Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Categories:

Они воевали на Пе-2

Немного к предстоящему Женскому празднику 8 марта.


Когда заходит речь о женщинах - героинях Великой Отечественной войны, в числе первых вспоминаются знаменитые "Ночные ведьмы" - лётчицы Таманского гвардейского женского авиационного полка ночных бомбардировщиков. Вероятно, любой, кто мало-мальски интересовался темой Великой Отечественной войны, слышал о них, писал о некоторых из этих замечательных девушек и я (здесь и здесь). Полк был целиком женским, женщины являлись там не только лётчицами и штурманами, но и техниками. И, несмотря на это, нагонял на немцев ужас - безукоризненной точностью своих бомбардировок.

Меньше тех, кто знает, что "Ночные ведьмы" были не единственным женским авиационным полком в Великой Отечественной войне. Вообще, идея женских авиационных частей принадлежала Марине Расковой - одной из первых представительниц прекрасного пола, удостоившихся звания Героя Советского Союза. У Расковой были серьёзные связи во властных кругах - поэтому идею одобрили. Всего было сформировано три полка - 586-й истребительный (именно в его рядах сражались знаменитые лётчицы Лидия Литвяк и Екатерина Буданова), 587-й бомбардировочный (оснащённый бомбардировщиками Пе-2) и 588-й ночной бомбардировочный (в феврале 1943 г. преобразованный в гвардейский Таманский - да-да, те самые "ночные ведьмы"). Сама Раскова возглавила 587-й полк, в его составе погибла, и именно этот полк получил в сентябре 1943 года её имя (вместе с гвардейским званием). Одно это - уже достаточный повод, чтобы приглядеться к этому полку повнимательнее.





Герой Советского Союза Марина Раскова

Собственно, с Марины Расковой стоит и начать. Героем Советского Союза эта девушка (а ей в 1941 году не было и тридцати) стала за несколько лет до войны, совершив беспосадочный перелёт Москва - Дальний Восток в качестве штурмана экипажа, в который, помимо неё, входили также Валентина Гризодубова и Полина Осипенко. О том, в каких условиях порой проходил этот перелёт, вспоминали боевые подруги Марины Михайловны.

"Первые часы полета радиосвязь с Москвой была хорошая. Довольная Раскова спокойно принимала телеграммы Москвы и передавала свои ответы. Но вот самолет начал покрываться коркой льда. Обледенение очень опасно для полета: утяжеленный самолет будет терять управляемость. Чтобы уйти от опасности, летчицы набирали высоту все больше и больше: шесть тысяч, шесть тысяч пятьсот, семь тысяч метров...

Обледенение исчезло, но температура воздуха резко упала. Термометр показывал минус тридцать четыре градуса. Приборы стали мерзнуть. Вышли из строя радиоприемник и передатчик. Теперь осталось одно средство — астроориентировка по звездам. Надо было подняться еще выше, чтобы видеть хотя бы две звезды.

С секстантом в руках не раз вылезала Марина Раскова из люка самолета. Ее обжигала струя леденящего потока воздуха, но... надо было вести наблюдения, уточнять место полета и давать летчику поправки в курс самолета.


Полет продолжался за облаками, по приборам. Прошли Свердловск, Омск, позади Байкал, горные хребты, Скоро рассвет. Ненадолго удалось отогреть радиоаппаратуру и передать Москве свои координаты. И снова полное молчание" (конец цитаты).

В конце концов девушкам не хватило горючего, чтобы дотянуть до Комсомольска-на-Амуре, пришлось садиться в тайге. При этом создавался риск для штурмана: место Расковой было расположено так, что если бы самолёт скапотировал (перевернулся через нос), она могла бы серьёзно пострадать. Поэтому Расковой было приказано прыгать с парашютом. Десять суток Расковой пришлось потом продираться через чащу, пока кружившие над местом посадки её аппарата другие самолёты не указали ей дорогу.

Гризодубова, Раскова и Осипенко получили звание Героев Советского Союза одновременно, став первыми из женщин, кто удостоился этого звания.

Но теперь была война. Теперь на первый план выходила не разведка воздушных трасс и не проверка лётных качеств самолётов в экстремальных условиях, а организация воинских частей и их боевая подготовка. И хоть в девушках-доброволицах Раскова недостатка не имела, хоть в авиагруппе у неё служили достаточно опытные лётчицы, прошедшие школу Осоавиахима или работу в гражданской авиации. Но лётный опыт - лётным опытом, а элементарных представлений о том, что такое воинская служба, у подопечных Марины Михайловны не было. Обучить молодых лётчиц трёх будущих полков (пока что существовавших только на бумаге) военному делу предстояло за кратчайшие сроки, и надо сказать, что с этой задачей Раскова справилась на отлично. Но не только. Раскова вникала в мельчайшие подробности быта своих подопечных, старательно следила за тем, чтобы продукты питания и обмундирование поступали вовремя и были надлежащего качества. Приходилось следить и за тем, чтобы при переброске по железной дороге станционное начальство не задерживало поезд. И не раз только имя Расковой (слава которой гремела по всей стране) спасало будущих героинь от многосуточного простаивания на каком-нибудь глухом полустанке.

Редкие часы досуга Раскова старалась делить со своими подчинёнными, рассказывая им о своём знаменитом перелёте, или просто пела вместе с девушками задушевные русские и украинские песни. Благодаря этому она сумела стать для девушек не просто командиром, но подлинным неформальным лидером,за которым они, не задумываясь, пошли бы и в огонь, и в воду.

Приходилось порой и успокаивать кого-то из подопечных, внушать им утраченную веру в собственные силы. М.Казаринова - одна из подчинённых Расковой - пишет: "Вспоминается, как долго затягивались беседы Марины Михайловны с Евдокией Давыдовной Бершанской.

— Снимите меня с командования полком. Все равно ничего не получится, — говорила Евдокия Давыдовна.

Или приходила Надя Федутенко, командир эскадрильи пикирующих бомбардировщиков, и заявляла:

— Не буду больше командовать, снимайте меня с эскадрильи! Не слушаются они меня!




Надежда Федутенко




В таких случаях Раскова обычно говорила:

— Не сразу Москва строилась! Надо доверять людям. Если хочешь, чтобы тебя слушались, веди себя так, как ты этого требуешь от своих подчиненных. Будь им примером! Сумей поставить себя так, чтобы, обращаясь к тебе, они чувствовали, что говорят с командиром, который поведет их в бой и, может быть, на верную смерть. Пусть они чувствуют, что командир не только заботится о них, но и жизнь свою отдаст, если потребуется, ради их спасения!" (конец цитаты).

Раскова инстинктивно чувствовала, кто из её подопечных способен стать настоящим командиром - и выдвигала их, даже несмотря на протесты самих выдвигаемых.

Первым был укомплектован истребительный полк, вторым - полк ночных бомбардировщиков. Связано это было со сроками прибытия соответствующих самолётов. Полк пикирующих бомбардировщиков должен был стать последним.  Про самолёты Пе-2, которыми его вооружили, М. Казаринова сообщает следующее: "Это была сложная в управлении, но грозная для врага машина. Самолет Пе-2 был довольно строгим в технике пилотирования, в особенности на одном двигателе, не терпел замедленной реакции летчика. И все же это был хороший самолет-пикировщик, с большим запасом прочности и допускал большие перегрузки...

Сильные летчики любили этот самолет, слабые — побаивались...

Конечно, посвятить себя профессии военного летчика на самолете Пе-2 женщине, особенно в то время, когда решалась судьба нашей Родины, было подвигом...


Забегая несколько вперед, хочется сказать, что девушки хорошо овладели техникой пилотирования этого сложного самолета и успешно громили врага" (конец цитаты).








Самолёты Пе-2 в бою



Из тех же воспоминаний Казариновой мы узнаём, что в полк пикирующих бомбардировщиков подбирали лётчиц с опытом службы в гражданской авиации - а значит, и управления крупными летательными аппаратами, каков пассажирский самолёт. В то время, как в истребители и в "ночные ведьмы" направлялись девушки, летавшие до войны на спортивных самолётах.

В начале января 1943 года полк пикирующих бомбардировщиков вылетел на фронт. Во главе полка находилась сама Марина Раскова. К сожалению, Господь не судил ей лично громить врага: в ходе перелёта полк попал в сложные погодные условия, и самолёт Расковой разбился. Весь экипаж погиб. На похоронах Марины Михайловны её бывшие подопечные поклялись стать гвардейцами. И клятву эту сдержали. В том же 1943 году полк стал именоваться 125-м гвардейским им. Марины Расковой бомбардировочным авиаполком. Полк принял участие в Битве за Кавказ, своими точными бомбовыми ударами содействуя сухопутным войскам, обеспечивал поддержку с воздуха ввода в прорыв советской танковой группы в Курской битве, отличился в боях за Ельню, Смоленск, Витебск, Борисов, при освобождении Белоруссии и Прибалтики и закончил войну в Восточной Пруссии. Правда, к этому времени в его ряды пришлось влить нескольких мужчин. В отличие от "Ночных Ведьм", полк имени Расковой не остался чисто женским. Что нисколько не умаляет героизма служивших в нём девушек.

Вот лишь несколько примеров. Герой Советского Союза лётчица Мария Ивановна Долина (1922 - 2010), гвардии капитан, заместитель командира эскадрильи. Родом из сибирских украинцев. В 1932 году, когда девочке исполнилось 10 лет, из-за инвалидности отца (он в гражданскую войну лишился ноги) семья Долиных переехала на Украину, в село Михайловку Запорожской области. По окончании 8 классов средней школы, Мария была вынуждена устроиться на работу. Согласно собственным воспоминаниям Марии Ивановны, она не доучилась до конца из-за необходимости работать.




Мария Ивановна Долина


В 1939 году окончила Херсонскую авиационную школу. Для того, чтобы поступить в неё, Долина прибавила к своему возрасту лишних 2 года (с тех пор во всех официальных документах указывался 1920 год в качестве её года рождения). Работала лётчиком-инструктором аэроклубов Осоавиахима.

Добровольно вступила в Красную Армию летом 1941 года. Окончила Энгельсскую военную авиационную школу. Во время Белорусской наступательной операции участвовала в боях за Витебск, Оршу и Борисов. 26 июня 1944 года метким бомбовым ударом разрушила железнодорожное полотно на станции Орша, взорвала эшелон с боеприпасами. 28 июня 1944 года бомбовыми ударами по скоплению противника в деревне Зембин помогла советским войскам форсировать Березину и освободить город Борисов.

К январю 1945 года заместитель командира эскадрильи гвардии капитан М. И. Долина совершила 63 боевых вылета, сбросила на объекты противника 45 т бомб. В 6 воздушных боях сбила в группе 3 истребителя противника. Всего за время войны совершила 72 успешных боевых вылета. 18 августа 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ей было присвоено звание Героя Советского Союза.

После войны продолжила службу в ВВС. Вышла в запас в 1950 г. Была членом правления общества дружбы «СССР — Франция», Комитета защиты мира, с 1975 года — почётный член полка «Нормандия-Неман». С 1983 года жила в Киеве, где и скончалась. Награждена орденами Ленина, Красного Знамени (дважды), Отечественной войны 1-й степени, медалями.





Лётчица Мария Долина рядом со своим Пе-2



Сайт "Герои страны" сообщает о ней следующий факт: 2 июня 1943 года экипажу Марии Долиной была поставлена задача уничтожить цель близ станицы Крымской на Кубани. Ещё на подходе к цели зенитный снаряд повредил один из моторов самолёта Долиной, из-за чего она не поспевала за остальными и осталась без прикрытия истребителей. Тем не менее, экипаж успешно отбомбился и собирался возвращаться назад, когда был атакован шестью немецкими истребителями (два FW-190 и четыре Ме-109). Экипаж начал отстреливаться. два вражеских самолёта удалось сбить, но при этом загорелся и самолёт Марии. Прыгать над оккупированной врагом территорией было рискованно, поэтому лётчица решила тянуть до своих. Лишь чудом она не лишилась глаз на охваченном пламенем самолёте - спасло то, что штурман Галина Джунковская надела на неё очки. Каким-то чудом Долина посадила машину в двух километрах за линией фронта, на своей территории. Но покинуть самолёт сил уже не оставалось - девушек вытащил на воздух стрелок-радист Иван Солёнов. Едва успели отбежать, как самолёт взорвался.

Героем Советского Союза стала и упомянутая в данном тексте штурман Галина Ивановна Джунковская (1922 - 1985). Галина Ивановна родом с Киевщины. Украинка, из крестьянской семьи. Большую часть детства и юности провела в Чечне, в Грозном, где окончила медучилище. А к 1941 году уже имела за плечами 2 курса Московского авиационного института, окончить который помешала война.





Галина Ивановна Джунковская



В 1942 году окончила курсы штурманов при Энгельсской  военной авиационной школе. На фронте с января 1943 года - то есть, с самых первых вех боевого пути своего полка. Два раза горела, была контужена - но каждый раз возвращалась в строй. На счету отважной украинки 62 боевых вылета, 5 воздушных боёв, два сбитых вражеских самолёта. А ещё - должности штурмана сперва звена, потом - целой эскадрильи. Звание Героя Советского Союза девушке было присвоено 18 августа 1945 года - вместе с Марией Долиной.

После войны продолжала служить. Демобилизовалась в 1951 году, работала в школе учительницей английского языка. Скончалась в Москве, где и похоронена.

Командир эскадрильи Клавдия Ивановна Фомичёва (1917 - 1958) также дважды горела в воздухе, получала тяжёлые ранения, и также, как и Галя Джунковская, исправно возвращалась обратно в строй. Интернет-газета "Весёлый вектор" в своём майском выпуске от 2011 года повествует о ней следующее.



Клавдия Фомичёва


"25 июня 1943 года во время бомбардировки высоты 103,3 на Кубани сильным зенитным огнем противник буквально изрешетил ее самолет – более 30 пробоин. К тому же звено атаковали два немецких истребителя. Летчицы сумели отбиться.

17 августа 1943 года Клавдия Фомичева в качестве заместителя ведущего девятки Пе-2 бомбила артиллерийские позиции и живую силу противника под городом Ельней. Над целью по нашим самолетам был открыт плотный заградительный огонь – до 80 разрывов одновременно сотрясали воздух. Летчицы совершили почти невозможное: прорвались к цели и выполнили задания. Но осколок снаряда пробил на самолете Фомичевой бензобак, было повреждено управление. Осколками плексиглаза Клавдии Яковлевне повредило лицо. Тяжело ранило и штурмана. Ценой неимоверных усилий Фомичева дотянула плохо управляемый самолет до ближайшего аэродрома, но там посадочная полоса оказалась занятой. Летчица взяла левее… и попала в воронку от снаряда. Самолет скапотировался и загорелся. Экипаж спасли оказавшиеся неподалеку зенитчики.








Клавдия Фомичёва со своим самолётом



23 июня 1944 года в составе сборной дивизионной колонны, которую возглавлял комдив генерал-майор авиации Ф.П. Котляр, Клавдия Фомичева вела в бой девятку «Петляковых». На подходе к цели прямым попаданием зенитного снаряда ее машина была пробита, левый мотор загорелся, летчица получила ранение. И все-таки она прорвалась к цели, сбросила бомбы на врага и повела машину обратно. Только перетянув через линию фронта, экипаж покинул горящий самолет. Последней оставила машину командир" (конец цитаты). В августе 1945 года Клавдия Фомичёва удостоилась звания Героя Советского Союза.
При освобождении Орши отличилась эскадрилья Надежды Никифоровны Федутенко (1915 - 1978). Надежда Никифоровна родилась в Белгородской области, в крестьянской семье. Русская. В 1935 году окончила школу гражданского воздушного флота в Тамбове, работала в гражданской авиации до самой войны. С началом войны доброволицей ушла на фронт, служила в военно-транспортной авиации.




Надежда Федутенко - фото с автографом


Служба эта была зачастую сопряжена с неменьшим риском, нежели боевая деятельность истребителей и бомбардировщиков. Галина Ольховская, боевая соратница Надежды Никифоровны, вспоминала такой случай.

"Однажды она (лётчица Надежда Федутенко - М.М.) летела в Киев с представителями Генерального штаба. В районе Брянска самолет вначале шел над лесом, чуть-чуть не касаясь верхушек деревьев. Но вот лес кончился. И вдруг сверху из облаков выскочил истребитель противника и бросился в атаку на одинокий транспортный самолет. Заметив врага, Федутенко резко изменила курс. Истребитель пролетел мимо, разрывы снарядов подняли с земли тучи пыли. Но вот враг снова заходит для атаки. Надя еще больше снижается и маневрирует у земли. Перед ней овраг — она скрывается в нем, лощина — она использует и ее. Вдали снова виднеется лес. «Только бы добраться до него!» — проносится в голове. При подходе к лесу новая атака. Машина вздрагивает от удара, но продолжает лететь. «Мотор цел, рули работают — значит, пока все в порядке», — думает Надя, а взгляд неотступно следит за противником. Теперь истребитель с разворота заходит в лобовую атаку. Ярость и злоба закипают в ней: «Таранить, таранить бы его! Но нельзя рисковать — везу людей. Надо уходить!»


Вот и лес. Федутенко идет вдоль просеки. Истребитель проскакивает мимо. Она меняет направление раз, еще раз, теперь вдоль дороги, прикрываясь лесом, потом оврагом... Напряженно следя за воздухом, с облегчением видит, что враг уходит в сторону. «Потерял, потерял меня наконец!» — обрадованно заключает Федутенко.

На горизонте показался город. Теперь недалеко и аэродром. Осталось несколько минут полета. Сели. Вылезая из самолета, командиры пробуют шутить:

— Мы, кажется, вернулись с того света, — и крепко жмут Надежде Никифоровне руку. — Спасибо вам за второе рождение!" (конец цитаты)

Стоит ли удивляться, что с таким боевым опытом Надежда Никифоровна обратила на себя внимание Марины Расковой, поручившей ей быть командиром эскадрильи? И Федутенко не подвела. "26 июня 1944 года, - пишет Г. Ольховская, - эскадрилья, которую вела в бой Надежда Федутенко, нанесла меткий бомбовый удар по крупному железнодорожному узлу Орше. В результате были уничтожены воинские эшелоны, боеприпасы и техника противника, повреждены железнодорожные пути. Это был снайперский удар!" Но перед этим "снайперским ударом" была ещё Ельня. Сентябрь 1943 года. Советские бомбардировщики были призваны обеспечить прорыв полосы вражеских укреплений. Над целью колонна, в составе которой летела Надежда Федутенко, была обстреляна зенитной артиллерией и атакована истребителями. Ведущий колонны оказался сбит. "Став на его место, - указывает сайт "Герои страны", - Н.Н. Федутенко вывела всю группу - 54 самолёта - точно на цель". Федутенко отличалась новаторскими подходами. "Она первой в полку, - сообщает тот же сайт, - превысила расчётные возможности самолёта, увеличив его бомбовую нагрузку до тысячи двухсот килограммов".









К декабрю 1944 года Надежда Федутенко совершила 56 вылетов на бомбардировку, сбросила 50,4 тонны бомб. 15 декабря 1944 года во главе группы из 9 Пе-2 Федутенко нанесла бомбовый удар по порту Либаве, в ходе которого лично уничтожила 3 склада с боеприпасами, 3 эшелона, 5 пулемётных точек, 30 машин и 12 танков. Звания Героя Советского Союза удостоена 18 августа 1945 года. С 1946 года - в запасе.

И это - лишь некоторые имена и лишь некоторые подвиги 125го гвардейского женского бомбардировочного авиаполка имени Марины Расковой. Девушки в полной мере оправдали доверие своего командира. И клятву верности, данную на могиле Марины Михайловны, сдержали. Низкий им за это поклон!

Tags: Браття-українці, Великая Отечественная война, Жизнь замечательных женщин, История Отечества, Неизвестных героев не бывает
Subscribe

Posts from This Journal “Жизнь замечательных женщин” Tag

Buy for 10 tokens
То, чего я так боялся в прошлом году, увы, становится реальностью и приобретает конкретные очертания. Похоже, с нашими поездками на озеро Большое Унзово - окончательно и бесповоротно всё. Рейдерам, захватившим нижегородский НИИ Радиотехники (причём на безупречно законных основаниях захватившим -…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments