Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Categories:

Вячеслав Кондратьев - о бронетехнике Первой Мировой войны

Полный текст см. в ЖЖ Вячеслава Кондратьева (vikond65), статья Лиззи в доспехах
1911_4

Во времена Первой мировой войны широко популярную "жестянку Лиззи", несмотря на ее субтильность и маломощность (движок всего в 10-20 лошадиных сил), не раз пытались превратить в дешевый и массовый армейский броневик. Все эти попытки оказались не слишком продуктивными, однако они породили целый ряд очень любопытных конструкций.
Например, в 1915 году русский конструктор Александр Пороховщиков смастерил и предложил военному начальству "бронекаретку" на базе "Форда-Т", оснащенную двухслойной броней из котельного железа и резаком для "вскрытия" проволочных заграждений. Однако, из-за слабой защищенности и невысокой проходимости она не прошла испытаний и не была принята на вооружение.

Porokhovschikov_Armoured_Car



В 1916 году прибывший в Россию британский бронедивизион привез 11 легких разведывательных броневичков на шасси "Форда-Т" с бронекорпусами из 5-миллиметровых стальных листов и пулеметами "Виккерс-Максим". Впоследствии их передали русской армии и использовали на Кавказском и Румынском фронтах.



322f795e5e50

ac_ford_4


Наконец, наиболее радикальной конверсией "Лиззи" был одногусеничный танк "Вездеход", разработанный и построенный в 1915 году Александром Пороховщиковым. Из приведенной схемы, авторами которой являются С.В. Зыков и С.В. Ромадин, видно, что в этой машине использовалась рама, силовой агрегат, трансмиссия и задний мост "Форда-Т".

Vezdechod

Цифрами на схеме обозначены: 1- несущая рама, 2 - направляющий каток, 3 - натяжной механизм, 4 - гусеничная лента из прорезиненной ткани, 5 - управляемое колесо, 6 - опорный каток, 7 - ведущий каток, 8 - цепной привод, 9 - броневая крышка воздухозаборника радиатора, 1-0 - бензобак, 11 - задняя откидная панель, 12 - пулеметная бронебашня (проект, на прототипе отсутствовала), 13 - бронерубка водителя (проект), 14 - кожух цепной передачи.


large_b5ff3517fd
"Вездеход" на испытаниях под Ригой осенью 1915 года. В кабине - Пороховщиков, рядом - инженер-полковник Покровский-Козелло.

К сожалению, "Вездеход" Пороховщикова, как и его броневик, получился не очень удачным. На шоссе он развивал довольно высокую скорость - до 40 км/ч, однако управляемость и проходимость по мягкому грунту оставляли желать лучшего, танк не мог преодолевать окопы шириной в метр, а гусеница была слишком непрочной и быстро изнашивалась. Поэтому на вооружение машину не приняли.


Предупреждая возможные вопросы, замечу, что подлинные чертежи "Вездехода" не сохранились, а в советской и российской печати долгое время распространялась его умозрительная ошибочная реконструкция, приведенная ниже, которая не соответствует техническому описанию и фотографии.


87367558
Tags: Вячеслав Кондратьев, История Отечества, Первая Мировая война
Subscribe

promo mikhael_mark december 26, 2019 12:52 8
Buy for 10 tokens
Как известно, одним из главных аргументов тех, кто категорически выступает против передачи храмовых зданий верующим, является ограниченность финансовых ресурсов у Церкви и отсутствие понимания "всей всемирно культурной ценности этих старинных памятников". В итоге, делается вывод,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments