Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Category:

Подарок на день рождения от Ники Паздрий

Ника Паздрий (nikotorix) сегодня опять побаловала. Написала замечательную статью на весьма и весьма дискутируемую в православных кругах тему. А поскольку Ника - один из самых не только глубоких, но и ортодоксальных церковных публицистов, то, полагаю, её точка зрения заслуживает внимания. Вот эта статья. 


Сегодня, 28 января по новому стилю, Церковь празднует день памяти одного египетского подвижника, преподобного Павла Фивейского. Он жил в ІІІ в. н.э.




Этот святой, по откровению, данному через ангела, превосходил подвигами даже  Антония Великого  - гораздо более известного многим православным. В  житии св. Павла говорится о многих чудесах: и о том, как ему ворон приносил пищу, и о выкопанной львами могиле. Но, собственно, даже с самыми обычными верующими грешниками порой происходит нечто необычное, связанное с животным миром и явно посланное Богом. Как вот эта история (надо было той собаке подойти именно ко мне и в такую минуту...).

А вот с подвижниками, особенно монахами, мистический опыт которых самый глубокий, случается и большее. Как, например, в одном эпизоде из жития Павла Фивейского (автор - блаженный Иероним Стридонский).

Отрывок вызывает очень много споров, но невероятно интересен, на мой взгляд.

"…во время ночного отдохновения было открыто Антонию, что есть другой монах гораздо лучше его, и что он должен отправиться в путь, чтобы видеть этого подвижника. И вот, при первых лучах света, почтенный старец, поддерживая посохом нетвердые члены, отправился в путь, сам не зная куда. Уже наступил полдень, и, несмотря на сильный солнечный зной, старец продолжал идти, говоря: "… верую Богу моему, что Он покажет мне раба Своего, обещанного мне". Но большее этого чудо: Антоний видит странное существо, частью человека, частью коня, которое на языке поэтов зовется иппокентавром: увидевши его, Антоний осенил чело изображением спасительного знамения. "Эй ты, − сказал он, − в какой части пустыни обитает раб Божий"? Иппокентавр, бормоча что-то варварское, и скорее коверкая, чем произнося слова, при ужасе старца, старался ласково говорить с ним; протянувши правую руку, он указал ему желанный путь, и, бросившись в бег по широким полям с быстротою птицы, скрылся из глаз удивленного старца. Мы не знаем, представил ли диавол призрачное существо для устрашения старца, или в самом деле в пустыне, обильной чудовищными животными, родятся и такие звери. Антоний, недоумевая и рассуждая с собою о том, что видел, идет далее. Немного спустя, в каменистой долине Антоний увидал небольшого человечка с загнутым носом и с рогами на лбу, а нижняя часть его тела оканчивалась козлиными ногами. Пораженный и этим зрелищем, Антоний, как добрый воин, восприял щит веры и броню надежды. Упомянутое животное принесло ему для дорожного продовольствия пальмовые плоды как бы в залог мира. Увидав это, Антоний остановился и, спросив у неведомого существа: "Кто ты"?, получил такой ответ: "Я смертный, один из обитателей пустыни, которых прельщенное всякими заблуждениями язычество чтит под именем фавнов, сатиров и кошмаров, давящих во время сна. Я послан к тебе от своих собратий. Просим тебя, помолись за нас общему Господу, Который, как мы слышали, пришел некогда для спасения мира, и во всю землю прошло вещание Его". − Слыша такие слова, престарелый путник орошал лицообильными слезами, изливавшимися от избытка сердечной радости. Он радовался о славе Христа и о погибели сатаны, и, удивляясь, что может понимать речь обитателя пустыни, ударяя жезлом в землю, говорил: "Горе тебе, Александрия, вместо Бога чтущая разные диковины! Горе тебе, град блудницы, куда стеклись злые духи (daemonia) всего мира. Что ты скажешь теперь? Звери призывают имя Христово, а ты чтишь разные диковины"! Не успел старец договорить этих слов, как рогатое животное удалилось как бы летучим бегом...".


Когда-то даже написала статью о фантастических главах христианской истории, где пыталась рассмотреть подробнее. Но поиски ответа на вопрос в заглавии заметки на этом не кончились). Люди, ангелы и демоны - это все виды существ с интеллектом, равным человеческому и выше, в этой и других Вселенной, или нет? Цитата из жития наводит на мысль,что, может быть, и не только. Ведь бес о молитве вряд ли просил бы. Кстати, интересно, что в пересказе блж. Иеронима Антоний говорящего сатира посчитал зверем, то есть животным, в противовес "диковинам" (языческим идолам, видимо).

По этому поводу высказывались и святые, жившие намного ближе к нашему времени. Например, святитель Феофан Затворник (XIX в.) в одном из писем своему духовному чаду говорит:
«... предположив бытие жителей на других мирах, ничто не мешает предположить, что они пребыли в воле Божией, сохранили себя в святости и чистоте, не нарушали заповеди Божией и не взбунтовались против Бога, как это случилось на нашей планете. Взбунтовалась одна Земля, а прочие миры остались совершенно спокойны. Но Бог, Которому дорога всякая тварь, не бросил нас, а устроил способ нашего восстановления, который приемля благоговейною верою мы спасаемся. В притче пастырь оставляет девяносто девять овец и идет искать одну... Но нельзя допускать и ту мысль, что когда о Земле такое попечение, то другие миры забыты, и что, после сделанного у нас, там и делать ничего для них не остается. Цель творения есть слава Божия, или явление беспредельных совершенств Божества. У нас они явлены наипаче в домостроительстве спасения, а на других мирах они являются другими способами. Если предположить другой образ бытия разумных тварей и облаженствование их, то уж прямее предположить устояние их в своем чине, светлое состояние блаженных.

Но пусть и пали. Нет основания думать, чтобы им неизбежно нужно было воплощение, чтоб оно совершилось на каждой планете. Сила воплощения и искупительная жертва спасают нас чрез усвоение их верою. Почему не предположить, что искупительная жертва, совершенная на Земле, подействовала благотворно и на другие миры? Почему не предположить, что и тамошние разумные твари приняли ее верою и таким образом спасаются? В способах сообщения и произведения веры у Господа не может быть недостатка: есть даже Ангелы, в служение посылаемые для хотящих наследовать спасение. Все планеты состоят между собою в связи и взаимовлиянии, для нас неведомом. Чтобы какая-нибудь из них была исключена из этого союза, этого предположить нельзя. Если физически существует такой союз – то почему же не предположить нравственного? Если в физическом отношении одно тело влияет на все прочие, с какими оно состоит в связи, то отчего же не допустить того же и в отношении нравственном?».
Мне же кажется,что другие миры не обязательно существуют на другой планете и даже территории. Вполне возможно, что они как бы параллельны нашему на той же территории, но проявляются в нем только при определенных обстоятельствах. И тогда кто знает, народные сказки с фигурированием подобных героев такие уж сказки или просто чей-то опыт. Конечно же, приукрашенный художественными подробностями. Или, наоборот,  в интерпретации такой что-то намеренно скрыто.

О скрытом - отдельный разговор. Очень интересно и характерно, все более-менее доброжелательные существа в сказках сами на контакт с человеком идут очень редко - если только ему не угрожает смертельная опасность или нечто в этом роде. Это нечисть всегда крутится рядом, а то и набивается, а "хороших" обычно не видно и не слышно. Их попробуй еще отыщи.

Может - если дать волю воображению -  они  так скрываются по той причине, о которой говорит сатир в житии? Не хотят, чтобы о них заблуждались и творили из них невесть что при активном содействии настоящих демонов, снимающих сливки с языческих культов?

Или не хотят невольно навредить людям, будучи во много раз сильнее. Или люди чем-то опасны для них.

Вопрос риторические, конечно, а кто-нибудь из ярых материалистов и вовсе назвал бы мои размышления бреднями - наука же никаких эльфов пока не обнаружила, значит, их официально в природе не существует). Но когда понимаешь, что мертвые могут воскресать и бывает, что человек идет по воде, то  категоричность как-то убавляется. И это хорошо. Ведь чудо - это не что-то, противоречащее законам природы, а то, что не укладывается в наши представления о них. А наука... Наука на то и наука, чтобы не упираться рогом в одну картину мироздания, а постоянно анализировать разные варианты. И то, во что 20 лет назад верили безоговорочно, сегодня может оспариваться.

Человек с таким уровнем внутреннего развития, как святой Павел Фивейский, наверняка знал бы истинные ответы о положении вещей во Вселенной. Мы пока не знаем. Но, я думаю, стоит, хотя и с осторожностью относиться к разного рода мифологемам, но и ярлык "БЕСОВЩИНА" тоже не спешить лепить на все подряд. Бесовщина - это всего лишь искажение созданного Господом, ничего нового бес изобрести не в состоянии. А созданное Богом всегда изначально хорошее.
Tags: Культурология, Наши святые, Ника с Украины, Православие
Subscribe

  • Обо мне

    МАРКИТАНОВ Михаил Юрьевич – кандидат экономических наук. Родился в Нижнем Новгороде в 1975 году, живу там же. В 1992 году окончил…

  • Ковид и его последствия

    Личные ощущения Обещал рассказать о собственном опыте выздоровления от ковида - выполняю своё обещание. Первая неприятность, которая…

  • Ковидный госпиталь

    Те, кто регулярно заглядывает в мой журнал, наверняка успели заметить, что где-то с середины октября я пропал из сети и вернулся в ЖЖ только во…

promo mikhael_mark december 26, 2019 12:52 8
Buy for 10 tokens
Как известно, одним из главных аргументов тех, кто категорически выступает против передачи храмовых зданий верующим, является ограниченность финансовых ресурсов у Церкви и отсутствие понимания "всей всемирно культурной ценности этих старинных памятников". В итоге, делается вывод,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

  • Обо мне

    МАРКИТАНОВ Михаил Юрьевич – кандидат экономических наук. Родился в Нижнем Новгороде в 1975 году, живу там же. В 1992 году окончил…

  • Ковид и его последствия

    Личные ощущения Обещал рассказать о собственном опыте выздоровления от ковида - выполняю своё обещание. Первая неприятность, которая…

  • Ковидный госпиталь

    Те, кто регулярно заглядывает в мой журнал, наверняка успели заметить, что где-то с середины октября я пропал из сети и вернулся в ЖЖ только во…