Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Categories:

Джорданвилль сегодня. Репортаж священника Александра Цыганкова

Оригинал взят в ЖЖ отца Александра (partizan_1812)

В этом ЖЖ уже была запись о моем путешествии в Свято-Троицкий Джорданвилльский монастырь, которое случилось ранней весной, когда в центральной части штата Нью-Йорк, где находится Джорданвилль, похолодало и выпал снег. В прошлые выходные довелось опять туда съездить, на этот раз с большой (50 человек) группой наших прихожан, отправившихся в паломничество. Дорога туда неблизкая - более 400км, что в сочетании с наличием немалого числа детей означает остановки, от которых дорога еще удлиняется. В общем, путешествие туда занимает около пяти с половиной часов.

Летом монастырь выглядит гораздо веселее, чем под снегом. Погода напоминала теплое лето в родном отечестве, да и места, в которых находится монастырь, напоминают о России. Единственный непорядок - местность слишком холмистая, что вполне естественно для мест, близко прилегающих к Адирондакам - гористой местности в штате Нью-Йорк, о которой я уже писал (например, здесь и здесь). Так что приведения здешних пейзажей в состояние, похожее на центрально-российское, холмы надо раскатать гигантским катком до состояния равнины. А в остальном все очень похоже, разве что есть южные растения, которых не встретишь в Подмосковье. Ну да Россия большая, не одно Подмосковье.

Колокольня, построенная к празднику 1000-летия Крещения Руси. Известна просторечно как "Джорданвилльский карандаш". Ее строительство стало, пожалуй, последним заметным проектом, в котором участвовало своими пожертвованиями все русское зарубежье.


IMG_7044


IMG_7058


Икона сошествия Святого Духа на апостолов на фасаде колокольни. Мозаика работы джорданвилльских мастерских.
IMG_7051


За воротами - центральный собор монастыря. Строительство собора было завершено в 1951 году.
IMG_7049

IMG_7047

IMG_7061

IMG_7083

IMG_7268


Часовня прп. Серафима Саровского, пристроенная к собору.
IMG_7063

IMG_7067


Алтарь Троицкого собора после воскресной литургии.
IMG_7169


Угол братского корпуса с иконой.
IMG_7041


С другой стороны - внешний вход в корпус. Через него можно войти в приемную и в книжную лавку.
IMG_7039


Это жилой же корпус; вид со стороны внутреннего дворика.
IMG_7270


Справа от фотографа - монастырский собор.
IMG_7271


Братский корпус был построен во второй половине 50х годов.
IMG_7155


На табличке упомянута типография прп. Иова Почаевского. Типография является неотъемлемой частью истории Джорданвилльского монастыря, который всегда активно занимался книгоизданием.

Одна из причин этого - книгоиздательский опыт архиепископа Виталия (Максименко), заложившего это здание (см. выше). В бытность свою архимандритом в Почаеве он возродил работу почаевской типографии, а затем, будучи основателем монастыря прп. Иова Почаевского в словацком селе Ладомирова (см. ниже), архимандрит Виталий начал работы с основания типографии. Когда его послали на архиерейские труды в Америку *, он и здесь основал издательское дело. Монастырская братия всегда считала праославное книгоиздание одной из важнейших сторомн своей миссии. В годы оны тонкая струя литературы шла из Джорданвилля в Советский Союз. Сейчас, конечно, ситуация поменялась, и поток литературы идет в основном в противоположном направлении. Однако издательскую деятельность монастырь продолжает. Правда, типографии уже нет; новые технологии сделали более выгодным заказывать напечатание книги у коммерческих типографий.

Важным в истории Джорданвилля является и другая сторона его связи с Почаевской Лаврой. Основан Джорданвилльский монастырь был задолго до войны, но насельников было немного, а храм и дом, который они с большим трудом построили в 30е годы, погибли от пожара. Иноки взялись за постройку нового храма, фотографии которого вы видели выше, но их было все еще немного. Однаковскоре после окончания Второй Мировой войны к ним присоединились монахи из Ладомировой, и строительство храма был закончено через три года.

Монастырь прп. Иова Почаевского, основанный в 20е годы эмигрировавшими из Советской России, формально относился к Сербской церкви, но фактически к заграничной Русской церкви. По опыту его основателя и по составу насельников монастырь возрождал почаевские традиции в зарубежье. В 1944 году почти все монахи ушли от наступавшей Красной Армии в Германию и основали недалеко от Мюнхена новый монастырь прп. Иова Почаевского. Через несколько лет бОльшая часть братии отправилась дальше, в американский Джорданвилль, где проживал тогда основатель их монастыря. Среди них был будущий первоиерарх РПЦЗ Лавр и известный иконописец о. Киприан.

По всем этим причинам духовная связь Джорданвилля с Почаевым весьма заметна. Например, нижний (зимний) храм освящен в честь прп. Иова Почаевского, и на иконе прп. Иова там изображена как Почаевская Лавра, так и монастыри, упомянутые выше, с которыми была связана жизнь эмигрировавшей почаевской братии.

Нижний храм прп. Иова Почаевского
IMG_7081


Икона прп. Иов Почаевского с монастырями
IMG_7070


Эта епитрахиль здесь висит постоянно. Я думал, что это связано со строгим формализмом джорданвилльских отцов - надевать ее перед входными молитвами, не заходя в алтарь, но оказывается, что она тут нужна для молитвы перед иконой прп. Иова, которая всегда совершается перед Литургией, даже если ее служат в верхнем храме.

IMG_7068


Список с Почаевской иконы Божией Матери (сделан в 30е годы)
IMG_7076


Икона и частицы святых мощей Новомучеников Российских. Икона написана около 1980 года, к прославлению новомучеников Заграничной Церковью в 1981 году.
IMG_7073


Икона и мощи преподобных отцов Киево-Печерских; вывезено из Киева в 1943 году. (Из песни слова не выкинешь.)
IMG_7078


Знаменит Джорданвилль также и семинарией. Она не слишком велика, учится там несколько десятков человек, но ведь не слишком велика и Русская церковь за границей (или заграницей, как они сами пишут).

Актовый зал семинарии в рабочем, непарадном состоянии. Семинаристы только начинают возвращаться перед началом учебного года, так что все люди на снимке - наши паломники.
IMG_7087


Иконы на стенах актового зала
IMG_7085


Портреты на стенах актового зала; полагаю, что написаны они были еще до прославления.
Митр. Иоанн Шанхайский
IMG_7089

Митр. Петр Крутицкий
IMG_7088


Двери в классные комнаты
IMG_7100

IMG_7101


Внутри одной из классных комнат; в ожидании студентов.
IMG_7102


В том же коридоре - кабинет декана. Несмотря на дореформенную орфография, рабочим языком все более становится английский.
IMG_7098


Жилой корпус семинарии расположен напротив монастыря, через дорогу.
IMG_7272


PS (от хозяина блога). На мои расспросы о настроениях, которые сегодня царят в духовном центре русского зарубежья, отец Александр ответил буквально следующее: "
Вряд ли они за Порошенко.
1. Они очень активно выступают против неканонических религиозных организаций на Украине.
2. Они всегда подчеркивают, что люди из Карпатской Руси были гражданами Австро-Венгрии, но считали себя (и так же их считали и австро-венгерские власти) русскими.

3. Некоторые из них используют георгиевские ленточки как закладки в служебниках.

Другое дело - отождествление Белого Дела с власовским движением. Это все же часть их истории, от которой никуда не уйдешь. Но сейчас это тихо уходит в прошлое, потому что там этому и место" (конец цитаты).

____________________________________________________
* В этом журнале есть две записи, в которых речь идет о владыке Виталии. Там можно найти дополнительные детали его жизни в России и в Америке.



Продолжение из ЖЖ отца Александра (partizan_1812)
История монастыря, как и всей Русской православной церкви заграницей, неразрывно связана с эмиграцией. Все эмиграции политического характера имеют общие черты: любовь к покинутой стране, доходящая до ее идеализации, и неприязнь к тем, по чьей вине эмигрантам пришлось уехать. Не была исключением и эмиграция русская. Особенность ее состояла в том, что она стала результатом кровопролитных войн, в затянувшейся на многие десятилетия невозможности вернуться "без последствий", и в явном наличии нескольких волн, отличавшихся по социальному составу и взглядам.

Связи монастыря с эмиграцией хорошо представлены в новом монастырском музее. Его экспозиция включает сотни артефактов и дает посетителю (совсем не обязательно русскому) краткое, но совсем неплохое введение в историю России.

Самый старый экспонат - вот это напрестольное Евангелие, напечатанное в 1570 году в Вильно сподвижником небезызвестного Ивана Федорова. Это самая старая книга в монастыре.

IMG_7104




Есть и много других книг. Собрание эклектичное, но разнообразное. Это, например, иллюстрированная книга о хорошо известном костюмированном бале 1903 года при императорском дворе.
IMG_7112


Есть тут и интересный уголок, посвященный Белому движению в боях и эмиграции.
Награды и знаки Белой армии. Под ними - фотография взвода корниловцев.
IMG_7116

Табличка с описанием наград и памятных знаков.
IMG_7121


Награда Третьему Ударному Корниловскому полку (1920 год) - Николаевское знамя. Генерал Врангель в 1920 году учредил орден Св. Николая, которым могли награждаться не только отдельные лица, но и воинские части. Крест у основания ветвей, окружающих корниловскую "К", на знамени идентичен кресту Св. Николая, которым награждали лично. На обратной стороне знамени должен быть образ Свт. Николая, но при таком расположении экспоната увидеть его было невозможно.
IMG_7113


Ростовская газета с сообщением о наступлении Добровольческой армии в Крыму в июне 1919 года.
IMG_7119


Эмигрантские издания 20х годов.
IMG_7132

IMG_7130


Памятные знаки тех, кто прошел через Галлиполи, Лемнос и Бизерту.
IMG_7127


Эмигрантская жизнь прямым образом наложила свой отпечаток не только на "музейную историю" монастыря, но и на то, как он сейчас выглядит. Кроме двух храмов, показанных в первой части, в монастыре есть еще два храма (и еще один в женском Свято-Елисаветинском ските, находящемся неподалеку). Один из них является наглядным пособием к эмигрантским основам монастыря.

Кладбищенский храм Успения Пресвятой Богородицы был основан как храм-памятник.
IMG_7248

Входящий в него не может не заметить памятную доску в честь царственных страстотерпцев...
IMG_7205

и другую - в честь всех, погибших от безбожной власти. Здесь, как мы видим, упоминаются вместе и участники Белого движения, и участники коллаборантских формирований времен 2 Мировой войны. Какую бы мы сейчас ни занимали позицию в этом вопросе, такое отождествление является несомненной частью истории РПЦЗ и Джорданвилля.
IMG_7208

Однако в экскурсии, которую любезно проводил сам настоятель монастыря, архимандрит Лука, тема этого отождествления совсем не звучала. Мне кажется, что по мере политических перемен в России, восстановлении братских связей между разделенными частями Русской церкви, да и просто прошествию многих лет, страсти уступают место более взвешеному взгляду.

Отец Лука в роли экскурсовода (замечательного, кстати)
IMG_7209

IMG_7203

IMG_7212


Роспись храма (как и другие росписи того времени в Джорданвилле, она сделана архимандритом Киприаном и его учеником Алипием, который вскоре после завершения этих трудов стал епископом Чикагским и Среднеамериканским) сочетает две темы этого храма - смерть и воскресение (как храма кладбищенского) и мученичества (как мемориального).
IMG_7231

IMG_7229

Сошествие во Ад
IMG_7214


Святые Жены-мироносицы и Гроба Господня
IMG_7232


Преображение Господне
IMG_7216


Храмовая икона, и тоже - смерть и вечная жизнь
IMG_7215


А вот тема мемориальная. У самого входа - иудеи побивают камнями первомученика архидиакона Стефана.
IMG_7218

Вот тут интересная часть; изображен охраняющий одежды "юноша, нарицаемый Савл".
IMG_7220


У ног Савла вот такая надпись: "В память всех избиенных безбожной властью за веру православную".
IMG_7217


Царственные страстотерпцы не были еще прославлены, поэтому мы видим вместо их икон иконы их святых покровителей. Свв. Ольга, Татиана, Мария...
IMG_7226

...Алексий, Анастасия. Здесь мне еще нравится разговор прпп. Серафима Саровского и Германа Аляскинского (царская семья и Америка).
IMG_7228


А здесь так же беседуют Блаженная Ксения и прп. кн. Анна Кашинская
IMG_7225


Святитель Николай в прекрасном резном окладе/аналое. Обратим внимание на погон вверху и крест внизу.
IMG_7221


Это ротный образ 1й роты Крымского кадетского корпуса.
IMG_7222


Основание резного аналоя.
IMG_7236


С другой стороны, похожий аналой с храмовым образом Успения Пресвятой богородицы. В следующую пятницу после литургии в Троицком храме братия и гости пойдут к кладбищенскому храму крестным ходом - престольный же праздник!
IMG_7227


Вокруг храма, естественно, кладбище. Всего тут три кладбища; это "новое", т.е. второе. Недавно освятили третий участок, но на нем пока захоронений нет.

Это могила Брата Иосифа, хранителя Монреальской иконы Божией Матери.
IMG_7198


А это могила Николая Дмитриевича Тальберга, прожившего длинную и интерсную жизнь, последние годы которой были связаны с Джорданвилльской семинарией. Возможно вы знакомы с его книгами по истории  Церкви.
IMG_7200


Вернемся в монастырь (благо, путь занимает не более пятнадцати минут) и посмотрим на крестильню (баптистерий, если вам так угодно), который расположен на первом этаже колокольни. Даже ее вид прямо связан с эмигрантским основанием монастыря. Тема росписи баптистерия - крещение Руси (не забудем, что он находится в колокольне, построенной в честь этого события) и последующее крещение Руси кровью в период гонений 20го века.

Крещение Руси
IMG_7261


Обычное в таком помещении изображение - Крещение Господне. Обратите внимание на размер купели для взрослых; диаметр около метра и глубина по крайней мере в рост человека.
IMG_7266

IMG_7259


Купель для младенцев удобно использовать для сравнения. Отец Лука продолжает экскурсию.
IMG_7254

IMG_7253


Но в четырех углах крестильни изображения священномучеников/исповедников: Патриарха Тихона и митрополитов Петра Крутицкого, Владимира Киевского и Вениамина Петроградского. Они представляют тему мученичества 20го века, крещения Руси кровью.
IMG_7256

IMG_7263

IMG_7257

IMG_7258



Tags: Белые, Восток - Запад, Православие, Эмиграция
Subscribe

promo mikhael_mark декабрь 26, 2019 12:52 8
Buy for 10 tokens
Как известно, одним из главных аргументов тех, кто категорически выступает против передачи храмовых зданий верующим, является ограниченность финансовых ресурсов у Церкви и отсутствие понимания "всей всемирно культурной ценности этих старинных памятников". В итоге, делается вывод,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments