Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Categories:

Иеромонах Макарий Маркиш. Высшая мера - наказание?

Свежие мысли отца Макария Маркиша (p_m_makarios) в ответ на бредовые теории "историка"-гитлеропоклонника А.Б. Зубова о смертной казни.

Итак, отцу Макарию задали вопрос:

Зубов Андрей Борисович в одной из своих лекций сказал, что нельзя называть смертную казнь "мерой наказания", потому что "наказание" означает "наказ, вразумление". Должна ли Церковь в принципе протестовать против смертной казни?



Ответ батюшки, как всегда, остроумен и точен

"Беда, коль пироги начнет печи сапожник..."

Проф. А.Б. Зубов - превосходный лектор, но он не философ. не богослов, ему чужда формальная строгость систематических рассуждений. Есть и противоположные примеры: среди известных апологетов есть острые мыслители-философы, которым не хватает исторических или естественнонаучных знаний... А нам, читателям, надо набираться лучшего от каждого из них и не сетовать, что у мастера обувного дела слегка пригорел пирожок!

Замечание А.Б. Зубова следует понимать очень просто: "Хорошо бы было, если бы в нашем обществе не возникала потребность в смертной казни". - Но она, к сожалению, возникает.

Служит ли смертная казнь "наказанием" в исходном смысле этого слова, то есть средством вразумления, исправления и воспитания? - Да, безусловно, по меньшей мере в четырех различных функциях:

1) Для каждого из нас - как смиряющий и отрезвляющий фактор: "Не радуйся смерти человека, хотя бы он был самый враждебный тебе: помни, что все мы умрем" (Сир.9:8).

2) Для тех, кто склонен к криминальному поведению или подвержен воздействию преступных сообществ, в т.ч. террористических организаций: как фактор устрашения.

3) Для тех, кто ожидает смертного приговора за свое преступление, или, получив таковой, надеется на помилование или замену: как фактор полного переосмысления и перемены всей своей жизни (вспомните Достоевского; и мне приходилось знать таких людей, см. convent.mrezha.ru/_text/twoLetters.htm).

4) Для тех, чей смертный приговор приводится в исполнение: как фактор покаяния (Лк.23:40-42).

На сегодняшний день de-facto смертная казнь в куда большей мере служит "наказанием", нежели лишение свободы: "Бывает, добрый человек попадет в тюрьму, но чтобы из тюрьмы _вышел_ добрый человек - это редкая удача..."

Отношение Церкви к смертной казни - законно именуемой высшей мерою наказания - четко сформулировано в ОСК РПЦ (в числе создателей коих был, кстати, проф. Зубов): "[Церковь] признает, что вопрос об отмене или неприменении смертной казни должен решаться обществом свободно, с учетом состояния в нем преступности, правоохранительной и судебной систем, а _наипаче_ соображений охраны жизни благонамеренных членов общества".

Смертная казнь преступника и убийство - это совершенно разные явления, хоть и схожие с виду (так же как, например, хирургическая операция и поножовщина). Убедиться в этом весьма легко, читая подряд Книгу Исхода, гл. 20 и 21, где Господь последовательно заповедует Моисею запрет на убийство и требование смертной казни за целый ряд преступлений.
Такие великие нации, как китайская, индийская, иранская и северо-американская (пускай по-своему, но бесспорно великие) широко и неуклонно применяют высшую меру наказания - что, вместе со всем вышесказанным, и нам служит материалом к размышлению...

Полный текст см. здесь:
https://dialog.elitsy.ru/answer/14172/

Tags: Отец Макарий, Православие
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo mikhael_mark октябрь 6, 2022 14:35 2
Buy for 10 tokens
Обращаюсь прежде всего к мужской части своей аудитории. А также к тем женщинам, у которых есть подросшие сыновья, больше не играющие в игрушки. У вас есть шанс оказать помощь жителю ДНР, пострадавшему от украинской агрессии, причём вам это ни копейки не будет стоить. Вернее, обойдётся только в…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments