Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Categories:

Вячеслав Кондратьев. Свобода на потоке

И снова любопытный материал от Вячеслава Кондратьева (vikond65), на этот раз - транспортных судах американского флота, принявших участие в военно-морских десантных операциях Второй Мировой войны, как в Европе, так и на Тихоокеанском ТВД. Впрочем, слово автору.

27 сентября 1941 года в США в течение одного дня были спущены на воду первые 14 грузовых пароходов типа ES2-S-C1MK "Либерти" - самых массовых однотипных морских судов в мировой истории. Всего в течение 1941-44 годов было построено 2710 таких кораблей, в среднем со стапелей сходили по три штуки ежедневно.
Поначалу сооружение одного корабля от закладки до ввода в строй занимало 30 дней, но к 1943 году процесс удалось ускорить до 24 суток, при этом в постройке одновременно находились десятки "Либерти". И это были не мелкие суденышки, а весьма солидные транспорты длиной 135 метров и водоизмещением 15000 тонн. Каждый из них мог взять на борт 2800 джипов, либо 260 танков "Шерман", либо 440 легких танков "Стюарт". Корабли оснащались подъемными кранами и могли самостоятельно осуществлять погрузку-разгрузку в необорудованных портах.
Размах судостроительной программы "Либерти" просто поражает, ни одна страна мира, кроме США, не могла, да и сейчас, пожалуй, не может осилить ничего подобного, особенно, если учесть, что в то же самое время на американских верфях строились сотни других кораблей самых разных классов, вплоть до линкоров и авианосцев.
Можно сказать, что без тысяч "Либерти" вряд ли было бы возможно открытие Вторго фронта и многочисленные американские десанты на Тихом океане. Нашим морякам они тоже были хорошо знакомы: 38 таких судов СССР получил по ленд-лизу в 1943-44 годах, еще 10 были куплены в 1963 году. Наиболее интересным образом к нам попали пароходы, впоследствии названные "Сергеем Кировым" и "Тбилиси". В 1942 году американцы передали их Великобритании, потом они были захвачены итальянцами в Средиземноморье, а в 1946 году - получены Советским Союзом из Италии в счет репараций.
Не менее 300 транспортов этого типа погибли в ходе Второй мировой войны. Большинство из них стали жертвами немецких подводных лодок, некоторые попали под бомбы или напоролись на мины. 19 кораблей затонули из-за дефектов сварки корпусов, неизбежных при столь бешеном темпе производства.
Изначально срок службы пароходов был установлен всего в пять лет, но "Либерти", несмотря на относительно тонкие сварные корпуса, оказались довольно живучими. После войны они проплавали еще долго и, по большей части, были списаны по износу в конце 1960-х  - начале 1970-х годов.

1348523147_2-liberty_ship_construction_keel_plates
Этапы постройки "Либерти". На левом снимке - второй день после закладки, формирование силового набора корпуса. На центральном - 12-й день, корпус закончен, идет установка оборудования и сооружение надстройки. Справа - 24-й день, корабль построен, окрашен и готов к спуску.


Bwk_Liberty_Ship_Launch
Слева: поточное изготовление "Либерти" на одной из американских верфей в 1943 году. Один корабль сходит со стапеля, еще пять находятся в разных стадиях сборки. Справа: более сотни "Либерти", списанных в 1946 году из состава американского флота и собранных для распродажи.

EC2-S-C1-Profile-Inboard
Компоновочная схема "Либерти". Коричневым выделены грузовые трюмы, бежевым - машинное отделение, каюты экипажа и служебные помещения, голубым - топливные и балластные цистерны.

Liberty_ship_140-ton_VTE_engine
Силовая установка "Либерти" - трехцилиндровая паровая машина тройного расширения мощностью 2360 л.с. и ее схема. Эта машина, работавшая на мазуте, позволяла кораблю развивать скорость до 11 узлов.

Profile-Starboard
"Либерти" в военной окраске. Для самозащиты от вражеских самолетов, торпедных катеров и подводных лодок многие такие суда оснащались вооружением: скорострельными пушками калибра 76 и 102 мм, а также - зенитными автоматами.

libert13
Разоруженный "Либерти" в типовой послевоенной окраске греческого торгового флота. Греки после войны купили наибольшее количество таких судов - 634 штуки.

Liberty_ship_at_sea
Один из американских "Либерти" совершает переход через Атлантику. Эти корабли в 1942-45 годах осуществили в общем счете десятки тысяч подобных рейсов.
a4d1c91b7950
Пароход "Жан Жорес" (бывший "Томас Нэст") был передан Советскому Союзу в 1943 году.

совгавань по пути на кубу
Во время Карибского кризиса советские "Либерти" действовали против своих бывших хозяев. На снимке, сделанном с американского разведывательного самолета, пароход "Советская Гавань" (бывший "Сэмьюэл Уорчестер") везет на Кубу скрытые под деревянными чехлами ракетные катера.

5074279771_acc960deba_b (1)
Последний из "Либерти", остающийся на плаву и продолжающий службу в Греции. Всего до наших дней дожили два таких корабля, один из который превращен в плавучий музей.
Tags: Вторая Мировая война, Вячеслав Кондратьев, И на Тихом океане..., История США
Subscribe

promo mikhael_mark october 6, 2022 14:35 2
Buy for 10 tokens
Обращаюсь прежде всего к мужской части своей аудитории. А также к тем женщинам, у которых есть подросшие сыновья, больше не играющие в игрушки. У вас есть шанс оказать помощь жителю ДНР, пострадавшему от украинской агрессии, причём вам это ни копейки не будет стоить. Вернее, обойдётся только в…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments