Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Categories:

Иеромонах Макарий Маркиш. Высшая мера - наказание?

Свежие мысли отца Макария Маркиша (p_m_makarios) в ответ на бредовые теории "историка"-гитлеропоклонника А.Б. Зубова о смертной казни.

Итак, отцу Макарию задали вопрос:

Зубов Андрей Борисович в одной из своих лекций сказал, что нельзя называть смертную казнь "мерой наказания", потому что "наказание" означает "наказ, вразумление". Должна ли Церковь в принципе протестовать против смертной казни?



Ответ батюшки, как всегда, остроумен и точен

"Беда, коль пироги начнет печи сапожник..."

Проф. А.Б. Зубов - превосходный лектор, но он не философ. не богослов, ему чужда формальная строгость систематических рассуждений. Есть и противоположные примеры: среди известных апологетов есть острые мыслители-философы, которым не хватает исторических или естественнонаучных знаний... А нам, читателям, надо набираться лучшего от каждого из них и не сетовать, что у мастера обувного дела слегка пригорел пирожок!

Замечание А.Б. Зубова следует понимать очень просто: "Хорошо бы было, если бы в нашем обществе не возникала потребность в смертной казни". - Но она, к сожалению, возникает.

Служит ли смертная казнь "наказанием" в исходном смысле этого слова, то есть средством вразумления, исправления и воспитания? - Да, безусловно, по меньшей мере в четырех различных функциях:

1) Для каждого из нас - как смиряющий и отрезвляющий фактор: "Не радуйся смерти человека, хотя бы он был самый враждебный тебе: помни, что все мы умрем" (Сир.9:8).

2) Для тех, кто склонен к криминальному поведению или подвержен воздействию преступных сообществ, в т.ч. террористических организаций: как фактор устрашения.

3) Для тех, кто ожидает смертного приговора за свое преступление, или, получив таковой, надеется на помилование или замену: как фактор полного переосмысления и перемены всей своей жизни (вспомните Достоевского; и мне приходилось знать таких людей, см. convent.mrezha.ru/_text/twoLetters.htm).

4) Для тех, чей смертный приговор приводится в исполнение: как фактор покаяния (Лк.23:40-42).

На сегодняшний день de-facto смертная казнь в куда большей мере служит "наказанием", нежели лишение свободы: "Бывает, добрый человек попадет в тюрьму, но чтобы из тюрьмы _вышел_ добрый человек - это редкая удача..."

Отношение Церкви к смертной казни - законно именуемой высшей мерою наказания - четко сформулировано в ОСК РПЦ (в числе создателей коих был, кстати, проф. Зубов): "[Церковь] признает, что вопрос об отмене или неприменении смертной казни должен решаться обществом свободно, с учетом состояния в нем преступности, правоохранительной и судебной систем, а _наипаче_ соображений охраны жизни благонамеренных членов общества".

Смертная казнь преступника и убийство - это совершенно разные явления, хоть и схожие с виду (так же как, например, хирургическая операция и поножовщина). Убедиться в этом весьма легко, читая подряд Книгу Исхода, гл. 20 и 21, где Господь последовательно заповедует Моисею запрет на убийство и требование смертной казни за целый ряд преступлений.
Такие великие нации, как китайская, индийская, иранская и северо-американская (пускай по-своему, но бесспорно великие) широко и неуклонно применяют высшую меру наказания - что, вместе со всем вышесказанным, и нам служит материалом к размышлению...

Полный текст см. здесь:
https://dialog.elitsy.ru/answer/14172/

Tags: Отец Макарий, Православие
Subscribe

Buy for 10 tokens
То, чего я так боялся в прошлом году, увы, становится реальностью и приобретает конкретные очертания. Похоже, с нашими поездками на озеро Большое Унзово - окончательно и бесповоротно всё. Рейдерам, захватившим нижегородский НИИ Радиотехники (причём на безупречно законных основаниях захватившим -…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments