Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Category:

"Святые безумцы"

Безумству храбрых поём мы песню!
Безумство храбрых - вот мудрость жизни!
Максим Горький



Очередной любопытный фрагмент из воспоминаний Василия Осиповича Вырыпаева.


В.О. Вырыпаев, командующий артиллерией у Каппеля.  Фото 1920-х годов


"С отрядом Каппеля (Народной армией) всегда следовал член Учредительного собрания Б.К. Фортунатов. Однажды, вскоре после взятия Сызрани, Фортунатов просил меня выяснить вопрос о наградах и жалованье, которое хотели бы получать бойцы.

Я со многими, если не со всеми, говорил на эту тему, и почти все сказали мне одно и то же: что выбранное после Учредительного собрания законное русское правительство сможет их вознаградить; а пока они хотят иметь немного денег (рублей двадцать в месяц) на необходимые расходы и, конечно, казенное обмундирование и содержание (стол).


Каппелевцы на постое.

Эти ответы поразили меня своей скромностью. Но таковы были каппелевцы — кто-то метко назвал их “святыми безумцами”. Они по своему личному почину, без всякого уговора или приказа, добровольно записались в боевые части, не считаясь с силами врага, как какие-то древние русские богатыри" [1].

Полковник В.И. Лебедев, бывший министр "временного правительства", несколько уточняет информацию Вырыпаева. По его сведениям, чины Народной Армии КомУча получали содержание 15 рублей в месяц, одинаковое как офицерам, так и солдатам [2]. По мнению экс-министра, попытавшегося было играть прежнюю роль в Белом Движении [3], это свидетельствовало о высоком уровне патриотизма и честности поволжских белоповстанцев.

Лично мне эти рассказы из каппелевского стана напомнили историю другой воинской части, зародившейся на совсем ином фронте Белой Борьбы, но духовно близкого каппелевцам. Когда М.Г. Дроздовский формировал на Румынском фронте свою Бригаду Русских Добровольцев (которой суждено было стать в дальнейшем Дроздовской дивизией), её чины давали присягу в форме следующей подписки:


Дроздовцы в бою

"Я (имярек), поступая добровольно в Национальный Корпус Русских Добровольцев, имеющий целью воссоздание порядка и организацию кадров по воссозданию российской армии, причем за все время пребывания в Корпусе обязуюсь:

1) Интересы Родины ставить превыше всех других, как-то — семейных, родственных, имущественных и пр. Поэтому защищать с оружием в руках, не жалея своей жизни, родину, жителей её без различия классов и партий — и их имущество от всякого на них посягательства.
2) Не допускать разгрома и расхищения каких бы то ни было складов.
3) Всюду стоять на страже порядка, действуя против нарушителей всеми способами до применения оружия включительно.
4) Быть внепартийным, не вносить и не допускать в свои ряды никакой партийной розни, политических страстей, агитации и т. д.
5) Признавать единую волю поставленных надо мною начальников и всецело повиноваться их приказаниям и распоряжениям, не подвергая их обсуждению.
6) Всюду строго соблюдать правила дисциплины, подавая собою пример окружающим.
7) Безропотно и честно исполнять все обязанности службы, как бы ни тяжелы временами ни были.
8) Не роптать, если бы случайно оказался недостаток обуви, одежды, пищи или она оказалась бы не вполне доброкачественной.
9) Также не роптать, если бы оказались неудобства расквартирования, как-то: теснота, холод, грязь и пр.
10) Не употреблять спиртных напитков и в карты не играть.
11) Без разрешения своих начальников от своих частей не отлучаться.
12) В случае неповиновения, дезертирства, восстания, агитации против дисциплины подлежу наказанию по всей строгости законов военного времени.


Дата. Подпись" [4].

Первые белогвардейцы были строгими аскетами. Их непритязательность на фоне тотальной нищеты (изящные мундиры царского образца с золотыми погонами - заезженный штамп советской пропаганды - можно смело отбросить, эти мундиры и эти погоны с белых офицеров сорвала революционная солдатня, а кому посчастливилось избежать встречи с ней - пробирались на Дон и в Поволжье тайком, переодевшись в гражданское) многократно засвидетельствована воспоминаниями современников. Они шли в бой за идею - за униженную Россию и попранную веру. Шли, исполняя заповедь блаженного Августина: "Христос не ценится вовсе, если Он не ценится больше всего". Воевали, потому что не могли не воевать против захвативших власть вандалов, через колено реформировавших Россию во имя призрака "мировой революции".


М.Г. Дроздовский служил эталоном командира-аскета




В.О. Каппель эталоном не считался по причине своей природной скромности.
Но по части самоотверженности - не только в бою, но и в быту - мог бы дать
фору даже Дроздовскому.


"Плохая им досталась доля - немногие вернулись с поля". На заре Белого Движения численность антибольшевистских армий многократно уступала ордам красногвардейцев. Выжить Белое Движение могло, только непрерывно наступая, прорывая стихийно возникающие внутренние "фронты", сея панику среди врага. Такая тактика себя оправдала - но большинство из тех, кому выпало её реализовавать, не пережило рокового 1918-го. На смену им шли мобилизанты. Может быть, и неплохие бойцы. Может быть, даже более профессиональные, чем их героические предшественники. Несомненно - более многочисленные. Но не имевшие уже духа первых белогвардейцев. Ведь первые пробирались в армию сами, с риском для жизни. Вторые - дождались её в относительной безопасности и присоединились. А между этими двумя типами поведения - дистанция огромного размера.

__________________________________________
Примечания.
[1] . Вырыпаев В.О. Каппелевцы // 1918 год на Востоке России. - М.: Центрполиграф, 2003. - с. 57 - 58.
[2] Лебедев В.И. Борьба русской демократии против большевиков // 1918 год на Востоке России. - М.: Центрполиграф, 2003. - с. 179.
[3] но отодвинутого событиями на задний план.
[4] См. напр.
http://litrus.net/book/read/4306?p=45



Tags: Белые, Гражданская война, Дроздовский и дроздовцы, История Отечества, Каппель и каппелевцы
Subscribe

promo mikhael_mark december 26, 2019 12:52 8
Buy for 10 tokens
Как известно, одним из главных аргументов тех, кто категорически выступает против передачи храмовых зданий верующим, является ограниченность финансовых ресурсов у Церкви и отсутствие понимания "всей всемирно культурной ценности этих старинных памятников". В итоге, делается вывод,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments