Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Categories:

Вячеслав Кондратьев. Казань брал...

Оригинал взят у vikond65 в Казань брал...

Мало кто знает, что 10 сентября - знаменательная дата в истории наших ВВС. 10 сентября 1918 года успешно завершилась первая крупномасштабная боевая операция Рабоче-крестьянского Красного Воздушного флота. В этот день Красная армия при активной поддержке авиации взяла Казань.

В боях за город принимала участие так называемая Воздушная флотилия 5-й армии (другое название - Казанская авиагруппа) в составе 28 самолетов различных типов под командованием летчика-анархиста Константина Акашева. В ходе операции она совершила более 300 боевых вылетов на разведку и бомбардировку, сбросив на город в общем счете около двух тонн мелких осколочно-фугасных бомб и 150 кг листовок. Боевых потерь не было, однако двое летчиков разбились в авариях, а еще шесть - перелетели к противнику и в дальнейшем воевали на стороне белогвардейцев.


kazan-color


По итогам боев главком РККА Лев Троцкий выразил летчикам благодарность в приказе:
"Солдаты Красной воздушной флотилии 5-й Армии! Вся Советская республика стала свидетельницей вашего несравненного героизма в боях под Казанью. Вы сразу пригвоздили к земле предательских летчиков неприятеля. Вы изо дня в день терроризировали белогвардейскую Казань. Вы создали незаменимую разведку. Вы бесстрашно преследовали врага, внося смятение и ужас в его ряды. Честь вам и слава, витязи Воздушного флота!"
Казань защищала Поволжская Народная армия, у которой тоже была авиация, причем более многочисленная, чем у красных, - свыше 50 самолетов. Однако распорядиться ею народоармейцы не сумели, использовали редко и неэффективно, а при бегстве из города - бросили 30 аэропланов, которые стали трофеями Красной армии.

Аэропланы - участники битвы за Казань. Сверху вниз:
Истребитель "Ньюпор-24" из состава 1-й Советской боевой авиагруппы, входившей в Воздушную флотилию 5-й Армии. Самолет поступил в Россию из Франции и у него на крыльях остались незакрашенные французские "кокарды". Черная звезда на хвосте - эмблема ВВС 5-й Армии, позже ставшая эмблемой всей советской авиации Восточного фронта.
Разведчик "Лебедь-12" ВВС Поволжской Народной армии, базировавшийся в Казани. На нем нанесены опознавательные знаки Народной армии, представлявшие собой изображения георгиевских лент.
Истребитель "СПАД-7" 1-й Советской боевой авиагруппы. Российские трехцветные круги на крыльях и фюзеляже закрашены красным. Изогнутая стрела на хвосте, вероятно, эмблема одного из авиаотрядов, входивших в группу.


sviyajsk

spad-pavl-2 Самолеты Воздушной флотилии 5-й Армии на аэродроме в Свияжске, август 1918 г.

pavlov-kazan
Трое летчиков и моторист 1-й Советской авиагруппы возле истребителя "Ньюпор". Второй слева - командир группы красвоенлет И.У.Павлов.

vuazen-kazan
Фотография, подписанная "Белогвардейские остатки в Казани 1918 г". На ней - самолет "Вуазен", потерпевший аварию и брошенный при отступлении Народной армии.
Tags: Гражданская война, История Отечества, Красные
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo mikhael_mark december 26, 2019 12:52 8
Buy for 10 tokens
Как известно, одним из главных аргументов тех, кто категорически выступает против передачи храмовых зданий верующим, является ограниченность финансовых ресурсов у Церкви и отсутствие понимания "всей всемирно культурной ценности этих старинных памятников". В итоге, делается вывод,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments