Хрестоматийный пример - император Пётр III, трогательно восхищавшийся прусским королём Фридрихом Великим и вырядивший русскую армию в мундиры прусского образца, неудобные и дорогие, не вызывавшие у солдат и офицеров ничего, кроме раздражения. Хотя справедливости ради отметим, что смотрелись они достаточно элегантно:
По сути, Пётр III оставил лишь прежний зелёный цвет мундиров, в отличие от синего прусского, систему же полковых отличий скопировал с армии Фридриха. Но этот случай относится, скорее, к сфере исторических курьёзов, особенно если учесть кратковременность царствования Петра III, не успевшего даже короноваться. Однако, бывали и более серьёзные, и более любопытные факты подобного рода. Скажем, император Павел I, человек несоизмеримо более серьёзный и основательный, чем его отец, ввёл в привилегированных Конногвардейском и Кавалергардском полках красные вицмундиры, сохранившиеся в этих воинских частях (меняя фасоны) вплоть до их расформирования в 1917 году. Расцветка, да и фасон этих павловских вицмундиров практически копировали форму современной ему британской армии. Что заставляет предположить проанглийские симпатии императора.
Дело в том, что красный цвет мудиров был основным для британской армии (как в пехоте, так и в коннице), в русской же императорской армии XVIII столетия красный цвет мундиров полагался только артиллеристам, но не кавалерии. Русская кавалерия традиционно носила синие или белые (если речь шла о кирасирах) мундиры. Но Павел, упёртый традиционалист, которого некоторые исследователи именовали "рыцарем времён протекших", в данном случае почему-то пошёл наперекор традиции.
И действительно, в воспоминаниях полковника-конногвардейца Саблукова встречаем, что появление красных вицмундиров было приурочено к визиту в Петербург английского принца и призвано произвести на него благоприятное впечатление. Консерватор и клерикал, император Павел был озабочен борьбой против революционной Франции, а это, в свою очередь, толкало его на сближение с Англией. Результатом стала необходимость взаимодействия русско-турецкого флота адмирала Ф.Ф. Ушакова с английским адмиралом Г. Нельсоном, необходимость, тягостная для обоих.
А вот ещё один архилюбопытный пример. Когда моя коллекция только ещё начинала образовываться, меня, помню, поразило одно изображение. Вот это:
Подпись под картиной гласила, что на ней изображены унтер-офицеры Лейб-Гвардии Финляндского полка на фоне лагеря, и стояла дата: 1849 год. Красные обшлага и воротники солдат, правда, заставляют усомниться в том, правильно ли автор картины подписал полк (у финляднцев воротник и обшлага были зелёные), но речь не об этом. Обратите внимание на головные уборы. Именно они заставили меня впервые задуматься о том, что Пётр III не был одинок. И что военная форма и внешнеполитические симпатии государя были теснейшим образом взаимосвязаны всегда.
Это знаменитая впоследствии каска "пикельхаубе", которая в массовом сознании прочно ассоциируется с германскими солдатами Первой Мировой войны.
Немецкая армия Первой Мировой войны
И то, что эту "немецкую" каску Николай Первый ввёл в русской армии, заставляло предположить достаточно тесные связи Николаевской России с королевством Пруссия. И такая связь действительно имелась. Жена императора Николая - Александра Фёдоровна (не та, которую прославили в лике святых, а её предшественница и тёзка) - носила девичью фамилию Гогенцоллерн и являлась урождённой принцессой прусской. До принятия Православия она носила имя Шарлотта, Николай и после свадьбы продолжал называть её этим именем. Отношения между супругами были самыми тёплыми и доверительными, ибо начались они с большой взаимной любви. Брак великого князя Николая Павловича подготовили не только внешнеполитические виды его царственного брата Александра (того самого, который Благословенный), но и общие увлечения молодых людей. В частности, Николай и Шарлотта вместе играли в домашнем театре. А взаимная привязанность царственных супругов после восшествия Николая на престол, в свою очередь, крепила политический союз России и Пруссии (рухнувший лишь накануне Крымской войны).
Портрет императрицы Александры Фёдоровны, жены Николая Первого,
урождённой Шарлотты Гогенцоллерн
И она же - в русском кокошнике.
Александра Фёдоровна приходилась дочерью прусского короля Фридриха-Вильгельма III (современника Наполеоновских войн) и сестрой короля Фридриха-Вильгельма IV, вступившего на престол в 1840 году. Тем не менее, как выяснилось, прусские родственники императора Николая никоим образом не были причастны к вводимым им униформологическим новшествам. Каска, изображённая на картине Г. Шварца, изначально была придумана для Пажеского корпуса и отражала славянофильские тенденции при дворе Николая I, ибо по своему внешнему виду напоминала шлем древнерусских воинов. Новшество показалось императору удачным - и он распорядился заменить новой каской кивера в пехоте, артиллерии, инженерных войсках и у драгун. Причём каска имела несколько модификаций. Делалась она, как правило, из помповой кожи, покрытой лаком, и имела металлическое навершие в виде пылающей гренадки (гранаты). Вот на этом рисунке можно разглядеть каску поподробнее:
У гвардейцев, гренадер, драгун и у генералитета каска украшалась ниспадающим султаном из конского волоса, служившим для головы дополнительной защитой.
"Википедия" утверждает, что каска образца 1844 года обладала хорошими защищающими свойствами (и приводит случай, когда сам Николай, человек огромной физической силы, не смог прорубить её ударом сабли), однако, на практике она была весьма неудобными головным убором. Кожа не пропускала воздух, а под дождём размокала, и высохшая каска "садилась". Поэтому солдаты, когда могли, предпочитали носить более лёгкие и практичные фуражки. Тем не менее, пикельхаубе благополучно дожила в русской армии до восшествия на престол Александра III, пережив не только проигранную Крымскую, но и победную Русско-Турецкую войну.
В кирасирских полках каска изготовлялась целиком из металла, а при парадной форме навершие в виде пытающей гренадки заменялось на фигурное изображение двуглавого орла.
Как же так получилось, что этот головной убор, введённый в русской армии не в последнюю очередь для того, чтобы подчеркнуть её национальный колорит, к Первой Мировой войне сделался едва ли не символом враждебной Германии? А вот здесь, как указывает книга "Европейский солдат за 300 лет" (авторы - И. Голыженков и Б. Степанов, автор иллюстраций - О. Пархаев) сказались прусские связи императора Николая. Во время дружеского визита в Россию одного из многочисленных прусских родственников Николай Первый подарил ему на память новоизобретённую каску, которая так понравилась королю Фридриху-Вильгельму IV (брату русской императрицы), что он распорядился нарядить в эти каски прусскую армию. Немецкий образец отличался от российского только одним - навершие в виде пылающей гренадки было заменено более простым в изготовлении навершием в виде пики.
Так что немецкие солдаты начали Первую Мировую войну против "неисторической", "варварской" и "азиатской" России в головных уборах, заимствованных у своих противников. За давностью лет даже не догадываясь о том, что их головы защищает изобретение презираемых и истребляемых "русских варваров".
Journal information