Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Categories:

«Да обрящу аз путь покаяния»

Книжки про Гарри Поттера позволяют проводить самые широкие богословские параллели и объяснять детям нормы Закона Божия. Вот, пожалуй, самый красноречивый пример.

Главная тайна «тёмного лорда», которую Гарри предстоит узнать в шестом томе, заключается в так называемых крестражах. По условиям фантастического мира Роулинг (который, к слову, от тома к тому всё меньше и меньше напоминает мир реального оккультизма – уже в четвёртом томе нет никаких указаний на оккультные реалии, даже вполне невинных упоминаний о Парацельсе и Агриппе[1], имевшихся в первой части), крестраж – это предмет, в который злой колдун может спрятать часть своей души, что позволяет ему оставаться бессмертным до тех пор, пока цел крестраж. Казалось бы, чисто фольклорный сказочный сюжет[2]. Но неожиданно оказывается, что именно этот сюжет вызывает чёткие ассоциации со вполне отрефлектированным православным богословием. Всё дело в «технологии» изготовления крестража. Душа, по условиям мира Роулинг (как и в богословии), мыслится как нечто цельное, простое и неделимое. Разделить её на части, как объясняет молодому Волан-де-Морту профессор Слизнорт, можно лишь с помощью «высшего деяния зла – убийства». Именно этот разговор и поворачивает сюжет, до сих пор развивавшийся по классическим канонам жанра «фэнтези» в русло не просто христианской культуры, но христианского богословия. По мысли древних отцов Церкви (в частности, Исаака Сирина, Афанасия Великого и Максима Исповедника), грех не столько делает человека виновным перед Богом, сколько уродует его собственную природу, делая его неспособным к Богообщению. Роулинг доводит эту святоотеческую мысль до логического предела: самый непоправимый из грехов – убийство – не просто повреждает душу, а разрывает её на части. Злой колдун может воспользоваться этим обстоятельством, чтобы создать крестраж[3] – но тем самым он делает свою душу чрезвычайно уязвимой и, как становится ясно из седьмой книги эпопеи, уже насквозь пронизанной богословием, серьёзно осложняет свою посмертную участь. Как и обычный человек.

Медальон Салазара
Медальон Салазара Слизерина - один из крестражей

Крестражи, с помощью которых Волан-де-Морт поддерживает своё земное бессмертие, интересны ещё и вот чем. В седьмом томе они неожиданно становятся мостиком, который Роулинг с чисто женским изяществом перебрасывает к теме … покаяния. Вот диалог между двумя из главных действующих лиц «поттерианы», лучшими друзьями Гарри Поттера – Роном Уизли и Гермионой Грейнджер. Рон: «А какой-нибудь способ снова собрать себя воедино существует?» Гермиона: «Раскаяться. Ты должен по-настоящему прочувствовать то, что натворил». Примечательно, что Рон обозначает проблему точь-в-точь языком православных монахов: произносимая им формула «собрать себя воедино» – это традиционное для святоотеческой литературы определение целомудрия. А способ, указываемый Гермионой, – это и в самом деле исходная точка на пути к его стяжанию. Причём Гермиона весьма далека от поверхностных протестантских представлений о покаянии[4]. Нет, «… при этом ты испытываешь невыносимую боль». И даже её наблюдение, что «мука раскаяния способна уничтожить человека», является вполне трезвым и православным: угрызения совести и впрямь могут довести человека до конечной погибели (отчаяние, самоубийство и т.п.), если они не сопряжены с памятью о Милосердии Божием. А в книге «Тайны наитемнейшего искусства», откуда Гермиона почерпнула свои сведения о крестражах, вряд ли упоминается о Боге…

Рон и Гермиона обсуждают тему покаяния. В книге было так. Но в фильме куда-то делось...


Итак, вывод из шестого «Гарри Поттера» напрашивается такой: грех самым трагическим образом калечит душу того, кто его совершает, и даже если самому грешнику кажется, что путём греха он достигает определённых благ, эти блага оборачиваются обманом. А путь к преодолению трагических последствий греха только один – «Раскаяться. По-настоящему почувствовать, что ты натворил».

Немало внимания уделяет Роулинг теме покаяния и в финальной, седьмой книге. Помимо уже цитированного выше разговора между Роном и Гермионой о крестражах, данная тема отчётливо проступает в образе Альбуса Дамблдора. Вплоть до шестой части Дамблдор воспринимался как исключительно положительный персонаж. Более того, именно его устами Роулинг озвучивала свою авторскую позицию. Теперь же образ «самого мудрого и доброго волшебника» (по определению игумена Игнатия (Душеина), православного журналиста из-под Калуги) становится куда сложнее и противоречивее: Дамблдор в молодости, оказывается, сам был одержим теми же мечтами, которые впоследствии превратили лучшего ученика Хогвартса Тома Реддла в жуткого Волан-де-Морта. Он сам когда-то грезил о власти (прежде всего – о власти волшебников над простыми людьми) и о земном бессмертии (именно против этого морока, весьма популярного в наше время, главным образом направлен седьмой «Гарри Поттер»), но гибель сестры, предательство друга и ссора с братом открыли ему глаза на глубину его падения, в результате чего происходит мгновенное преображение, и Дамблдор становится таким, каким мы привыкли видеть его на протяжении предыдущих томов – мудрым и смиренным, певцом любви и защитником слабых. Что ж, это явление хорошо знакомо Церкви: Священное Предание знает немало примеров, когда великие грешники впоследствии становились столь же великими подвижниками – достаточно вспомнить Апостолов Матфея и Павла, мученика Вонифатия и преподобную Марию Египетскую (наиболее очевидный вывод из этого – не торопиться с осуждением; так Роулинг возвращается к своей любимой Евангельской заповеди: «Не судите, да не судимы будете», – столь многократно и многосторонне раскрытой в предыдущих томах). На всю жизнь у Дамблдора остаётся чувство глубокого смирения, вызванное осознанием собственного недостоинства.

Дамблдор и Снегг
Дамблдор и Снейп - два раскаявшихся грешника


Помня о собственном падении, Дамблдор и в отношении других людей старается проявлять осторожность и не редуцировать их самих к их проступкам. Так, он не боится, даже вопреки очевидности, оказывать доверие раскаявшемуся «пожирателю смерти» (так у Роулинг называют себя сторонники Волан-де-Морта) Северусу Снейпу. Он даёт шанс Рону Уизли снова вернуться к своим друзьям, когда тот, поддавшись малодушию, на какое-то время оставляет их. Он хорошо понимает состояние Питера Петтигрю, сожалеющего о своём предательстве (и предвидит, что Петтигрю, даже служа Волан-де-Морту, всё же не сможет поднять руку на Гарри). Даже для Волан-де-Морта Дамблдор не исключает возможности покаянного преображения. Из ошибок своей молодости Дамблдор вынес вполне христианский урок: веру в человека, понимание того, что человек гораздо глубже своего наличного состояния – то, о чём так хорошо написал великий соотечественник Роулинг митрополит Антоний Сурожский в своей книге «Человек перед Богом»: «Нет такого человека, в котором нельзя вызвать доброе и достойное… Христос сумел заглянуть в человека и увидеть все его возможности, которые были как бы закрыты поступками этого человека… Если бы мы умели так друг к другу относиться! Если бы мы только умели друг во друга поверить, не быть ослеплёнными ни поступками людей, ни их действиями, а молчаливо заглянуть в человеческую душу и прозреть в ней возможную человечность, возможное человеческое величие, и, соответственно, предложить человеку новую жизнь, предложить ему наше доверие – и призвать жить в полную меру своего человеческого достоинства!»  Эту веру Дамблдора в «истинное достоинство человека» хорошо чувствует Гарри. Когда нашедший своих друзей с помощью подаренного Дамблдором «делюминатора» Рон восклицает: «Он (Дамблдор – авт.), наверное, знал, что я вас брошу!» – Гарри возражает ему: «Нет, он знал, что ты обязательно вернёшься!» 

Мне нравится огонь в исполнении Гермионы
Рон нашёл друзей с помощью делюминатора, подаренного Дамблдором


Не менее удивительное покаянное преображение, чем с Дамблдором, происходит и ещё с одним персонажем – домовым Кикимером. Предатель и озлобленный ворчун в пятом томе, в седьмом он превращается в положительного героя. И всего-то, что нужно было Кикимеру для такого чудесного перерождения, – немного человеческого сочувствия и возможность хоть кому-то излить свою исстрадавшуюся душу…

Кикимер с медальоном
Домовой Кикимер с подаренным ему медальоном Регулуса Блэка

Список параллелей между «Гарри Поттером» и христианским богословием можно было бы продолжать и дальше (весьма любопытны, к примеру, на этот счёт посмертные приключения Гарри, описанные в главе «Кингс-Кросс»). Но лучше всё-таки взять книгу и прочитать вместе с детьми.








[1] Одиннадцатилетний ребёнок их всерьёз не воспримет – ему эти имена ничего не говорят (если, конечно, православнутые на всю башку папа с мамой услужливо не объяснят; вот в этом случае книжки про Гарри Поттера действительно станут пропагандой сатанизма, но в этом будет только наша вина). Читатель же более старшего возраста не может не заметить, что эти имена стоят в одном ряду с явно мифическими Мерлином и Дамблдором. Роулинг таким образом профанирует оккультные «чудеса», помещая их в сказочный контекст. То, что прописано в сказке, заведомо не существует.

[2] Напрашивается аналогия с Кощеем Бессмертным, хранившим свою смерть «в золотом ларце, в хрустальном яйце»

[3] Любопытный комментарий к этому термину обретается на форуме протодиакона А. Кураева: крестраж – это «перевёрнутый сатанинский крест». Если на Кресте Господнем смерть Одного спасает многих, то с крестражами всё наоборот: смерть многих обеспечивает выживание одного.

[4] а это значит, что герои «Гарри Поттера», вопреки уверениям Медведевой и Шишовой, всё же не соплеменники Бэтмена, человека-паука и черепашек-ниндзя

Tags: Гарри Поттер, Культурология, Миссионерство, Православие, Православное воспитание детей
Subscribe

promo mikhael_mark december 26, 2019 12:52 8
Buy for 10 tokens
Как известно, одним из главных аргументов тех, кто категорически выступает против передачи храмовых зданий верующим, является ограниченность финансовых ресурсов у Церкви и отсутствие понимания "всей всемирно культурной ценности этих старинных памятников". В итоге, делается вывод,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments