Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Categories:

Правда Никоса Зерваса

Я не буду говорить о достаточно удачном изображении этим греческим (или «греческим»?) писателем пленения человеческой души греховными страстями, самих этих страстей и того, к кому они в итоге ведут человека[1]. Во-первых, в информационном пространстве достаточно любителей поразглагольствовать на эту тему – от профессора богословия протоиерея Александра Шаргунова до вождя националистов Егора Холмогорова (к которому, впрочем, я отношусь без враждебности). Во-вторых, православная аскетика лежит в книжке Зерваса на поверхности и видна невооружённым глазом. А в-третьих, по моему глубочайшему убеждению, все аскетические размышления автора «ДПВ[2]» – лишь внешний щит, приманка для не особо вдумчивых читателей, чтобы они успешнее заглотили подсунутую им под видом «Анти-Поттера» «Анти-Церковь»[3]. Речь и не о карикатурах на современную политическую ситуацию, многие из которых (не все!!!) довольно удачны. Речь об основной теме «ДПВ» – противостоянии православных кадетов Иванушки Царицына и Пети Тихогромова Международной Лиге Колдунов и созданной этой лигой Академии имени Мерлина на острове Лох-Хоррог[4].


В чём здесь правда? В том, что оккультные и сатанинские кружки действительно используют бренд «Гарри Поттера» для вербовки новых адептов среди подростков и молодёжи. О таких фактах на полном серьёзе (а не в форме православного фэнтези) писал усердно обгаженный Зервасом протодьякон Андрей Кураев в книгах «Ответы молодым», «Неамериканский миссионер» и «Церковь в мире людей». Используются сатанинскими сектами в качестве миссионерских площадок и кружки ролевых игр, правда, в основном толкиенистские, а не поттероманские[5]. А замок Лох-Хоррог – что это, как не клуб ролевых игр? На первый взгляд, в этом замке всё строго по «Гарри Поттеру», но это только на первый взгляд. Иванушке Царицыну, Пете Тихогромову и Надиньке Еропкиной («трио», аналогичное и альтернативное ГП-шному) ещё предстоит убедиться, что весь этот «волшебный» замок от начала и до конца фальшивый, начиная от Хагрида (оказывающегося не лесничим, а охранником-вышибалой) с его волшебным зонтиком (под который замаскирован крупнокалиберный гранатомёт «Моссберг») и кончая самим Гарри (который оказался девочкой и клоном Мерлина). И только магия в этом замке самая настоящая[6].

Но из того, что бренд «Гарри Поттера» используется сатанистами в пропагандистских целях, никак не следуют те выводы, которые делает Зервас (а вслед за ним – и его почитатели). Из того, что бренд «Гарри Поттера» (как, кстати, и бренд «Властелина колец») используется сатанистами, не следует, что эти книжки писались именно с целью пропаганды сатанизма. Скажем, коммунисты весьма успешно использовали книги Пушкина и Достоевского для продвижения в массы своих идей, но что бы сказали о коммунистической идеологии и особенно практике сами Пушкин и Достоевский, я думаю, предсказать нетрудно (в контексте «слезинки ребёнка» и «русского бунта, бессмысленного и беспощадного»). И Роулинг сама в интервью неоднократно утверждала, что закладывала в «Гарри Поттера» Евангельский, а отнюдь не оккультный смысл и не верит ни в какую магию[7]. И уж тем более ни по какой логике невозможно сделать вывод, что протодьякон Кураев (у Зерваса – Куроедов), защищая «Гарри Поттера» от несправедливых[8] нападок некоторых православных публицистов, стремится вовлечь своих читателей в оккультно-магические игрища. Наоборот: с помощью «Гарри Поттера» Кураев как раз предостерегает детей (и взрослых тоже) от оккультизма: «Пропасть, по краю которой ходят маги, реальна… Мы ещё серьёзнее, чем вы, относимся к волшебству. И можем рассказать вам о своём опыте соприкосновения с ним и о том, в каком виде возвращались некоторые контактёры из «зазеркалья»… Только молитва может подарить вам чудо, которое не раздавит вас своими последствиями»[9]. Так что в роковой ошибке Асеньки Рыковой вина не «Осипа Куроедова», а только её самой. Она ведь не спросила «известного доктора теологических наук», ехать ли лично ей (а не мифическому Гарри Поттеру!) в «волшебную» школу. А если бы спросила – ответ получила бы однозначный: «Ты что, дочка, всерьез в волшебную школу записаться захотела? Да тебя саму, кажется, заколдовали! По-моему, к тебе применили заклятие на паралич разума! Знаешь, это когда палочку нацеливают на голову и кричат – «Сумасшестикус!» Вот мы с тобой сейчас пойдем купим газету с фоторекламой настоящих колдунов. Видишь – вот тут их фотографии. Присмотрись к глазам этих «целителей». Неужели тебе хочется, чтобы и твои глазки стали такими же пустыми, фальшивыми и злыми? Ты разве не знаешь, что в нашей реальной жизни рядом с каждым настоящим колдуном стоит дементор?»[10]

Так что не стоит жечь книги про Гарри Поттера, следуя дурацкому примеру Ставрика и Касси. Оттого, что мы сожжём эти книги у себя дома, они не исчезнут в мире окружающих нас людей. Лучше вооружиться знанием этих книг и с опорой на них противодействовать рекламе «Лох-Хоррога».






[1] Этот тот-кого-не-принято-называть-в-приличном-обществе выведен в «Детях против волшебников» под ником Принципала. Здесь удачный каламбур Зерваса: «Принц – и пал!» Бог назначил архангела Люцифера князем («принцем» по-западноевропейски) мира сего, но тот взбунтовался против своего Царя – и пал, превратившись в сатану. Писать слово «сатана» с заглавной буквы ошибочно хотя бы потому, что это не имя, а презрительная кличка.

[2] Эта аббревиатура на многих православных интернет-ресурсах уже давно и уверенно заменила длинное название «Дети против волшебников». Буду пользоваться ею и я.

[3] Интересующихся подробностями могу отослать к любопытной статье протоиерея Игоря Прекупа по адресу: http://potterodthodox.livejournal.com/10689.html

[4] Хотя бы по этой причине Лох-Хоррог – не Хогвартс: Хогвартс стоит в глубине Шотландии, на берегу озера, а академия имени Мерлина – на маленьком островке в океане.

[5] Опять-таки не все. В Петербурге имеется даже православный толкиенистский клуб. Толкиен был набожным христианином (правда, католиком) – об этом свидетельствуют как его письма, так и факты его биографии (например, ему три года - !!! - пришлось ждать возможности жениться: не благословлял духовник).

[6] Что тоже отличает Лох-Хоррог от волшебного мира «Гарри Поттера». Роулинговские волшебники не прибегают к услугам падших духов. Они не более маги, чем носовский Незнайка – у того, как вы помните, тоже была волшебная палочка.

[7] У Зерваса Джоанн Роулинг («Джоконда Кроулинг») появляется в Москве именно для того, чтобы призвать своих читателей учиться на «волшебников», а попутно – и заклеймить всю русскую историю.

[8] именно и только несправедливых!

[9] См. Кураев А.В., диакон. Гарри Поттер в Церкви: между анафемой и улыбкой.

[10] Там же.

Tags: Гарри Поттер, Зервас, Культурология, Протодиакон Кураев
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo mikhael_mark декабрь 26, 2019 12:52 8
Buy for 10 tokens
Как известно, одним из главных аргументов тех, кто категорически выступает против передачи храмовых зданий верующим, является ограниченность финансовых ресурсов у Церкви и отсутствие понимания "всей всемирно культурной ценности этих старинных памятников". В итоге, делается вывод,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments