Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Category:

Иеромонах Макарий Маркиш. Наследие Белинского и встреча в Гаване

Не так давно я высказывал своё мнение о состоявшейся в Гаване встрече Патриарха Кирилла с папой Римским. Искренне радует, что моя позиция практически совпала с точкой зрения такого авторитетного священника, как отец Макарий Маркиш (p_m_makarios). Отец Макарий не постеснялся, невзирая на чины и прошлые заслуги, дать достойную отповедь "критикам" Святейшего. Полный текстс см. здесь

Надо полагать, всем памятен эпизод «на литературной вечеринке у романиста, соблюдавшего посты». Возражая своему оппоненту в споре, В.Г.Белинский провозгласил:

- Что бы вы ни сказали, я не соглашусь ни с чем!

Однако позволю себе напомнить, что произошло вслед за тем. А именно: «Все рассмеялись и пошли ужинать». - Оцените, насколько с тех пор изменилось настроение, как на Руси, так и за её рубежами: ожидаемой реакцией сегодня было бы «Все задрожали и стали глотать корвалол».

И если вы не поленитесь раскрыть «Былое и думы» и найти упомянутый эпизод, то убедитесь, насколько точно предмет того давнего спора определяет причины такого упадка настроения. - Недаром Герцена числят в пророках.


Технические средства Интернета позволяют с легкостью узнавать не только о текущих событиях, но и об откликах на них со стороны официальных лиц, политических партий, религиозных объединений и прочих «групп влияния». Это не дань пустому любопытству или академической дотошности: как заметил еще Гюстав Лебон, в сфере политики важно не что происходит, а что говорят о происходящем.

Никто не усомнится, что встреча Патриарха Кирилла с Папой Франциском относится в первую очередь к сфере политики - мировой, национальной, межрелигиозной, - в самом прямом и позитивном смысле этого слова. Могут возразить, что Совместное Заявление двух предстоятелей христианских конфессий должно быть прежде всего религиозным; но одно вовсе не противоречит другому. Религиозное содержание Заявления направлено на решение важнейших политических задач, не выдвигая при этом никаких новых религиозных тезисов (по крайней мере для Православия). - Убедиться в этом крайне просто, сравнив принятые Архиерейским Собором 2000 года «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию» с текстом Совместного Заявления в той его части, которая касается общих положений.

Что же до посвященных этому событию публикаций в СМИ, всевозможного жанра, происхождения и качества, то они складываются в неожиданную, хотя и отрадную картину. Начиная с глубоких исторических обзоров, со вдумчивых, выверенных аналитических статей, и кончая утомительной дешевкой («Всё из-за того, что 1000 лет назад Рим повздорил с Византией...»), всемирный хор без нот и дирижера поет славу Патриарху и Папе.


Разумеется, на фоне событий в Сирии, на Украине и в других точках планеты, тому есть очевидные объективные причины; но, привыкши к реалиям информационной войны, поневоле задаешься вопросом: может быть, у людей проснулась совесть?... Хоть у кого-то? хоть отчасти?... Может быть, и впрямь религиозное значение гаванской встречи не столь уж мало?...

Есть, конечно, и диссиденты - как им не быть? - но голос их еле слышен, и они-то как раз вполне предсказуемы. Сектанты разных мастей, паспортоманы и кодоборцы, самосвяты, фашисты, русофобы и другие нездоровые лица по принятому у них обычаю рассылают через соцсети свои безумные реляции. К сожалению, к ним присоединился и предстоятель УГКЦ Святослав Шевчук: «Безусловно, этот текст вызвал глубокое разочарование среди многих верующих нашей церкви и просто неравнодушных граждан Украины... Сегодня многие обращались ко мне по этому поводу и говорили, что чувствуют себя преданным Ватиканом, разочарованными половинчатостью правды в этом документе и даже косвенной поддержкой со стороны апостольской столицы агрессии России против Украины». - Посочувствуем апостольской столице; но там разберутся без нас.


Обычная картинка для постмайданной Украины. Скинхеды пытаются взять штурмом
православный храм.  Над ордой беснующихся сатанистов униатов хорошо виден флаг партии "УДАР"...
Вернее, нет, эта картинка не совсем обычная: тут милиция пытается помешать безобразию.
Обычно она присоединяется к штурмовикам.

Гражданину Шевчуку, вероятно, хотелось бы услышать из Ватикана
одобрение подобных проявлений "народной религиозности".

Однако в апостольской столице могут найти повод посочувствовать нам самим, обнаружив в православной среде ревностных наследников Белинского. Его решимость «не соглашаться ни с чем» нас не удивляет; но не может не огорчать присутствие его подражателей среди православного духовенства XXI века.

К чести униатского архиепископа г-н Шевчука надо отметить, что он употребляет куда более сдержанные выражения в адрес своего священноначалия, нежели созвучные ему представители младшего духовенства РПЦ - в адрес своего. Упомянутый документ, «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию», содержит важное положение: «Недопустимы оскорбления в адрес инославных»; по-видимому, его следовало бы дополнить: «...а также православных архиереев».

Здесь, впрочем, не место обсуждать менторский тон и фразеологию публикаций по методу «неистового Виссариона»; полезно взглянуть, на само их несогласие. Обнаружим удивительный факт: оно строится на интерполяциях и домыслах. Читаем, например, такую критику Совместного Заявления:

«Настораживает утверждение, что миссия "исключает любые формы прозелитизма"... Полагаю, что в этом документе, особенно при словосочетании "любые формы", можно понять так, что вообще [римо]католиков нельзя переводить в Православие».

В самом деле, «можно понять» как угодно, но надо понимать правильно: недаром говорится, что каждый воспринимает мир в меру своей испорченности. Критику доподлинно известно, что всякий текст, кроме простейших, может требовать интерпретации: если бы это было не так, отпала бы нужда в судебной власти, трактующей законы.  Но не всякий читатель способен раскрыть такой блеф.

Тот же критик: «..."Надеемся, что наша встреча внесет вклад в дело достижения того богозаповеданного единства, о котором молился Христос и вдохновит христиан всего мира призывать Господа, молясь о полном единстве всех Его учеников".  В Церкви Христовой единство уже достигнуто... Вышли из этого единства с Церковью различные еретические и схизматические сообщества. Но их членов нельзя назвать учениками Христа».

Их здесь и не называют учениками Христа. - Сказано о христианах всего мира (выражение, соответствующее «Основным принципам...»), которые, если пожелают, будут молиться о единстве учеников, чего наши виссарионовцы навряд ли смогут им запретить. - Налицо прямой обман читателя.

Другой автор того же направления говорит про «целый ряд противоречивых и взаимоисключающих формулировок» в Совместном Заявлении. Вот, например: «"...Мы воздаем благодарность в Троице славимому Богу за эту встречу, первую в истории". Возникает вопрос, как мы воздаем благодарность. Совместной молитвой? Уж более сильный посыл в этом призыве! В особенности, когда в начале документа сказано:"Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами"».

Патриарху строго указано: слишком сильный он сделал посыл... И как посмел без разрешения снизу процитировать Св. Писание! - Но где тут взаимоисключение и противоречие? Пусть читатель домыслит, а критику это не обязательно.

Особенно интересен следующий предмет несогласия: «"...Церковные общины, которые появились в результате исторических обстоятельств, имеют право существовать и предпринимать все необходимое для удовлетворения духовных нужд своих верных, стремясь к миру с соседями..." Иными словами, украинское униатство, явившееся результатом брестского разбоя, объявляется законом и имеет право на полное восстановление сферы влияния. Все более чем законно».

Нашему наследнику Белинского отвечают антифонно с другого берега, но с той же мерой негодования: «...Требование к Греко-католической церкви "предпринять все, что необходимо, для удовлетворения духовных потребностей своих верующих, стремясь жить в мире со своими соседями" может рассматриваться как ограничение их права на евангелизацию» - Catholic Herald (Лондон, Великобритания).


Ещё одна фотозарисовка. В комментариях, думаю, не нуждается.
Из Англии это беснование почему-то называется "правом на евангелизацию".
Князь Владимир, оказывается, земли современной Украины ещё не евангелизировал.


И последнее, конечно же, на самую популярную тему: «В высшей степени двусмысленным является и пункт 20. "Мы сожалеем, что иные формы сожительства ныне уравниваются с этим союзом, а освященные библейской традицией представления об отцовстве и материнстве как особом призвании мужчины и женщины в браке вытесняются из общественного сознания". В этом пункте не содержится осуждения мерзостных сексуальных извращений - гомосексуализма, лесбиянства... Лукаво говорится об иных формах сожительства, как будто бы речь идет о невенчанном браке, о простом сожительстве мужчины и женщины о простом сожительстве мужчины и женщины...»

Видите как: слукавил Святейший. Не спросился, кого надо особенно осудить и в каких выражениях. И не один он ведь слукавил, а вместе с апостолом Павлом, который тоже ставил в один ряд блудников и мужеложников (1Тим.1:10)...

Младшим клирикам из числа недавно рукоположенных невредно было бы напомнить про Постановление только что завершенного Архиерейского Собора о публичных высказываниях духовенства, «могущих вносить смущение в среду верующих и влиять на формирование неадекватного восприятия этой позиции светским обществом», и про то, какие последствия они за собой влекут.

Сравнение с Белинским и его наследием здесь отнюдь не случайно: как его личные качества, его место в культурной и политической жизни тогдашней России, так и его отношение к Православной Церкви, служат красноречивыми параллелями к персонажам и амбициям сегодняшнего дня. А мы закончим цитатой из его современника, не столь неистового, но куда более разумного:

«Мудрость, живущая в тебе, не есть тебе данная лично, но тебе, как члену Церкви, и дана тебе отчасти, не уничтожая совершенно твою личную ложь; дана же Церкви в полноте истины и без примеси лжи. Посему не суди Церковь, но повинуйся ей, чтобы не отнялась от тебя мудрость». - А.С. Хомяков, Церковь Одна.
Tags: Апологетика, Отец Макарий, Патриарх Кирилл, Православие
Subscribe

Buy for 10 tokens
То, чего я так боялся в прошлом году, увы, становится реальностью и приобретает конкретные очертания. Похоже, с нашими поездками на озеро Большое Унзово - окончательно и бесповоротно всё. Рейдерам, захватившим нижегородский НИИ Радиотехники (причём на безупречно законных основаниях захватившим -…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment