В.М. Молчанов
Генерал В.М. Молчанов (командир знаменитой Ижевской дивизии, затем один из руководителей дальневосточной эпопеи белых), говоря, что о белом Востоке написано гораздо меньше, чем о белом Юге, справедливо отмечал: "Причины этому следующие: 1. Большинство офицеров Генерального штаба попали на Юг России... 2. Интеллигентные силы оказались там же, как в ближайшем месте от столиц и жизненных центров России". Поэтому, образно говоря, "сказания парижских таксистов" были более многочисленны и сыграли бОльшую роль в формировании белогвардейской "агиографии", чем "сказания таксистов харбинских". Поэтому каппелевцы, ижевцы, воткинцы менее известны и популярны, чем корниловцы, марковцы и дроздовцы (лишь в последние годы ситуация несколько изменилась после имевшего массовый зрительский успех фильма "Адмирал").
Для большинства же современных отечественных "белых начётчиков" "сказания парижских таксистов" сродни Св. Писанию с апостолом Ильиным, равноапостольным Солоневичем и т.д. В частности, это касается культа П.Н. Врангеля. Среди начётчиков стереотипно мнение о Врангеле как о самом "гибком и мудром политике" среди белых, в осн. благодаря его земельному закону 1920 г. (признание чёрного передела за выкуп) и некоторым высказываниям. Хотя в 1919 г. он ни о чём подобном и не помышлял; в безнадёжной же ситуации 1920 года любой на его месте издал бы, надо думать, подобный закон или даже ещё более прокрестьянский, без выкупа. В пользу "врангелевской легенды" сыграло, что барон (имея популярность бОльшую чем Деникин и не меньшую чем Колчак) остался последним руководителем армии белого Юга и её "эвакуатором", не дал ей рассеяться окончательно и впоследствии основал РОВС - ядро военной белой эмиграции. Отсюда и культ в эмиграции, некритически усвоенный рядом отечественных поклонников.
П.Н. Врангель
А.И. Деникин
Главной его заслугой следует признать восстановление управляемости армией, рухнувшей в ходе оглушительных поражений конца 1919 - начала 1920 гг. К гибкой соц. политике вынудила сама жизнь, да и то поздно - в 1920 г. любой на его месте вёл себя так же. Эвакуация была организована лучше катастрофической деникинской Новороссийской потому, что её возможность заранее предвидели и заранее составили план (стремительного отката к Новороссийску в начале года и сложившейся тогда ситуации не предвидел, наверное, никто, и повинны в ней не столько стратег. обстоятельства, сколько полное падение духа и крах управляемости). Но люди, крепкие "задним умом", не замечают этого и, виня во всём Колчака и Деникина, жалеют, что в 1919-м не был во главе Врангель - всё бы, дескать, было бы по-другому, и одолели бы чуму. Хотя никаких оснований считать так нет.
Journal information