Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Categories:

Эти странные русские...

... в ещё более странном представлении западных художников.

Теми, кто интересуется историей военной формы, давно замечено: когда западные художники (а также и кинематографисты) берутся изображать русскую армию, ничего путного у них из этого не получается. Нет, конечно, общий вид они передают в целом верно, но искажения в деталях бывают столь велики и многочисленны, что умножают всю их работу на ноль. Скажем, выпустили А. Констам и Б. Янгхазбенд книгу о Русской Императорской Армии в Семилетнюю войну. Книга богато иллюстрирована, и иллюстрации достаточно качественные, Янгхазбенд - вообще хороший художник, но...





Офицер русской гвардейской пехоты времён Семилетней войны
в представлении художника Билла Янгхазбенда


Но кто-нибудь сможет мне объяснить, что это за странный русский офицер на картинке (см. выше)? Подпись гласит, что перед нами - офицер Лейб-Гвардии Преображенского полка. Спору нет, преображенцы отличались красными воротниками (каковой и показан на рисунке), да вот беда: Елизавета Петровна, следуя традициям своего отца, облачила офицеров Лейб-Гвардии в одноцветные зелёные мундиры без цветовых отличий по полкам. И это - на горе Янгхазбенда - зафиксировано в уставных документах. Если же считать этого офицера армейским, то совершенно непонятно, что на нём делает зелёный камзол (в армейской пехоте он был красным, что на других картинках того же Янгхазбенда показано совершенно верно) и почему этот камзол столь богато отделан галунами (армейская пехота такой обшивки не имела)? Для сравнения - вот несколько иллюстраций по тому же периоду, выверенных с уставными документами. Автор - российский художник Олег Пархаев.









Русская армия Семилетней войны
Крайний справа в нижнем ряду - офицер армейской пехоты.
В красном камзоле без галунов, как и положено.





А вот - русская армейская пехота кисти того же Б. Янгхазбенда.
В отличие от гвардейцев, нарисована без ошибок.

Недавно, шаря по просторам интернета в поисках информации по Крымской войне, я наткнулся вот на этот материал. Достаточно обширная подборка иллюстраций по Русской  Императорской Армии 1850-х годов - то есть, непосредственно времён Крымской кампании и периода, который последовал сразу за ней. Картинки, судя по англоязычным подписям, взяты из иностранных источников. Вот только если пытаться этой подборкой воспользоваться при съёмках исторических фильмов или для иллюстрирования исторических же публикаций, велик риск попасть впросак.  Рассмотрим допущенные художником ошибки несколько поподробнее.










Подпись под картинкой гласит, что это - штаб-офицер гренадерского полка. Стоит отметить, что штаб-офицер нарисован в целом достоверно. Даже то, что он верхом, соответствует действительности: пехотные штаб-офицеры в XVIII - первой половине XIX века редко перемещались в пешем строю, всё больше верхом. Неточность только одна: нагрудный офицерский знак у этого бравого штаб-офицера почему-то серебряный. В то время, как офицерские знаки штаб-офицеров (для тех, кто не в курсе: это чины от майора до полковника включительно) золотились, серебряный офицерский знак свидетельствовал об обер-офицерском чине (это чины от прапорщика до капитана).

Но эта неточность ещё простительна на фоне куда более грубых ошибок, допущенных неизвестным мне иллюстратором на последующих изображениях.







Вот, скажем, что за странный барабанщик на этом рисунке? "Пехотных полков", - услужливо подсказывает подпись под рисунком. - "Летняя парадная форма 1855 года". Так, а почему он в сюртуке? Сюртук был принадлежностью формы офицера, а отнюдь не барабанщика (который в Императорской Армии считался чином младше рядового). Можно, конечно, предположить, что данный барабанщик принадлежит Кавказскому корпусу (носившему полукафтаны уже в 40-е годы XIX столетия), но допустить такое мешает украшающая его голову каска-пикельхаубе, которая чинам Отдельного Кавказского корпуса не полагалась (кавказские войска при парадной форме носили меховые шапки, при повседневной - фуражки). И где, позвольте спросить, форменное отличие барабанщиков императорской армии XIX века - "крыльца" под погонами, которые не отменил даже Александр III с его любовью к простонародному стилю?



Для сравнения - вот как реально выглядели барабанщики и горнисты Русской Императорской Армии
в период Крымской войны



Барабанщик слева похож на того, что на картинке выше. Но он - в шинели. А неизвестный мне по имени иностранный автор настаивает, что изображает барабанщика в летней парадной форме, к элементам каковой шинель явно не относится.

Возможно, правда, что на картинке - барабанщик времён Александра Освободителя - он как раз вступил на престол в 1855 году, в разгар Крымской войны. Да вот беда: "крылец" под погонами царь-Освободитель не отменял. Да и зелёный воротник барабанщика - явно от лукавого: в 1855 году его могли носить чины егерских или карабинерных, но никак не пехотных* полков.





А вот и упомянутый выше Отдельный Кавказский корпус. В своих полукафтанах и меховых шапках... Но с соверешенно фантастическими воротниками. Вернее, нет, разноцветные воротники (с различиями по полкам) были в пехоте (в том числе и кавказской) действительно введены Александром Освободителем. Но только в 1856 году, уже после Крымской войны. В то время, как однобортные полукафтаны, показанные на рисунке, он заменил на двубортные сразу же по восшествии на престол. Так что по всем параметрам выходит - не могли русские войска такую форму носить. Никак-с не могли. К слову, обратите внимание, что на этой картинке у флейтиста крыльца под погонами на своём месте - в отличие от упомянутого выше нелепого барабанщика.

Для сравнения - пара картинок с настоящим Отдельным Кавказским корпусом - от уже упомянутого выше Олега Пархаева.


Вот - последние годы царствования Николая Первого



А вот бойцы уже переоделись по уставам нового государя - Александра Освободителя.
Но воротники - заметим - у всех, кроме стрелка, ещё красные. Ни белых, ни синих не наблюдается.










Следующая картинка. На ней (слева), как гласит англоязычная подпись, - рядовой и офицер Лейб-Гвардии Кирасирского полка Императрицы. Что ж, художника стоит поблагодарить за довольно точное изображение... кавалергардов. Не спорю, шефом кавалергардов в России традиционно, ещё со времён Петра Великого, считалась именно царствующая императрица. Но всё же Кавалергардский полк и Лейб-Гвардии Кирасирский Её Величества - это разные воинские части, и форму они носили разную. Кирасиры полка императрицы имели голубые воротники и обшлага мундиров, а офицеры - золотые (а не серебряные) эполеты. Вот так они должны были выглядеть:





Следующее "художество".






Странный "гренадерский горнист" почему-то с зелёным воротником, как у егерей, но, слава Богу, хоть расшивка мундира показана правильно, не в пример разобранному выше нелепому барабанщику. Художник - надо отдать ему должное - не забыл ни про жёлтый цвет погон в гренадерских полках, ни про красные султаны на касках барабанщиков, горнистов и музыкантов.

Но вот штаб-офицер и рядовой, показанные рядом, вызывают куда более серьёзные вопросы. Автор подписи идентифицирует их как принадлежащих к пехотному полку короля Неаполитанского. Но обращает внимание, что у офицера и рядового выпушки по воротнику и бортам мундира - разного цвета, что категорически было невозможно в Русской Императорской Армии. Цвет выпушек в русской пехоте времён Николая Первого служил для идентификации типа данной пехоты (а стало быть, должен был оставаться одним и тем же в рамках полка, независимо от чина). Мы же видим на офицере красные выпушки егеря, а на рядовом - белые выпушки морских полков (эти полки были прообразом будущей морской пехоты). Согласно "Википедии", "пехотный полк короля Неаполитанского" более известен в русской истории под именем Невского. Позднейшие изображения чинов этого полка свидетельствуют в пользу белых выпушек. Но в любом случае, у офицера и рядового они должны были быть одного цвета.

В общем, подбирая иллюстрации к статьям по отечественной истории, явно лучше пользоваться отечественными же источниками. Интересно, а свои, западные армии "наши дорогие партнёры" рисуют с такими же вопиющими ляпами? Или всё же поточнее?

При написании статьи были использованы трёхтомник О. Леонова и И. Ульянова "Регулярная пехота" и книга И. Голыженкова и Б. Степанова "Европейский солдат за 300 лет".


_________________________________________
* Егеря и карабинеры - разновидности лёгкой пехоты в русской армии XIX века (до конца Крымской войны). Собственно же пехотными назывались полки тяжёлой пехоты, ранее именовавшиеся мушкетёрскими.
Tags: Александр Освободитель, Век восемнадцатый, История Отечества, Крымская война, Николай Первый, Униформология
Subscribe

promo mikhael_mark december 26, 2019 12:52 8
Buy for 10 tokens
Как известно, одним из главных аргументов тех, кто категорически выступает против передачи храмовых зданий верующим, является ограниченность финансовых ресурсов у Церкви и отсутствие понимания "всей всемирно культурной ценности этих старинных памятников". В итоге, делается вывод,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments