Прочла вчера на "Правмире" статью о канонизации доктора Евгения Боткина. Обрадовалась и огорчилась одновременно. Обрадовалась новости, а когда посмотрела в комменты... Ну да, увы, это очередная тема для рубрики "Язвы наши".
Дело даже не в "молиться надо Христу Спасителю и Его Матери. Больше никому. Потому что они единственные, кто может реально нас спасти. Все остальные - такие же человеки, как и мы. Только достигшие Царства Небесного. Придет время, и мы там будем". Это самые обыкновенные и смешные понты.
Смешные по одной простой причине. Поставь вот тетю, настрочившую этот комментарий, на место прославленного страстотерпца, или, хотя бы, как в свое время доктора Евгения Боткина, в Мариинскую больницу для бедных за вшивыми бомжами и гниющими от сифилиса проститутками ухаживать. Я бы посмотрела, насколько ее благочестия хватит без уныния и осуждения, и такой ли она человек, как Боткин.
А он этот крест нес с любовью и смирением, кстати. После стажировки в Германии, которую ему никто не оплатил, кроме него самого, в 1894-м вернулся в ту же больницу, к тем же вшивым бомжам и сифилисным проституткам. Не предподнесли ему место царского врача на золотом блюдечке сразу же. Он до этого ого-го сколько хлебнул в жизни.
Потому больше всего и огорчает непонимание христианским народом различных конфессий того, чем является служение врача-христианина, и почему за одно это можно канонизировать, если человек нес свой подвиг ради Бога. В этом как раз состоит самая сложная проблема, на мой взгляд.
Быть врачом-христианином - это искренне молиться за своих пациентов, переживать вместе с ними, в прямом смысле слова боль их брать на себя. И хоронить, как родных, да. Всю свою профессиональную жизнь. Пропуская через себя потери. Больно оно. Чтобы понять, насколько больно, достаточно известного врача и святителя Луку Крымского (Войно-Ясенецкого) почитать. Например, его книгу-автобиографию "Я полюбил страдание".
Чтобы считать такой путь "обычным делом"... я не знаю... надо ничего ни в жизни, ни в Библии не понимать, разве что.
С вопросом о мученичестве Боткина так же. Еще один там отличился, пишет, мол: "О как. Чего меня не было рядом с государем? Сейчас бы отмучился бы уже давно, все бы меня чтили, и пребывал бы в Царствии Небесном".
Может, так и нельзя говорить, как я сейчас, но че ж ты, дядя, при таком желании "отмучаться" при правой вере да не поедешь засвидетельствовать Христа и обличить ересь перед каким-нибудь ИГИЛом? Отмучают так, что мало не покажется, и будешь ты через этот подвиг в Царствии Небесном. Да вот только реальные перспективы современного мученичества игноришь, а предпочитаешь поливать грязью тех, кто от смерти не бежал, да рассуждать, как себя надо вести царям. На месте которых ты бы в тех обстоятельствах, наверное, долго страдал диареей.
Наивно думать, что никто из государева окружения, видя настроения в народе и в интеллигенции, не понимал, насколько опасна ситуация. Святой мученик и врач-бессребренник Евгений Боткин - не исключение.
"После февральского переворота 1917 года императорская семья была заключена в Александровском дворце Царского Села. Всем слугам и помощникам предложили по желанию покинуть узников. Но доктор Боткин остался с пациентами. Не пожелал он покинуть их и когда царскую семью было решено отправить в Тобольск. В Тобольске он открыл бесплатную медицинскую практику для местных жителей. В апреле 1918 года вместе с царской четой и их дочерью Марией доктора Боткина перевезли из Тобольска в Екатеринбург. В тот момент была еще возможность покинуть царскую семью, но медик их не оставил" (цитата отсюда).
Это вполне осознанное мученичество было. За Бога, Отечество и людей, которым он был предан. "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя" (Ин. 15:13).
Вот как только тетя и дядя, которых так смущает канонизация Евгения Боткина, покажут любовь к ближним и самопожертву, равную его любви и самопожертве, я поверю в "такие же человеки, как и мы". А пока...
Святый новомучениче Евгение, моли Бога о нас!
Потому больше всего и огорчает непонимание христианским народом различных конфессий того, чем является служение врача-христианина, и почему за одно это можно канонизировать, если человек нес свой подвиг ради Бога. В этом как раз состоит самая сложная проблема, на мой взгляд.
Быть врачом-христианином - это искренне молиться за своих пациентов, переживать вместе с ними, в прямом смысле слова боль их брать на себя. И хоронить, как родных, да. Всю свою профессиональную жизнь. Пропуская через себя потери. Больно оно. Чтобы понять, насколько больно, достаточно известного врача и святителя Луку Крымского (Войно-Ясенецкого) почитать. Например, его книгу-автобиографию "Я полюбил страдание".
Чтобы считать такой путь "обычным делом"... я не знаю... надо ничего ни в жизни, ни в Библии не понимать, разве что.
С вопросом о мученичестве Боткина так же. Еще один там отличился, пишет, мол: "О как. Чего меня не было рядом с государем? Сейчас бы отмучился бы уже давно, все бы меня чтили, и пребывал бы в Царствии Небесном".
Может, так и нельзя говорить, как я сейчас, но че ж ты, дядя, при таком желании "отмучаться" при правой вере да не поедешь засвидетельствовать Христа и обличить ересь перед каким-нибудь ИГИЛом? Отмучают так, что мало не покажется, и будешь ты через этот подвиг в Царствии Небесном. Да вот только реальные перспективы современного мученичества игноришь, а предпочитаешь поливать грязью тех, кто от смерти не бежал, да рассуждать, как себя надо вести царям. На месте которых ты бы в тех обстоятельствах, наверное, долго страдал диареей.
Наивно думать, что никто из государева окружения, видя настроения в народе и в интеллигенции, не понимал, насколько опасна ситуация. Святой мученик и врач-бессребренник Евгений Боткин - не исключение.
"После февральского переворота 1917 года императорская семья была заключена в Александровском дворце Царского Села. Всем слугам и помощникам предложили по желанию покинуть узников. Но доктор Боткин остался с пациентами. Не пожелал он покинуть их и когда царскую семью было решено отправить в Тобольск. В Тобольске он открыл бесплатную медицинскую практику для местных жителей. В апреле 1918 года вместе с царской четой и их дочерью Марией доктора Боткина перевезли из Тобольска в Екатеринбург. В тот момент была еще возможность покинуть царскую семью, но медик их не оставил" (цитата отсюда).
Это вполне осознанное мученичество было. За Бога, Отечество и людей, которым он был предан. "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя" (Ин. 15:13).
Вот как только тетя и дядя, которых так смущает канонизация Евгения Боткина, покажут любовь к ближним и самопожертву, равную его любви и самопожертве, я поверю в "такие же человеки, как и мы". А пока...
Святый новомучениче Евгение, моли Бога о нас!
Journal information