"Изобретённая Брусиловым тактика прорыва, - указывает Ярослав Бутаков, - была широко применена обеими сторонами на Западном фронте в последний год войны – 1918-й – и привела там к выходу из тупика окопного сидения. В этом её всемирное значение в истории военного искусства".
Брусиловский прорыв стал если не самой яркой, то одной из самых ярких страниц в истории Первой Мировой войны, прочно вписав имя Брусилова в число наиболее выдающихся полководцев России. Между тем, сам Брусилов был как будто весь соткан из противоречий. Всерьёз болевший душой за судьбу Православия в России, связанный тесными дружескими узами с несколькими канонизированными новомучениками, Брусилов в то же время живо интересовался бредовыми идеями сатанистки Блаватской и с полным своим сочувствием цитировал её сочинения в своих мемуарах. Мужественный человек, храбрость которого подтверждена Орденом Святого Георгия III степени, не боявшийся спорить с самим императором Николаем, если этого требовала польза дела, Брусилов не только палец о палец не ударил, чтобы остановить развал армии после Февральской революции, но, напротив, содействовал демократизаторским экспериментам нового "правительства". Именно по его почину возникают ударные революционные батальоны с весьма своеобразной иерархией - не знаю, всерьёз ли Брусилов верил, что эти странные суррогаты армии способны воодушевить уставших от войны солдат на новые подвиги, или пытался таким образом создать нечто вроде своей личной "гвардии", но так или иначе, эксперимент оказался неудачен. В октябре - ноябре 1917 года Брусилов отказался не только возглавить, но и просто поддержать сопротивление московских юнкеров. И был ранен шальным осколком, залетевшим в его квартиру. Согласившись сотрудничать с большевиками - Брусилов в то же время не жалел на них чёрных красок в своих воспоминаниях, и не случайно, что второй том воспоминаний Брусилова долгое время считался фальшивкой (несмотря на личную подпись генерала под рукописью) и был опубликован только в наши дни...
Брусилов в форме Первой Мировой войны
Брусилов - ироничный
И ещё один хрестоматийный образ Брусилова - проницательный
Брусилов на вокзале Самбора
Генерал А.А. Брусилов - главком Юго-Западного фронта.
"Парадное" фото времён Первой Мировой войны
Брусилов докладывает императору Николаю Александровичу свой план наступления.
Николай, по сути, лично продавил брусиловский план в Ставке, несмотря на сопротивление
высшего генералитета
Генерал Брусилов с сыном (третий слева в заднем ряду)
в штабе Юго-Западного фронта.
Генерал Брусилов за рабочим столом
Генерал Брусилов с войсками на станции Ровно. 1915 год.
"Я твёрдо решил не отделяться от солдат", - писал в своих мемуарах генерал Брусилов.
А.А. Брусилов. Фото с автографом.
Судя по тому, что генерал изображён в красноармейской форме,
фото сделано незадолго до его кончины.
От участия в Гражданской войне Брусилов фактически уклонился. В 1920 году, проходя по улице, бывалый кавалерист не удержался - распёк красного конника за мешковатую посадку в седле. Поскольку генерал в тот день был без формы, кавалерист презрительно фыркнул в ответ: "Сам бы попробовал!" "Слезай", - неожиданно сказал Алексей Алексеевич. Привычным движением вскочил в седло, пустил коня рысью, потом перешёл на галоп... "Товарищ тоже конник?" - удивлённо спросил красноармеец. "Да", - ответил Брусилов. Красноармейца звали Николай Ватутин. Стратег Первой Мировой, не подозревая этого, благословил будущего гениального полководца Великой Отечественной...
Так или иначе, можно лишь согласиться со словами того же Антона Керсновского о Брусилове: «Каковы бы ни были его последовавшие заблуждения, вольные или невольные, Россия никогда этого не забудет Алексею Алексеевичу Брусилову. Когда после несчастий 1915 года самые мужественные пали духом, он один сохранил твёрдую веру в русского офицера и русского солдата, в славные русские войска. И войска отблагодарили полководца, навеки связав его имя с величайшей из своих побед».
Вечная память Алексею Алексеевичу! Да простит ему Милосердный Господь все его прегрешения!
PS. И поскольку в этом году нас ждёт столетний юбилей знаменитого Брусиловского прорыва, я решил ознакомиться с мемуарами полководца. Так что эта моя небольшая эпитафия на его могилу - не последний материал о нём. Продолжение следует.
Journal information