Часто приходится читать, что «Офицерский каппелевский полк» (никогда в действительности не существовавший) в культовом советском фильме «Чапаев» одет в форму Офицерской Марковской дивизии (из армии Деникина), которая показалась режиссёрам более эффектной и более соответствовала «мрачному» облику «врагов революции». Попробуем разобраться, так ли это.
Действительно, чёрные гимнастёрки с белыми кантами, белые фуражки с чёрным околышем и чёрные погоны с белыми просветами, как у каппелевцев в фильме, носили офицеры Марковской Офицерской стрелковой дивизии. Расцветка идеально совпадает. Правда, на марковских погонах была литера «М» («Марков») или «ГМ» («Генерал Марков»), но наличие такой шифровки у каппелевцев было бы нонсенсом, поэтому не удивительно, что на погонах в фильме шифровки отсутствуют.
Однако, невооружённым глазом видны и куда более серьёзные несоответствия. Прежде всего, марковцы имели только один вид нарукавных нашивок – бело-сине-красный деникинский шеврон углом вниз. В фильме же отчётливо видно, что на рукавах белогвардейцев нашивки в форме щита. Нашивки подобной конфигурации одно время были всеобщим явлением в белых войсках на востоке России. В Сибирской Народной армии и Народной Армии КомУча (составной частью которой как раз и были каппелевцы) они служили знаками различия, заменяя погоны. Но это было летом 1918 года, почти за год до боёв с Чапаевской дивизией. Колчак, пришедший к власти в Сибири в конце 1918 года, немедленно восстановил дореволюционные знаки различия, после чего все подобные нарукавные нашивки были отменены. Бои же с Чапаевым относятся к 1919 году, когда войска Колчака вышли к Волге и Каме, а красные пытались их отбросить.
В 1919 году нарукавные нашивки в форме щите носили два соединения. Корниловская ударная дивизия Добровольческой Армии Деникина и Воткинская стрелковая дивизия в армии Колчака.
Нарукавная нашивка корниловцев – голубого цвета, со скрещёнными саблями и «мёртвой головой» (этот символ в дореволюционной русской армии, как и в большинстве европейских понимался «Умираю, но не сдаюсь», а также как «Чаю воскресения мертвых и жизни Будущаго Века», лишь нацисты смогли наполнить этот героический символ однозначно человеконенавистническим содержанием), а также надпись «Корниловцы». C корниловцами киношных каппелевцев роднит также флаг с мёртвой головой – правда, в Корниловской дивизии он был не однотонно-чёрный, а чёрно-красный. Нашивка Воткинской дивизии – красный треугольник со скрещёнными пистолетами. Разглядеть рисунок «каппелевской» нашивки в фильме сложно (если вообще возможно), но, судя по смутным очертаниям, она либо копирует комучевские нашивки 1918 года, либо составлена из двух, только что описанных: на корниловском «щите» с надписью – воткинские пистолеты.
Ещё одно существенное отличие киношной формы от марковской – конфигурация обшлагов. Эта деталь не так маловажна, как может показаться, ведь в дореволюционной русской армии, традициям которой старались следовать белогвардейцы, по форме обшлагов различались рода войск. Пехота носила прямые обшлага, кавалерия – обшлага «уголком». Обшлага рукавов как у марковцев, так и у корниловцев, и у воткинцев были прямые, то есть пехотные. У киношных же каппелевцев отчётливо видна угловидная конфигурация обшлага, как у кавалеристов. Более того, на них хорошо заметен «гусарский узел». Штаны на киношных «каппелевцах» также кавалерийского типа – с кожаными леями в шагу (чтобы не протирались от долгого сидения в седле). И тут самое время вспомнить ещё об одном соединении, существовавшем в колчаковской армии – Партизанской дивизии атамана Б.В. Анненкова. В составе этой дивизии существовал полк Чёрных гусар, который, как и марковцы, носил чёрные гимнастёрки. Правда, без белых кантов и с красными погонами. Фуражки анненковских гусар были полностью чёрные, с белыми кантами, кокарду на них нередко заменяло изображение «мёртвой головы». Очевидно, гусарские узлы на рукавах и кавалерийские штаны – отголосок воспоминания консультантов фильма о боях с анненковцами.
Итак, мундир «каппелевцев» в фильме «Чапаев» ни в коей мере нельзя считать марковским. Это абсолютно фантастическая форма, составленная из формы нескольких разных соединений (в том числе и реальных каппелевцев), участвовавших в Белой Борьбе. «Каппелевский Офицерский полк» в фильме «Чапаев», судя по всему, следует считать собирательным образом отборных белогвардейских частей, сражавшихся против большевиков на разных фронтах Гражданской войны.
И в завершение – о том, что из себя действительно представляли каппелевцы. Если говорить о Каппелевском офицерском отряде (не полку), то он составил ядро так называемой Народной Армии КомУча (Комитета членов Учредительного Собрания) и участвовал в боях с Красной Армией летом 1918 года. Но Чапаевская дивизия на тот момент ещё не была сформирована. Подвиги Чапаева (действительно подвиги – при всём моём несогласии с его политическими взглядами) и пик его популярности в большевистском лагере пришлись на следующий, 1919-й год. Каппелевский офицерский отряд носил защитную русскую форму времён Первой Мировой войны со споротыми погонами. Отличительной чертой его обмундирования были белая повязка на рукаве и георгиевская ленточка вместо кокарды на фуражке.
Владимир Оскарович Каппель
В дальнейшем название «каппелевцы» всплывает снова уже на рубеже 1919 – 1920 годов. Как известно, А.В. Колчак, эвакуируя своё правительство из Омска, отказался следовать походным порядком с армией и отправился на восток литерным поездом, так как опасался за судьбу своей любовницы А. Тимирёвой[1]. Это решение, как нам теперь известно, оказалось для него роковым. Руководство войсками, которым ставилась задача пробиться сквозь кишащие партизанами леса и овладеть мятежным Иркутском, поручалось В.О. Каппелю. Современный историк Руслан Гагкуев пишет: «Главнокомандующий армиями Восточного фронта Генерального штаба генерал-лейтенант Каппель (назначенный на этот пост Верховным правителем адмиралом Колчаком на станции Судженка 3 декабря 1919 года со словами: «Только на Вас, Владимир Оскарович, вся надежда») делал все возможное и невозможное, чтобы вывести армию из снежного плена с наименьшими потерями. Каппель часто задерживал свой поезд, чтобы находиться в непосредственной близости от фронта. То в автомобиле, а чаще верхом Главнокомандующий отправлялся к передовой линии фронта. В той путанице частей и обстоятельств, которые сопровождали отступление, он вникал во все мелочи текущего дня, часто исправляя положение, казавшееся безнадежным. Задерживаясь чуть ли не на каждом полустанке, Каппель знал положение не по донесениям начальников частей, а видя все собственными глазами. Он наводил порядок в отступавших частях, вырабатывал порядок движения, по возможности сменяя арьергардные части, искоренял своеволие в отношении населения, строго следил за офицерским корпусом, пытался вдохнуть дух бодрости в бойцов, чтобы отступление не превратилось в бегство. Все это – в условиях мертвого мороза сибирской зимы… Сам Каппель часто шел пешком, жалея своего коня и часто утопая в снегу так же, как и другие. Он был обут в бурочные сапоги и, утонув в снегу, случайно зачерпнул в них воды, никому об этом не сказав. Через некоторое время у него начался сильнейший озноб с временной потерей сознания. На третьи сутки его, не приходившего в себя, на коне довезли до первого человеческого жилья – таежной деревни Барги. Здесь доктору пришлось простым ножом, без анестезии сделать ампутацию обмороженных пяток и некоторых пальцев на ногах Каппеля. После операции Каппель смог продолжать путь верхом и отдавать необходимые распоряжения, но через 8 – 10 дней после выхода из деревни Барги его состояние стало ухудшаться в связи с развивающимся двусторонним крупозным воспалением легких. Владимира Оскаровича уложили в сани, в которых он ехал несколько дней. В Нижнеудинске, занятом после короткого столкновения с красными, генерал Каппель еще смог провести совещание с начальниками отдельных частей, но уже не вставая с кровати… В последние два-три дня Владимир Оскарович сильно ослабел и всю ночь 25 января не приходил в сознание. На рассвете он был перенесен в батарейный лазарет-теплушку румынской батареи имени Марашети, где через шесть часов, не приходя в сознание, умер. Последними словами генерала Каппеля на этой земле были: «Передайте войскам, что я любил Россию, любил их и своей смертью среди них доказал это»»[2].
Как видим, за двадцать лет до Алексея Маресьева (которому, конечно же, вечная память и Царство Небесное) аналогичный подвиг был совершён человеком, которого у нас долгое время было принято воспринимать исключительно в негативном свете. Гроб с телом Каппеля был вывезен войсками, командование которыми принял генерал Войцеховский. Однако, освободить от мятежников Иркутск и спасти Верховного Правителя ослабевшая армия Каппеля была уже не в силах. Остатки его войск соединились в Забайкалье с войсками атамана Г.М. Семёнова и ещё два года продолжали неравную борьбу с большевизмом. Именно там участники Сибирского Ледяного Похода получили название каппелевцев и отличительный знак – нарукавный шеврон из георгиевской ленты. Но Чапаев к этому времени был давно уже мёртв, и с этими каппелевцами померяться силами явно не мог.
Что же, самая яркая сцена кинофильма «Чапаев» выдумана от начала до конца? Нет, разумеется. Более того, эта сцена во всех деталях описана «с обеих сторон». Со стороны красных её подробно живописует Фурманов – непосредственный участник событий – в своём романе «Чапаев», умолчав, правда, о том, что противниками 25-й Чапаевской дивизии в том бою были ижевские и воткинские рабочие, восставшие против произвола комиссаров (из этих рабочих Колчак сформировал две самые боеспособные свои дивизии – Ижевскую и Воткинскую), что белые шли в психическую атаку под красными (!) знамёнами и с пением «Варшавянки» – парадокс, но в хаосе Гражданской войны бывало и такое[3]. Описание этой же сцены с белой стороны мы встречаем в толковом и обстоятельном исследовании Валерия Шамбарова «Белогвардейщина» (именно Шамбаров указывает на то, что каппелевцев в фильме, якобы, одели в марковскую форму). Читайте и помните тех, кто отдал свои жизни за Русь Святую и Веру Православную в рядах Белой Армии. Упокой, Господи, их души в селениях праведных и святыми их мольбами избави нас от ужасов новой революции!
При написании данной статьи мною использованы материалы сайтов www.ei1918.ru и http://kolchakiya.narod.ru/, а также книги А. Дерябина и Р. Паласиоса-Фернандеса «Гражданская война в России 1917 – 1922 гг.: Белые армии», их же «Гражданская война в России 1917 – 1922 гг.: Красная армия», Д. Фурманова «Чапаев», В. Шамбарова «Белогвардейщина» и В. Поволяева «Если суждено погибнуть».
А вот так должны были бы выглядеть настоящие каппелевцы во время боёв с Чапаевым:
[1] Чтобы перестать осуждать Колчака за этот факт его биографии, достаточно один раз посмотреть фильм «Адмирал». Трудно жить в таком постоянном напряжении душевных сил, в каком по долгу службы жил Колчак, и не «сорваться». Конечно, грех есть грех, но, как мне кажется, не стоит из этого греха делать далеко идущие выводы о «неправославии» Колчака.
[2] http://www.ei1918.ru/civil_war/kappel.html
[3] Похоже, выдумывать «офицерский Каппелевский полк» в 1919 году большевикам пришлось именно по этой причине: не говорить же «победившему» пролетариату, что самыми стойкими борцами против «рабоче-крестьянской власти» были восставшие против этой власти рабочие…
Journal information