Взято в журнале Ники Паздрий (nikotorix), оригинал здесь
Когда мне нужно будет объяснить моим детям, чем плохо колдовство, на примере художественного произведения, я выберу далеко не "Гарри Поттера". Есть другое произведение, также о мальчике-волшебнике, на примере которого проще и лучше объяснить, что такое колдовство, но и почему не надо спешить осуждать и мысленно хоронить людей, по разным причинам в этот грех впавших. Это написанная в 1971 г. сказочная повесть Отфрида Пройслера "Крабат, или Легенды старой мельницы", по мотивам которой в 2008 г. был снят одноименный фильм Марко Кройцпайнтнера.
Выбор без выбора
Крабат - мальчик-подросток 14 лет, по национальности - лужицкий серб, лишившийся родителей вследствие эпидемии оспы (в фильме - чумы) и опытно познает, что такое выживать в одиночку. Если кусок хлеба они с друзьями еще могут добыть от старших, то правильные жизненные ориентиры взять практически неоткуда. Усыновившая Крабата семья протестантского пастора, к сожалению, прекрасно доносит до мальчика, какие правила он должен исполнять, а вот о душе его заботится мало. Поэтому мальчишка сбегает.
Ему тесно и душно там, где его никто не слушает и не понимает, в непонятных традициях, чуждом немецкоговорящем окружении: "Убегать пришлось не из-за пастора и его жены, всегда мечтавших о сыне, а из-за себя самого. Ему, привыкшему к вольготной жизни в убогой лачужке, стало невмоготу в доме пастора: не ругайся, не дерись, разгуливай весь день в белой рубашке да еще и в ботинках, мой шею и руки, причесывайся гребнем, следи за ногтями. А главное - говори по-немецки, всегда только по-немецки! Крабат старался изо всех сил, старался неделю, месяц. А потом сбежал и стал бродить по дорогам вместе с другими нищими мальчишками". О Боге он при этом практически ничего не знает. Только когда становится страшно, периодически прикасается к висящему на груди крестику, по-видимому, доставшемуся от родителей (в фильме). То есть вера его скорее неосознанная, и в силу возраста, и по причине того, что ему толком никто ничего о ней не объяснял.
Голод и холод, ставшие постоянными спутниками Крабата, наглядно убеждают его в том, что сам в этом мире особо не протянешь. И он, измучившись вконец, преодолевая естественный, защитный, страх, соглашается на предложение черного колдуна с мельницы стать его учеником, то есть, вступить в персональную секту этого "мастера". И о самой мини-секте, и о том, что есть магия в этом произведении, стоит рассказать отдельно - настолько тонко Пройслер и сценаристы фильма "Крабат" (Михаэль Гутманн и Марко Кройцпайнтнер) сумели передать саму суть зла. А что колдовство в этом фильме - самое черное зло, сомнений не вызывает.
Сатанист "в законе"
Пожалуй, соглашусь со многими авторами рецензий в том, что "мастер" в книге более похож на мага из лужицких полуязыческих легенд (повесть - не что иное, как их творческое переосмысление Пройслером), а вот в экранизации - именно прожженный сатанюга. Но даже в повести отчетливо видно, что живет он в лучших традициях классического сатанизма. Несмотря на весь романтически-волшебный пафос.
Первый признак этого - удивительные претензии на богоподобность. Каждый год в ночь Пасхи, когда жители ближайших селений славят воскресшего Христа, колдуну необходимо пародировать на своей мельнице Тайную Вечерю, где он чуть ли не изображает Самого Иисуса с двенадцатью учениками. Для своих подмастерьев он также стремится быть божком, свободно распоряжающимся их жизнями, заявляя, что сам решает, кто умрет здесь. "Зовите меня Ваше Всесилие", одним словом.
Но с жизнями обитателей мельницы вопрос вообще интересный. Вот что мы узнаем при чтении беседы Юро с Крабатом:
- Ты ведь знаешь, что в каждую новогоднюю ночь один из нас должен умереть вместо Мастера.
- Вместо Мастера?
- Вместо него! У него договор с этим... Незнакомцем. Каждый год он должен принести в жертву одного из своих учеников или погибнет сам.
Вот такой парадокс - сила "мастера", вроде бы, велика. Он даже, можно сказать, самолично контролирует ход Тридцатилетней войны (в повести описан эпизод путешествия мельника и Крабата во дворец курфюстра, где чернокнижник всячески препятствует перемирию и добивается своего). Но при всем при этом - каждый год своей жизни он вынужден практически выторговывать, к новогодним праздникам превращаясь в старую развалину. Сделав рабами своих подмастерьев, он сам порабощен еще более жестоко.
Когда-то "мастер" убил лучшего друга Ирко ради не спасения собственной жизни, а просто карьеры при дворе. По рассказу видно, что воспоминание об этом здорово преследует черного мага:
Он вскочил и, обхватив рукой свою кружку, сжал ее так, словно хотел раздавить.
- То, что вы видели, всего лишь сон, кошмар, который прошел... А я пережил это наяву. Тогда, в Венгрии, я убил его! Убил моего друга! Должен был убить! Как это сделал Крабат, как это сделал бы каждый на моем месте! Каждый!
Он так трахнул кулаком по столу, что подскочили кружки. Схватил жбан, стал жадно пить, потом отшвырнул его. Опять закричал:
- Убирайтесь! Убирайтесь вон! Хочу быть один! Один!
