В блоге Ирины Борисовой (irkol) обнаружил любопытный текст, который смело можно считать политической программой Александра Васильевича Колчака.
Данный текст - из Приказа Верховного правителя и Верховного главнокомандующего адмирала А.В. Колчака от 28 июля 1919 г., на него же ссылается А.С. Кручинин в своей книге "Адмирал Колчак. Жизнь, подвиг, память".
С одной стороны, эта программа - из разряда "без комментариев", ибо очевидность умаляется доказательствами. Текст Колчака говорит сам за себя.
А с другой - всё же хочется подчеркнуть в нём отдельные моменты, волновавшие Александра Васильевича и нашедшие отражение в данном документе.
Во-первых, Колчак подчёркивает: "Наша Родина стоит перед потерей государственной и национальной самостоятельности и разделом". Это стоит помнить. И когда нам будут говорить, что распад России и её иностранная оккупация - это не страшно, главное - очиститься от "совка" (варианты: "главное - избавиться от ига жидов и хачей", "мы стоим за общие интересы белой расы" и тому подобное), важно помнить, что прикрывать подобную пропаганду именем Колчака - от лукавого.
Во-вторых, Александр Васильевич предельно чётко обозначил, что конкретно не нравится ему в большевиках: "люди, лишённые Родины, веры и чести". Это стоит помнить и периодически спрашивать себя: а кем мы сами оказались бы в глазах Александра Васильевича, будь у нас такая возможность.
В-третьих, Колчак подчёркивает, что его армия восстала в том числе и во имя защиты религии. Это важно, когда от имени якобы-Православия начинаются несправедливые нападки на белых вождей, когда Колчака и его соратников пытаются вырядить в "вероотступников" и "революционеров", якобы, разрушивших вековые устои русской государственности, а потом восставших против ниспосланного Богом за это наказания. Колчак и его соратники защищали веру и Церковь. А Церковь, где могла - платила им за это должной благодарностью и горячей молитвой.
И в-четвёртых: Колчака удручает перспектива, что "наступит роковой час, когда нашей судьбой неминуемо начнут распоряжаться другие". Об этих словах важно помнить, когда в очередной раз начнутся разговоры, будто Колчак был не более, чем английским или американским агентом в России. "Агенты влияния" так не пишут.
Journal information