Не так давно меня усиленно пытались убедить, что идеи свободной воли человека и его ответственности (которые, по моему мнению, в наибольшей степени роднят «Гарри Поттера» с Православием и решительно противопоставляют идеологии «Нью-Эйдж») родом именно из теософии и буддизма. Что ж, проверяем.
«Светила предопределяют весь путь» (Беспредельное, 304). «Никто, даже Высочайший Дух не может простить содеянных прегрешений, ибо это противоречило бы закону кармы» (Письма Елены Рёрих 1929 – 1938. Т. 1, с. 440.). «В сущности говоря, ничего кроме кармы не существует. Все Бытие есть лишь нескончаемая цепь причин и следствий» (Письма Елены Рёрих 1929 – 1938. Т. 1, с. 414.). «Что происходит с нами сейчас, не зависит от нас, что же касается нашего будущего, то оно исключительно в наших руках» (Лазарева Н. Ф. Коррекция кармы (чистая карма). Кн. 2. – СПб., 1995, с. 62.). Протодиакон Кураев по этому поводу резонно замечает: «Но в том-то и дело, что только сейчас, только в моем настоящем я могу создать свое будущее. Будущее творится не в будущем, а в настоящем. А если все, что в настоящем окружает меня, и все, что наполняет меня, мои мысли и мои желания «не зависят от нас», то тогда не я творю мое будущее, а прошлое создает свою вечность» («Сатанизм для интеллигенции).
Идём далее. «Не легко человеку принять истину о его зависимости. Ведь ту цепь существований не прервать, не выделить себя, не приостановить течение. Как один поток Вселенная!» (Беспредельное, 193). «Предопределение есть следствие заложенной причины» (Письма Елены Рёрих 1929 – 1938. Т. 2, с. 46.). «Когда дух поймет, как беспрерывно текут проявления жизни, тогда можно указать на беспрерывность всех цепей. Цепь мысли, цепь действия, цепь следствий, цепь стремлений, цепь жизней — одна цепь предопределяет другую!» (Беспредельное, 451). «Закон Кармы, или закон причин и следствий, есть то, что в обычном понимании значится как судьба или рок» (Клизовский А.И. Закон кармы. // Н.Ф. Лазарева. Коррекция кармы (чистая карма). Кн. 2, с. 5.). «Творчество магнита жизни состоит из этих цепей. И дух должен содрогнуться при мысли о нарушении цепи. Если проследить, как несутся в пространстве рекорды порванных цепей, то содрогнется, истинно, дух. Достигнет тот, кто примкнул к единству эволюции» (Беспредельное, 451). Ясная проповедь предопределения, никакой свободной воли.
Более того, строго говоря, человека в буддизме и теософии вообще не существует как такового. «Велико блаженство осознать, что в Колесе Учения нет никакой основы для учения о "душе"» (Дагпо Лхадже Гамбопа. Драгоценные четки. Публ. в: Дэви-Неел А. Посвящение и посвященные в Тибете. – СПб., 1994, с. 197.). «Нет постоянства в становлении и нет вечности в обусловленных вещах. Скандхи всплывают на поверхность и затем исчезают неизвестно куда. Я знаю теперь, что это — разум, волнующий пустоту. Я ничего больше не делаю для дальнейшего становления, свободен я от объектов чувств. Все мои недостатки угасли» (Терагата, 121 – 122). «Я видела, помню, деревянную куклу, размалеванную пестро и ярко. Когда ее подергивали за нитки, она танцевала так забавно! Но попробуй вынуть из нее колья, развязать и выбросить все нитки, и она разлетится на кусочки! Что в ней тогда может пленить сердце? Таково же, по мне, и это тело. Ведь оно не живет без частей отдельных. А раз оно не живет без частей отдельных, что во мне, скажи, может пленить сердце? То, что кажется глазом, — лишь комочек, свалянный из слизи и выделений, темный в середине пузырь со слезами, с шаром, катающимся в дупле, схожий!» (Тхеригата. 368 – 369). «Человек невежественный думает: "Я иду вперед". Но свободный от заблуждения скажет: "Если в разуме возникает идея "я иду вперед", то тотчас же вместе с идеей появляется нервный импульс, источником которого является разум, и вызывает телесную реакцию". Таким образом, то, что эта куча костей, благовоспитанно именуемая "телом", движется вперед, является результатом распространения нервного импульса, вызванного разумом. Кто здесь тот, кто идет? К кому имеет отношение это хождение? В конечном счете — это ходьба имперсональных физических элементов, и то же самое относится к стоянию, сидению, укладыванию» (Конзе Э. Буддийская медитация: благочестивые упражнения, внимательность, транс, мудрость. – М., 1993, с. 42). «Есть только скандхи, которые остаются на непродолжительное время, и нет ничего кроме них. Исчезновение скандх называют смертью. Бдительный взгляд гасит их. Так гаснет блеск бриллианта, когда стесывают его грани» (Там же, с. 116). «Здесь мы вплотную подошли к сущности тибетского мистицизма, величайший принцип которого гласит: не надо ничего "создавать", надо "уничтожать созданное". Я уже упоминала, что созерцатели среди лам сравнивают духовный тренинг с процессом очищения или прополки» (Дэви-Неел А. Посвящение и посвященные в Тибете. – СПб., 1994, с. 138 – 139.). «Поскольку нет ни движения, ни идущего по Пути, то "путь" — не более чем символическое выражение. Поскольку нет ни обетособлюдений, ни соблюдающих обеты, то эти выражения — не более чем символы. Поскольку нет от чего отрекаться и некому отрекаться, то "бытие в мире" — не более чем символическое выражение» (Дагпо Лхадже Гамбопа. Драгоценные четки. Цит. по: Дэви-Неел А. Посвящение и посвященные в Тибете. с. 196.). «Считающий свой атман за совершителя добра и зла, недостаточен в знании, не ведает истины» (Махабхарата). «Только страдание существует, но нет страдающего» (Висуддхимага, 513). «Воистину и тут и там только имя и форма, И нет ни живого существа, ни человека, Пусты они и устроены, как марионетки; груда страданий, как куча дерева и соломы» (Терагата). «Человек есть комплекс сочетаний» (Письма Елены Рёрих 1929 – 1938. Т. 1, с. 419.). «Вы сами есть совпадение частиц материи» (Община, 156). «Одна и та же Жизнь, одно Я пребывает во всех формах Вселенной; это общее Я, желающее проявиться, и есть скрытый источник всех эволюционных процессов» (Блаватская Е.П. Перевоплощение. // Переселение душ. Сборник. – М., 1994, с. 412 – 413).
Риторический вопрос: если нет самого человека, откуда возьмётся в нём свободная воля и ответственность?
А теперь вопрос уже не риторический: откуда тогда те утверждения Блаватской, Рерихов и им подобных об отсутствии предопределения и человеческой свободе? Ответ даёт сама Е. Рерих: «Каждое великое Откровение требует прикрытия внешними щитами» (Письма Елены Рёрих 1929 – 1938. Т. 1, с. 396). То есть, все напыщенные декларации оккультистов о свободе человека и его ответственности – это обычный рекламный трюк. И верить таким утверждениям стоит не больше, чем рекламе АО «МММ».
Journal information