В советском лексиконе слова "молодогвардейцы" и "краснодонцы" были синонимами. Улица Краснодонцев - так называлась улица в Нижнем, на которой прошло моё детство. Меньше тех, кто знает, что Краснодонов на самом деле было два. Помимо города Краснодона, в котором находилась основная ячейка подпольной организации, был ещё посёлок Краснодон. И в нём - своя, отдельная ячейка "Молодой Гвардии".
Вообще, организация изначально возникла путём объединения нескольких подпольных комсомольских групп, поначалу независимых, но очень быстро друг о друге узнавших - подпольщики были хорошо знакомы по довоенной жизни. Ячейку в посёлке Краснодон образовали комсомольцы Коля Сумской и Лида Андросова [1]. Оба - ученики местной 22-й школы.
Коля Сумской
Лида Андросова
Они же эту ячейку поначалу и возглавили. В свою подпольную работу им удалось вовлечь ещё нескольких земляков - учительницу Антонину Елисеенко, подругу Лиды Надю Петрачкову, Женю Кийкову, Нину Кезикову, Нину Старцеву, Надю Петлю, Володю Жданова, Юру Полянского и других. В числе прочих - автослесаря Александра Шищенко. Именно ему случилось сыграть в судьбе поселковой ячейки поворотную роль.
У Александра был брат - Михаил, 1917 года рождения. По всем параметрам - заслуженная личность. Михаил Тарасович Шищенко начал трудовую деятельность в качестве шахтёра после окончания семилетки. В 1938 году парня призвали в армию. А ещё через год грянула война, которую в литературе именуют кто Финской, кто Зимней, а кто и - вслед за Твардовским - Незнаменитой. Трудно сказать, насколько Советско-Финская война 1939 - 1940 годов явилась частью Второй Мировой войны, бушевавшей к этому времени на просторах Европы. Однозначно можно утверждать одно: несмотря на допущенные ошибки и громадные (что явилось полной неожиданностью) потери, Красная Армия одержала в этой войне убедительную победу, добившись всех целей, которые ставило перед нею советское руководство. Граница недружественной Финляндии (руководство которой мечтало о границе с СССР аж по Уралу!) была отодвинута от Ленинграда, полуостров Гангут - место воинской славы Петровского флота - оставался в аренде у СССР, создавшего там свою военно-морскую базу. А завоевывать всю Финляндию в планы кремлёвского горца с вечно недокуренной трубкой не входило.
Участвовал в этой "Незнаменитой" войне с будущими союзниками Гитлера и Михаил Шищенко. Был ранен и по ранению демобилизован. После чего вернулся в свой родной Краснодон. Вёл активную комсомольскую работу, занимал в краснодонской ячейке ВЛКСМ ответственные посты. Одновременно дослужился до помощника начальника шахты [2].
Молодогвардеец Михаил Шищенко в форме времён Финской войны
... и его брат Александр Шищенко. Тоже молодогвардеец
Ранение, полученное Шищенко в Финскую войну, помешало ему принять участие в первых боях Великой Отечественной. Однако, когда возникла угроза захвата Луганской [3] области немцами, остался для организации подпольной работы в родном Краснодоне. И то сказать: инвалид войны - идеальный подпольщик. Кто его заподозрит, если он еле ноги таскает после ранения? А у него между тем в руках будут все нити разветвлённой организации... Вот только организацию эту ещё предстояло создать.
И пока Михаил Шищенко раздумывал, с чего бы ему начать и кого бы привлечь к работе, немцы успели арестовать и физически ликвидировать почти весь советский актив. У Михаила на руках было всё - оружие, боеприпасы, конкретные указания с большой земли, явки - но всё это висело мёртвым грузом, явки же оказались провалены. И в этот момент младший брат (очевидно, он был в курсе проблем и переживаний старшего) познакомил его с Колей Сумским. Так Михаил Тарасович стал молодогвардейцем. И тут произошло нечто, заслуживающее нашего особого внимания. Подпольная организация, уже начавшая работу и имевшая своих руководителей - Сумского и Андросову - вдруг неожиданно согласилась признать своим руководителем Михаила Шищенко, состоявшего в организации без году неделя. Вдумаемся, каково это - создать организацию, найти для неё нужных людей, отладить работу, возглавить её, стать признанным лидером - и передать это лидерство человеку, пришедшему на всё готовенькое. Многие в аналогичной ситуации ломались, давали волю своим амбициям. Достаточно вспомнить, что в годы Гражданской войны назначение командующим Добровольческой Армии генерала Петра Врангеля, не участвовавшего в Первом Кубанском походе, было принято в штыки первопоходником генералом Казановичем и кончилось отставкой последнего [4]. Но для молодогвардейцев - юнцов-школьников, ещё год тому назад и не помышлявших ни о каком участии ни в каких войнах - польза дела оказалась важнее. Михаил Тарасович был несоизмеримо более опытным - ветеран Финской войны, непосредственный участник боевых действий, раненый в бою, к тому же - имеющий указания с "большой земли". Его руководство организацией было более эффективным - и Коля с Лидой добровольно отошли в сторону. Приглядевшись к ребятам, Шищенко, впрочем, назначил Колю Сумского политруком группы.
Через Шищенко поселковая группа поддерживала связь с руководящим центром "Молодой Гвардии" в городе Краснодоне, в частности, с Иваном Туркеничем и Олегом Кошевым. От них Михаил Тарасович получал задания. Чего это ему стоило - остаётся только догадываться, ибо за домом его немцы постоянно следили, так что пояаляться даже в собственном доме лидер подпольной ячейки мог лишь ночью и то - переодевшись в женское платье. Но работа шла.
Иван Туркенич
Сейчас у нас много говорится о необходимости правильного патриотического воспитания. И это правильно. Краснодонское подполье может послужить в этом плане прекрасным примером, как надо любить свою Родину вопреки самым неблагоприятным обстоятельствам, и даже когда тебе ещё нет 18 лет. Но оказывается, молодогвардейцы могут служить нам, сегодняшним, примером не только того, как надо правильно умирать, но и того, как надо правильно жить. И по части самоотречения и отсечения своей воли эти комсомольцы-атеисты, пожалуй, дадут фору некоторым современных монахам. О мирянах я уж и не говорю. И этому тоже не грех бы у них поучиться.
________________________________________
Примечания
[1] Примечательно - украинец и русская! В ту пору мы ещё не делили друг друга на "вату" и "укроп", и страна у нас была общая.
[2] См.: http://www.molodguard.ru/guardian69.htm
[3] В те годы - Ворошиловградской
[4] Об этом драматичном эпизоде хорошо написано в "Очерках Русской Смуты" А.И. Деникина
Journal information