавшие между воскрешённым Лазарем и Спасителем. Спаситель считал Лазаря Своим другом. И к моменту его кончины уже успел столкнуться с массовой ненавистью иудейских старшин из-за Своих проповедей. Иудеи неоднократно порывались побить Его камнями. Тем не менее, Спаситель, услышав о смерти Лазаря, отправляется в Вифанию, к его семье. Апостолы поражены: "Равви, ныне искаху тебе камением побити иудее, и паки ли идеши тамо?" - но в конце концов принимают удивительное решение (устами Апостола Фомы): "Идем и мы, да умрем с Ним!" Поразительный образ, показывающий нам степень Любви Божественной к человеку - и степень ответной любви человека к Богу. Ради того, чтобы вызволить из тьмы и сени смертной Лазаря, Господь отправляется в место, где Ему грозит смертельная опасность (и точно так же, как мы знаем, Он пойдёт и на саму смерть, и даже в ад - уже ради всего человечества). В ответ же Христос видит безграничную преданность Своих учеников, готовых без оглядки последовать за Ним туда, куда идёт Он, а если надо - то и умереть вместе с Ним. Эта идея следования за Христом вплоть до мученичества станет в дальнейшем центральной идеей христианской сотериологии и на несколько веков определит, если можно так выразиться, основной вектор жизни Христовой Церкви.

Свт. Феофилакт Болгарский обращает внимание на то, что смерть и чудесное воскресение Лазаря призваны были прославить Бога-Отца и явить миру славу Бога-Сына: "Некоторые слова Господа: радуюсь за вас понимали так: что Я не был там, это послужит для утверждения вас в вере. Ибо, если бы Я был там, Я исцелил бы больного. Чудом было бы и это, но оно показало бы мало силы Моей. А теперь, когда Меня там не было и последовала смерть Лазаря, а Я пойду и воскрешу его, вы должны более утвердиться в вере в Меня. Ибо увидите, что Я силен делать и то, чего прежде еще не явил, именно: воссозидать и воскрешать мертвеца, уже разложившегося и издающего гнилой запах". И это его толкование отчасти перекликается с мыслью свт. Луки.

Прп. Иоанн Дамаскин в событиях, легших в основу Лазаревой Субботы, увидел свидетельство двойственной природы Спасителя. Христос - не только Истинный Бог, но и Истинный Человек, и только в силу этого обстоятельства - Спаситель. И скорбь Христа об умершем Лазаре, Его слёзы на могиле - явственное и очень яркое проявление Его Человеческой природы.

Аллегорическое истолкование праздника и породивших его событий дал свт. Феофан Затворник. Напоминая своим читателям о том, что у Лазаря были две сестры, с которыми связано отдельное Евангельское повествование, владыка Феофан итожит: "У кого есть Марфа трудолюбивая - всестороннее доброделание, и Мария, сидящая при ногу Иисусову, - внимательное и тёплое ко Господу обращение всем сердцем, к тому Сам приидет Господь и воскресит Лазаря его - дух" (из кн. "Мысли на каждый день года").

Дмитрий Филин (filin_dimitry) обращает наше внимание на странный, необъяснимый на первый взгляд факт: Лазарь, хорошо известный иудеям и преискренне ими оплакиваемый как добрый человек (вспомним, что множество иудеев пришли к сёстрам покойного Марфе и Марии, чтобы утешать их), Лазарь, не занимавшийся проповеднической деятельностью (а потому - не являвшийся угрозой власти действующих первосвященников-апостатов) после своего чудесного воскресения вызывает с их стороны столь отчаянную ненависть, что они помышляют его убить. И видит в этом определённую параллель с участью российских новомучеников советской эпохи. Лазарь самим фактом своего существования, своим воскресением явственно подтверждал Божественный статус Спасителя - а принимать Спасителя первосвященникам очень не хотелось. Не Такого Мессию они ждали. Так и большевистские палачи порой ненавидели и уничтожали людей, совершенно не представлявших для них никакой угрозы - потому что эти люди самим фактом своего существования свидетельствовали об истинности и действенности христианства.

А ещё, как мне, грешному, представляется, воскрешая Лазаря, Спаситель косвенно благословил почитание святых. Раз Лазарь воскрес, и воскрес именно как Лазарь, хорошо узнаваемый всеми, кто его знал, - значит, была в нём некая личностная субстанция, не разрушившаяся со смертью, сохранившая его уникальную личность от распада перед лицом смерти. Проще говоря - бессмертная душа. А раз душа бессмертна, она продолжает воспринимать этот мир, даже перешагнув порог телесной смерти. Значит, человек, пребывающий ныне в Божией славе, доступен для общения. И как приближенный к Богу, как взятый Им в Его Царство, вполне может помочь нам в наших молитвах, если станет нашим сомолитвенником.

Святый праведный Лазаре, моли Бога о нас!

Tags: Наши праздники, Православие
Subscribe

promo mikhael_mark december 26, 2019 12:52 8
Buy for 10 tokens
Как известно, одним из главных аргументов тех, кто категорически выступает против передачи храмовых зданий верующим, является ограниченность финансовых ресурсов у Церкви и отсутствие понимания "всей всемирно культурной ценности этих старинных памятников". В итоге, делается вывод,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments