Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Categories:

Семь вопросов и семь ответов о Николае Втором

Прежде всего, мои православные друзья, а особенно - все Николаи, Александры, Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии и Алексеи, позвольте поздравить вас всех с праздником. Да-да, с праздником, не удивляйтесь. Сегодня Святая Церковь совершает память святых царственных страстотерпцев. В этот день злодеи в подвале Ипатьевского дома думали, что убивают русского православного царя и всех его потенциальных наследников, лишая антибольшевистское сопротивление знамени в соответствии с тайным приказом "самого человечного человека", которого почему-то не волновала перспектива пролить кровь больного мальчика и четырёх совсем юных девушек. Но в итоге из временного заточения царственные страдальцы перешли в вечное блаженство, воссоединившись с Богом, в Царство Которого они сознательно всю свою жизнь стремились. Их жизни завершились настолько успешно, насколько это возможно для христианина - а земная Церковь приобрела в их лице новых ходатаев за нас, грешных. Давайте об этом всё же не забывать, как бы нас ни возмущало злодеяние большевиков.




В свете сегодняшней даты снова мысли возвращаются к светлому образу последнего государя. Попробую изложить здесь некоторые посильные размышления в форме вопросов и ответов.

1. Можно ли считать Николая Второго страдальцем за христианскую веру?

Безусловно, можно. Нет, конечно, канонизация Николая Второго и его семьи - не есть ещё канонизация идеи монархии. Это, кстати, верно почувствовали всякие ультраправые радикалы - потому и принялись вопить о "недостаточности" совершившейся канонизации, и даже придумали богохульную теорию о "царе-искупителе". Те, кто убивал Николая Второго и его семью, стреляли в них именно как в представителей царской династии. Большевики убивали царственных страдальцев за их происхождение. Но давайте заглянем в эпоху несколько более раннюю. И там увидим, как Николай Второй противился, пусть и с отступлениями, и с компромиссами, ограничению монархической власти. И именно этим своим сопротивлением вызвал против себя практически всеобщее озлобление.



Коронация Николая Второго



Для чего он это делал? Ради властолюбия? Нет. Нисколько не оправдывая его отречения от престола (как не оправдывает этого акта и Святая Церковь), всё же обратим внимание на этот акт. Отрекаясь от престола, государь наглядно продемонстрировал, что лично за власть не держался. Противодействие Николая Второго ограничению самодержавия было связано с его религиозным отношением  к воспринятой им власти и вытекающей из этой власти ответственности. Власть воспринималась им не как благо, а как долг - и именно этим долгом он и не желал делиться, понимая, что ответственность перед Богом в любом случае лежит на нём, а не на "народных избранниках". Прояви Николай Александрович большую сговорчивость - никто и не покусился бы на его корону. Но для государя такая сговорчивость означала бегство от креста и предательство Родины. А значит, пострадал Николай Александрович, в конечном итоге, именно за свою веру. Впрочем, я об этом уже писал, и достаточно подробно.

2. Можно  ли считать Николая Второго не только страдальцем за веру, но и человеком богоугодной жизни?

Несомненно. Прежде всего, его пример - хороший образец для подражания современным отцам семейства. Николай Второй сумел выстроить отношения в своей семье таким образом, что никто не чувствовал себя ущемлённым, а главное - никто никому не мешал в деле спасения, напротив - царственные страстотерпцы шли ко Христу сообща, поддерживая и сподвигая друг друга. При этом ничто земное им было не чуждо, чему доказательство - многочисленное потомство Николая и Александры, а также то, что временное разлучение друг от друга в период царскосельского заточения они оба воспринимали как трагедию.

Чрезвычайная следственная комиссия, назначенная временным правительством, потратила уйму времени на то, чтобы изучить малейшие закоулки личной жизни августейшей семьи. Но вместо ожидаемой грязи и пошлости (газеты прямо обвиняли императрицу в любовной связи с Гришкой Распутиным) увидели, по словам Н.Д. Тальберга, сверкающую нравственную чистоту. Николай и Александра воскрешали в памяти образы древних святых библейских пар, более того - превосходили их своими нравственными качествами и силой любви друг к другу. В условиях, когда институт традиционной семьи казался медленно отмирающим (и большевики действительно на какое-то время попытались его отменить), эти двое уже немолодых людей просто любили друг друга. И им даже не нужно было усилий, чтобы хранить друг другу верность.


Николай и Александра в редкие минуты досуга.
Сколько нежности в этом фото!

Николай сумел выстроить отношения не только в своей собственной семье, но и со "старшим поколением", в чём очень многие встречают трудность. Столкнувшись с тем, что мать не желает признавать Александру Фёдоровну и не упускает случая прилюдно унизить её (известно, что после рождения третьей по счёту дочери - Марии Николаевны - императрица Мария Фёдоровна презрительно бросила Александре: "Даже рожать по-человечески не умеешь!"), Николай Александрович нашёл способ удалить свою мать от семьи так, что и сама мать не чувствовала себя оскорблённой, и Александра была избавлена от необходимости ежедневно её видеть. Воспользовавшись своим положением царствующего государя, Николай Александрович поручил управлению своей матери богоугодные заведения в Киеве, купил ей там дворец - и отправил по месту новой службы.



Николай Второй с матерью, императрицей Марией Фёдоровной.




Впрочем, семья, вопреки распространённому мнению, никогда не была для Николая Второго смыслом жизни. Николай Александрович ощущал себя находящимся на службе России (тем более, что так оно было и на самом деле: государь был гвардейским офицером). Когда грянула Первая Мировая война, Николай стал брать сына Алексея с собой на фронт - и Александра, ни слова не говоря, отпускала их, хотя знала, что сын страдает гемофилией, и потому подвергается куда большей опасности, чем все остальные. Но царственные страстотерпцы несли свой крест.

3. Был ли Николай Второй подкаблучником, всецело зависимым от капризов жены? И смежный вопрос: находился ли он под влиянием Распутина?

На оба эти вопроса ответ может быть только один. И этот ответ отрицательный. Интересующихся могу отослать к книге С.С Ольденбурга "Царствование императора Николая II" и к моему собственному посту, в котором я исследовал данную тему. Повторяться, сотрясая воздух - дурная привычка.

4. Был ли Николай Второй германофилом?

Нет и ещё раз нет. Он, разумеется, старался поддерживать добрые отношения с "кузеном Вилли", как он запросто именовал германского кайзера Вильгельма II, но действовать предпочитал исключительно в интересах России и Православия. Тем более, что на примере Русско-Японской войны он уже успел убедиться в вероломстве своего германского коллеги.


Хотя на людях всё выглядело вот так.
Это фото сделано незадолго до Первой Мировой войны.
На нём кайзер - в русской военно-морской форме.
А царь - в немецкой. Такой вот обмен любезностями.


Когда Австрия, подзуживаемая Германией, предъявила Сербии ультиматум, несовместимый со статусом независимого государства, Николай Второй поддержал сербов не только на словах и не только дипломатическими демаршами. Но и объявлением мобилизации. И вопли "кузена Вилли", озвученные письменно, его нимало не трогали.

Но самое главное - это всё же поведение государя в заточении. Когда в Тобольск прибыл комиссар Яковлев и объявил о намерении вывезти оттуда ссыльную семью, а если это невозможно - то одного государя, первой мыслью как у Николая, так и у Александры была мысль о немцах. Возникло подозрение, что низложенного царя везут в Москву, дабы он своей подписью скрепил предательский Брест-Литовский мир и тем самым "успокоил умы" по обе стороны бывшей линии фронта. Дословный ответ Николая Второго сохранили очевидцы: "Я скорее соглашусь отрубить себе руку, чем подпишу позор моего Отечества!" К слову, эти его чувства вполне разделялись Александрой Фёдоровной, которая изъявила желание ехать вместе с супругом, чтобы быть ему моральной поддержкой. Именно в этой его решимости не подписывать Брестский мир, если большевики начнут на этом настаивать. А ведь у царицы на руках был больной сын и не выздоровевшие ещё до конца дочери. Красноречивый поступок.

5. Правда ли, что Николай Второй - полная бездарность в военных вопросах, а командование за него фактически осуществлял генерал Алексеев?

Нет, неправда. Конечно, Николай Второй не стоит в ряду великих царей-полководцев рядом с Петром Великим и Александром Миротворцем. Но он был грамотным офицером, получившим блестящее военное образование и имевшим практику реальной строевой службы практически во всех родах войск. О его военных способностях мы имеем квалифицированное заключение такого  авторитетного военного историка, как Антон Керсновский. Остаётся лишь добавить к словам уважаемого историка, что Николай Второй настоял на проведении Брусиловского прорыва вопреки мнению Алексеева - и оказался прав. А также и то, что сам Алексеев, оказавшись в должности Верховного Главнокомандующего, ничего не смог поделать с армией, которой он, якобы, фактически управлял от имени номинального главнокомандующего-царя.



Николай Второй и Алексеев (слева от государя, крайний правый для нас)
работают в Ставке.



6. Было ли Николаю Второму известно о его предстоящем мученичестве?

С высокой долей вероятности можно сказать: не было. Как один из вариантов, протодиакон Андрей Кураев упоминает о намерении государя выехать в Англию после февральского переворота и там, среди союзников, дождаться окончания войны. Союзники, по сути, предали царя, отказавшись принять его на своей территории. Но сам факт таких переговоров о. Андрей трактует как попытку "бегства от креста" (и заключает отсюда: поскольку Николай Второй от креста отродясь не бегал, стало быть - об уготованном ему мученичестве он ничего не знал). Такое доказательство, на мой взгляд, шито белыми нитками: минуты слабости бывают у любого человека. Однако, если мы будем держать в голове мысль о "заранее предупреждённом мученике", мы не сможем объяснить многих записей в дневнике государя после его отречения. В частности (и на это тоже обращает внимание Кураев), мы не сможем объяснить, откуда вдруг у предупреждённого заранее мученика взялись надежды "на долгое пребывание в Ливадии". Мы не сможем объяснить, почему Николай Второй, находясь в тобольской ссылке и имея там возможность посещать богослужения, медлит с Причастием.



Последняя молитва царской семьи



Слова же о том, что "возможно для спасения России требуется искупительная жертва", я уже разбирал - читающий да разумеет.

7. Были ли белогвардейцы в 1918 году настроены против Николая Второго?

До недавнего времени я и сам отвечал на этот вопрос утвердительно: были. Однако, действительность гораздо сложнее, чем мне представлялось тогда. Да, во главе Белого Движения на Востоке России в тот момент стояли люди с резко антимонархическими взглядами (либералы в Сибири, эсеры - в Поволжье). Однако, этой "главой" дело отнюдь не исчерпывается. Те, кто испытывал острую аллергию на монархическую идею, за очень редким исключением реально не воевали. Непосредственно военную силу Белого Движения на Востоке в тот момент представляли из себя офицерские отряды, сформированные из тайных офицерских организаций. Эту военную силу возглавляли люди, которые как раз в значительной степени отличались монархическими убеждениями. Ф.Ф. Мейбом в своих мемуарах называет Николая Второго "любимым государем" и горячо одобряет крестьянина, у которого в избе находит портрет государя рядом с иконами. В.О. Каппель резко критиковал февральскую революцию, считая, что она разрушила не просто старый уклад, она разрушила всё, чем жила доселе Россия. Каппель не стеснялся открытым текстом называть себя монархистом. Соответственно, эсеро-меньшевистский КомУч не доверял до конца ни Каппелю, ни его войскам. Другой белый начальник - М.К. Дитерихс - свидетельствует о том, что белые, едва успев взять Екатеринбург, принялись искать следы пребывания царской семьи в тщетной надежде, что хоть кто-то из них выжил. Увы, жизнь только посмеялась над этими надеждами.



М.К. Дитерихс



Деникин на Юге, едва успев получить известие о расстреле Царской семьи, приказал отслужить по государю панихиду. И свидетельствует о массовом участии в этом мероприятии офицеров и о разнузданной травле, развернувшейся против него в СМИ. Либеральная пресса ненавидела Николая Второго даже мёртвого.

Тема мифов, накопившихся вокруг светлого имени Николая Второго, без сомнения, ещё будет продолжена на страницах данного ЖЖ. Следите за публикациями!

Tags: История Отечества, Наши праздники, Наши святые, Николай Второй, Православие, Царственные страстотерпцы
Subscribe

Posts from This Journal “Царственные страстотерпцы” Tag

promo mikhael_mark october 6, 2022 14:35 2
Buy for 10 tokens
Обращаюсь прежде всего к мужской части своей аудитории. А также к тем женщинам, у которых есть подросшие сыновья, больше не играющие в игрушки. У вас есть шанс оказать помощь жителю ДНР, пострадавшему от украинской агрессии, причём вам это ни копейки не будет стоить. Вернее, обойдётся только в…
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments