Отцу Макарию задали вопрос:
Читал Библию. Там в книге премудрости Иисуса, сына Сирахова, написано: сокрушай сыну ребра, не позволяй ему проявлять свою волю и держи в повиновении... кто играет с детьми, тот будет иметь горе, кто дает им смеяться, тот будет вечно плакать. То есть великий грех давать своим детям веселье, а надо нажимать на них, чтобы даже немного посмеяться не посмели?
Отец Макарий отвечает:
Правильно, что вопрос волнует, но совсем неправильно просить за это прощения.
Как правило, никто не спотыкаются на таких диктатах, как "...Убейте всех детей мужеского пола, и всех женщин, познавших мужа на мужеском ложе, убейте; а всех детей женского пола, которые не познали мужеского ложа, оставьте в живых для себя" (Чис.31:17-18), или даже "...Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду" (Мф.5:39-40): всем ясно, что каждое из этих указаний Всевышнего, сохраненных Св. Писанием, имеет свой исторический, социальный и смысловой контекст, свою область применимости, дистанция до которой определяется конкретной обстановкой.
Но стоит только коснуться сферы семьи - брака, деторождения, воспитания детей и пр. - как здравый смысл оставляет нас: люди в лучшем случае терзают священников безумными попытками покаяния - "Батюшка, согрешила! Играла с ребенком...", - а в худшем реализуют свое безумие в семье и губят её безвозвратно.
Объяснение этому факту очень простое: нас весьма редко бьют по щекам и привлекают у суду по иску об изъятии рубашки; еще реже приходится нам ходить войной на Мадианитян, - поэтому мы не отождествляем себя с персонажами ветхозаветных хроник и новозаветных парабол. Наш рассудок удерживает нас от эмоциональных реакций, мы обращаемся к Церкви за толкованием Св. Писания и извлекаем из него неоценимую пользу.
Иное дело - брак, семья, дети. Это настолько близко к нашей повседневной жизни, к нашему главному жизненному поприщу и подвигу, настолько затрагивает наш болезненный опыт и обостренные чувства, что разум отступает, эмоции берут верх, и мы хватаемся за голову: "Ах, какие мы грешники! Недаром у нас столько неприятностей! Надо жить по Слову Божию!..." - и тогда дело наше плохо. Так вот, чтобы дело наше было хорошо, не прячьте разум в тумбочку.
Играйте с детьми!
Сомнениям тут не место. Вы обязаны играть со своими детьми. Да и с чужими тоже невредно.
Играйте с детьми, начиная с младенческого возраста, входите, внедряйтесь, врастайте в их игрушечный, узкий, но стремительно расширяющийся мир: ведущее место в этом мире должно принадлежать вам. А затем, по мере взросления детей, начинайте вводить их в свой мир, мир реальности, и материальной, и духовной. Постепенно дети начнут отличать реальность от игры, и когда настанет подростковая пора, они войдут в стремнину "трудного возраста" отлично подготовленными, в надежном единстве с родителями, с Церковью, с Христом. Игра, от младенчества до юности - это школа общения, школа жизни, школа любви.
И мало того: ваше собственное участие в детской игре, внимательное и неравнодушное, от кукольных домиков до "виртуального мира" на экране компьютера, поможет детям не заблудиться, не потерять нравственную ориентацию - сначала в игре, а потом и в жизни.
Что же касается чьих-то мнений, проповедей, книг и т.п., будьте разумны и внимательны: "какой-то священник" не заменяет собой полноты церковного наследия. Не принимайте на веру ничего без тщательной проверки и сопоставления с авторитетными источниками.
Бить или не бить?
"Бить или не бить? - вот в чем вопрос..." Ответ, к счастью, очень простой и короткий: не бить. Не бить даже тех, кто дал вам такой вздорный совет, хотя они-то как раз этого и заслуживают.
Скамья для порки и розги в прошлом были неизменными атрибутами воспитания.
Но всё ли из того, что было в прошлом, стоит тащить в настоящее?
Некоторых, вероятно, вводят в заблуждение ссылки на телесные наказания в Ветхом Завете и даже в наших дореволюционных наставлениях по воспитанию детей, которые сегодня по чьему-то неразумию или недосмотру переиздаются в изрядных количествах. Дело в том, что в воспитании ребенка (да и взрослого тоже) колоссальная роль принадлежит внешней среде - а мы ее очень часто не принимаем в расчет. Не потому мы отвергаем телесные наказания, что мы такие хорошие, а потому, что окружающая нас жизнь сильно испортилась.
Нормальная жизнь создает максимум условий для общности людей, для сплочения семьи, для укрепления любви, уважения, доверия в людях. Поэтому конфликт, вызванный телесным наказанием, в нормальных условиях ликвидировался сам собою, быстро и безболезненно, и урок шел впрок. Сегодня же внешняя среда крайне далека от нормы; все силы ада направлены на отторжение людей друг от друга, на разрушение семьи, развитие ненависти, злобы, недоверия... В таких условиях детские обиды неизбежно превращаются в душевные травмы, влекут за собой болезни, преступления, гибель.
Вам поможет простая аналогия. Если сталь разогрета в кузнечном горне, то ударами молота ей придают прочность и форму. Если же ее охладить и ударить тем же молотом, сталь треснет, и вы испортите изготовленный инструмент. - Учтите, что мы с вами сегодня живем в холодном мире.
Для младшего возраста, однако, бывают исключения. Если двух-трехлетний ребенок, не вполне еще способный понять ваших слов, в игре увлечется чем-то опасным для жизни и здоровья (лезвием бритвы, газовой плитой, электрической розеткой), следует его отшлепать: помимо физической боли, нет другого способа предохранить его от беды. Но делать это надо без раздражения и злобы.
Послушание или свобода?
Верно ли, что христианское воспитание - это золотая середина между послушанием и свободой? Что главное - не допускать ни порабощения ребенка, ни вседозволенности?
Это верно лишь в малой мере, а в главном - неверно. Так же неверно, как сказать про искусство художника: "Золотая середина между чертежом и мазней".
Верно, что как распущенность, вседозволенность, так и порабощение ребенка и подростка, тюремный надзор и насилие, причиняют колоссальный вред, по существу разрушают семью: этих пороков необходимо избегать. - Но не на этом строится воспитание, не на этом стоит христианская семья.
Христианская семья стоит на любви. А любовь - это самоотдача, самопожертвование. В данном случае - самоотдача родителей детям, жертва своими личными желаниями и предпочтениями в интересах детей. Не в минутных интересах, не ради каприза или прихоти, но в интересах личности, ради возрастания юной, незрелой души в совершенный образ своего Творца и Спасителя.
Вот о чем следует думать родителям, когда они воспитывают детей - развивают ли они их свободу, или ограничивают ее.
А вот ещё один вопрос читательницы отцу Макарию, ответ на который я не могу не процитировать:
У меня дочь принесла из садика рисунок: единорог – разноцветный конь с рогом на лбу. Я все плохие игрушки и рисунки, проверив, выбрасываю. В Интернете я нашла, что образ единорога как-то связан с магией, злом, но нет точных указаний...
Единорог - неотъемлемый атрибут не только литературы фэнтези,
но и многих вполне традиционных сказок. А ещё - весьма распространённый
в Библии символ, ничего общего ни с какой "магией" не имеющий.
В Интернете много можно чего найти! И всё, что вы находите в Интернете, вы реализуете в своей «родительской заботе» о дочери? Несчастная ваша дочь. И вы с нею.
Судя по вашему письму, она еще маленькая: значит, шансы пока есть. Вам надо немедленно исправить свое отношение к дочери, к миру ее игр и детских забот: полностью исключить надзирательский зуд по поводу ее игрушек и рисунков, открыть ей свободу в этой сфере, открыть возможности для проявления собственных желаний и предпочтений.
Это ни в коей мере не означает вашего равнодушия, безразличия к тому, во что она играет, что рисует и т.п., – но устраняет насилие по отношению к ее игрушечному миру, и требует от вас максимума сдержанности, рассудительности, спокойствия и уступчивости, когда вы будете обсуждать с нею те или иные элементы ее игр и воображения.
Если же вы этого не сделаете, если вы будет продолжать вашу практику административного контроля детских игр, игрушек и рисунков (особенно руководствуясь псевдоправославным вздором из Интернета), вашу дочь – и вас вместе с нею – ждут следующие перспективы:
* подростковый бунт по достижении соответствующего возраста;
* разрыв общения с матерью или губительная межличностная зависимость;
* неспособность к ответственному поведению в обществе, в среде себе подобных;
* неспособность к нормальным половым отношениям, к созданию семьи;
* нервно-психические расстройства, связанные с глубокими дефектами личности.
Journal information