Но признания своей очевидной вины за этим не следует. Только гордыня, самооправдание и "повышение ставок". По душе каждый год. Причем душе именно лучшего ученика, которому сам же "мастер" обещал покровительство....
То есть он вынужден оставлять только тех, кого считает слабыми. Этот "вершитель судеб" до дрожи боится сильного конкурента, пресмыкается перед Незнакомцем (надо полагать, самим сатаной или одним из могущественных демонов), как последний шудра, постоянно лжет и лукавит, прикидываясь не тем, кем является на самом деле. Неудивительно, если сказанные Крабату слова о его возможности покинуть мельницу и пополнить число придворной знати, - пустой звук.
Вот таков он, сатанист "в законе". Великий в своем воображении, грозный для привязанных заклятиями к мельнице рабов, но жалкий по сути и неспособный справиться с тем, что успешно лечит покаяние, - своей совестью многократного убийцы.
Иллюзия силы
Не только пример "мастера" показывает, насколько иллюзорна кажущаяся мощь колдовства. Никто из лучших учеников, многое, вроде бы усвоивших, защитить себя не мог. Тогда - что все это обучение, если не фарс для марионеток? Хотя, и сам основатель мельничной секты, впрочем, марионетка проклятия мельницы.
Но как же Пумпхут, например? Тоже якобы великий колдун, заступник подмастерьев. Читая, как он ставит на место "мастера", невольно проникаешься симпатией, правда? Мол, есть в колдовском мире лужицких сказаний место и для светлой силы.
Но если присмотреться, какая-то эта "светлая сила".. черечур связанная.
Как рассказывают о Пумпхуте? Андруш считает, что Пумпхут свободнее всех свободных: "...всю свою жизнь он оставался простым подмастерьем на мельнице. Стать мастером его не тянуло, быть важным господином -- чиновником, судьей или придворным - и вовсе не привлекало. А ведь мог бы стать кем угодно! Все ему было по плечу, но вот - не хотел!.. А почему? Потому, что он свободный человек и таким желал оставаться".
Но какая-то свобода странная у него получается, примерно как у "мастера" всесилие. Во-первых, он всегда одинаков и всегда делает одно и то же - бродит по мельницам, наказывает плохих хозяев по одному и тому же шаблону тысячи раз. Это очень похоже на цикл, программу, функцию, а не на личность. Цикл, подобный тому, в котором зерно в мешках "мастера" превращается в муку, а мука опять в зерна, и мельница мелет, мелет без конца не пойми для чего... Без видимой пользы.
Во-вторых, приходя облегчить жизнь подмастерьям, Пумпхут добивается разве что лучшей похлебки для них. Простите - но очень поможет хорошая еда тому, кто умрет под очередной Новый год? Ведь наверняка не только "мастер" такой ритуал практиковал. Если Пумпхут правда могущественнее всех, вместе взятых, да и добр впридачу, почему не попытался спасти никого из двенадцати? Наверное, дело все в том, что он просто искуснее в фокусах. А в колдовских "циклах" - точно такой же узник, как и все прочие.
Масштабно он тоже ничего менять не может. Или не хочет - что тем более повод усомниться в его "благодетельстве".
Мир магии в "Крабате" - это мир иллюзий. Иллюзий силы, власти, свободы, неуязвимости и т.д. На деле же там никто не хорош, не силен и не свободен. Когда Тонда-призрак во сне говорит Крабату, что сам виноват в своей гибели, бывший старший подмастерье не врет. Так и есть. Но Бог Милостив. Именно поэтому Крабата и остальных подмастерьев удается спасти. А откуда видно, что с Его Помощью?
Что преодолевает черную магию
Когда Крабат в фильме откапывает и снова одевает на шею свой крест, некогда зарытый в грязном сарае? Как только понимает, что на самом деле "мастер" - лжец и убийца, а не наставник. Значит, и верить его словам о том, что крест делает слабее, не стоит. Куда уж слабее, чем быть привязанным к мельнице так, что не выйдешь за ее пределы, и ждать, пока зарежут в жертву сатане, как барана... Возвращение креста, сознательный акт веры выводит Крабата из настоящей слабости. Да, пока он не свободен. Но уже и не совсем баран, готовящийся к закланию.Он повернулся к Богу, и Бог не заставил Себя долго ждать.
Он помог через Любовь (а Любовь ведь - одно из Его имен). Случайно ли Крабат впервые встретил свою спасительницу (да и не только свою) именно в пасхальную ночь, услышав ее пение в церковном хоре? Думаю, что нет. Случайно ли именно после обращения к Господу случается чудо, которое не удалось в свое время ни Янко с его девушкой, ни Тонде с Воршулой?
Не Тот ли, с кем канторка привыкла общаться в молитвах, Кому служила в храме (а знающие люди подтвердят, насколько проникаешься песнопениями, которые там поешь), дал ей подсказку, которая не далась другим, тоже любящим? Наверное, Он Самый. А благодаря Крабату и канторке спаслись от смерти и другие ребята с мельницы. Правда, вместе с тем перестав быть и черными магами.
Но это и к счастью. Есть только одна Сила, которая не требует платы за Себя, дается безвозмездно и делает неуязвимым. А все остальное... А все остальное прекрасно показали Отфрид Пройслер и Марко Кройцпайнтнер. Более чем).
Journal information