Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Categories:

Светлана Кощеева. Рецензия на роман Чернышевского "Что делать?"

Необходимое предисловие от публикатора. Прежде всего, сразу оговорюсь, что лично мне меньше всего хотелось бы рекламировать роман Чернышевского "Что делать?" Почему - я об этом уже имел удовольствие писать. Убрали его из школьной программы - и славу Богу, что убрали, нечего засорять мозги детей революционной заразой. В то же время данная статья, появившаяся в аккурат к 8 марта, невольно заставила меня взглянуть на это, мягко говоря, очень неоднозначное произведение под несколько неожиданным углом. Прежде всего - это женский взгляд, который неизбежно отличается от мужского. Во-вторых, проблемы, которые автор статьи подмечает и пытается решать, абсолютно реальны и достойны обсуждения безотносительно романа Чернышевского. Ну, и в-третьих: автор статьи - профессиональный литературовед, и хотя бы в силу этого её мнение заслуживает внимания. А теперь, собственно, сама статья.



Светлана Кощеева, автор статьи

Те девушки, что ждут сегодня букеты, духи и айфоны - могут вообще не читать этот отзыв. Потому что все как-то забыли, что этот праздник изначально был задуман как день борьбы женщин за свои права. И без всяких там сантиментов.

Нет, мне могут возразить, что чего-чего, а прав у женщин теперь – хоть отбавляй. да только кажемость все это. По-прежнему мы заложницы в мире скажем так, патриархальных ценностей. Ну что, разве я не права? Если женщина сделала карьеру, то сразу скажут: «Ну конечно, через диван!». Дорогая машина - ну ясно, каким способом. А вот у Чернышевского…




Н.Г. Чернышевский



Видите ли, эта книга сломала в моей голове извечный стереотип еще в юности. Почему если замуж-то за того, кто ниже тебя? Глупее, но при этом богаче? И почему нужно жить двумя жизнями - личной и семейной? Ведь призывала мать Верочки её жить, что называется, по шаблону- чтобы был богатый муж, с которым можно справляться традиционным арсеналом женских хитростей. Главное – чтобы богатство. А Вера видела другую жизнь. Ведь не зря она видит сон, что освобождает из подвала других девушек. И в Лопухове как раз нашла такого мужа, который был бы, что называется, под стать. Равный. Сам был внутренне свободен, и уважал свободу Веры. Особенно мне нравилось то, что они даже жили в разных комнатах. То есть была своя территория и свое пространство. И помогал он Вере, но не со снисхождением человека с большими возможностями – нет, так , как помог бы другу. И не было между ними никаких с ума сводящих страстей.

Это потом Вера действительно полюбит Кирсанова. И Лопухов освободит её от брачных уз, ни в коем случае не желая сдерживать её свободу. Потому что ни в коем образе не хотел бы давить на неё.

Вот ведь! И Вера в конце концов исполнила свою мечту - стала спасением для других женщин, показав им другой путь. Прежде всего, Вера работала. То, против чего встают на дыбы многие мужчины, желая видеть в женщине прежде всего «хранительницу очага». Да я не спорю, это важно! Только не тогда, когда женщина становится экономически зависимой! И если становится абсолютно бесправной мишенью для метания в неё смертельного ножа вечного недовольства! И вечным страхом её становится соперница, с которой она униженно вынуждена мириться.
Нет, Чернышевский гений уже потому, что официально признал за женщиной её равноправие. Работать, делать карьеру, любить, не зависеть от домашней работы. И мужей послал своей Вере таких, чтобы признавали её независимость. Впрочем, тут уж подобное притягивает подобное. Наверное, и в жизни так. Скорее всего.




Иллюстрация к роману Чернышевского "Что делать?"


Ведь, по сути, такая революционная книга! Даже для нас сейчас. Потому что признав конституционные права за женщиной, до сих пор её отказывают в том, чтобы воспринимать её как личность. Отсюда берутся или бесправные домохозяйки или хищные охотницы за богатыми мужчинами. И до сих пор золотой середины как-то трудно добиться.

Ведь суть любых отношений – дополнять друг друга. Чтобы никто не подавлял. В том-то и дело, что совсем не обязательно тащить на себе воз проблем, а делить с кем-то обязанности. И да, сознавать все-таки границы своей независимости. И знать за собой право жить так, как хочется. Ведь это правда пока еще нам недоступно. Нам, женщинам, которым как раз и подарили день борьбы за свои права. А не для того, чтобы, хлопая глазками, выпрашивать весь год новый айфон.
Tags: Культурология
Subscribe

  • Сбитый лётчик

    ... или один против 179-ти Герой Советского Союза Василий Леонтьевич Дегтярёв (1915 - 1942) родился 1 (14) января 1915 года в селе Белгородка…

  • Полный Ништадт

    Как Пётр I Великую Северную войну закончил 10 сентября сего года исполнилось ровно 300 лет со дня подписания Ништадтского мирного договора между…

  • Дмитрий Володихин. Мифы об Александре Невском

    По материалам журнала "Фома". Оригинал здесь. 1. Сражения, которыми прославился князь Александр, были столь ничтожны, что…

Buy for 10 tokens
То, чего я так боялся в прошлом году, увы, становится реальностью и приобретает конкретные очертания. Похоже, с нашими поездками на озеро Большое Унзово - окончательно и бесповоротно всё. Рейдерам, захватившим нижегородский НИИ Радиотехники (причём на безупречно законных основаниях захватившим -…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments