Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Category:

Куда нас зовут святые первоверховные Апостолы Пётр и Павел?

Сегодня - особенный праздник в нашем церковном календаре. Сегодня - день святых первоверховных Апостолов Петра и Павла. Роль этих двух святых в истории Вселенского Православия столь велика, что чествование их выходит далеко за рамки обычных именин и приобретает масштабы общецерковного торжества. Поэтому всех православных читателей своего ЖЖ я поздравляю с этим знаменательным праздником - и да помогут вам всем своими святыми мольбами Апостолы  Пётр и Павел!




Икона свв. Апостолов Петра и Павла.
Они изображены с храмом на руках - как созидатели Церкви Божией.

Апостолы Пётр и Павел названы в святцах "первоверховными" - и это справедливо. Оба они входят в число авторов Библии. Кто-то из богословов подсчитал, что больше половины Нового Завета написаны св. Павлом. Что же касается св. Петра, то он - автор двух соборных посланий. Кроме того, Евангелие от Марка - это в основном пересказ именно Петровых рассказов о Спасителе, ибо сам Марк являлся учеником Апостола Петра. Апостол Пётр своей горячей проповедью в день Пятидесятницы основал Иерусалимскую Православную Церковь - древнейшую из ныне существующих. Именно с него началось обращение к христианству людей, не являвшихся учениками Спасителя в дни Его земной Жизни. Пётр же был первым из Апостолов, кто вышел за рамки иудейского мирка и понёс Слово Божие к языческим народам, обратив к вере сотника Корнилия и его друзей. Дело Петра продолжил св. Павел, обошедший с миссионерской проповедью едва ли не всю Европу и оставшийся в истории Церкви как "Апостол языков". Но мне бы хотелось обратить внимание немного не на это.

Давайте вспомним, что нам сообщает об Апостоле Петре Евангелие. Да, Спаситель даёт ему обетование, что именно он станет тем камнем, на котором Господь созиждет Церковь Свою (святые отцы поясняют, что речь здесь не столько о личности Петра, сколько о явленной им в этот момент вере). Но буквально на этой же странице Спаситель говорит Петру: "Отойди от Меня, сатана!" - ибо слова Апостола (не просвещённого на тот момент ещё Святым Духом) вступают в противоречие с Божиим Замыслом. Спаситель не раз укоряет Петра за маловерие и малодушие (в эпизоде хождения по водам, на горе Фавор). Наконец, сам Пётр в страшную ночь суда у Каиафа трижды отрекается от Христа, несмотря на то, что всего несколько часов тому назад клялся умереть за Спасителя. И тем не менее, именно Петру Воскресший Спаситель трижды говорит: "Паси овец моих", наделяя его иерархическими полномочиями в Церкви.


Апостол Пётр



Что касается св. Апостола Павла, то он вообще не был в числе учеников Спасителя в дни Его земной Жизни. Более того, в первое время существования христианской Церкви в Иерусалиме он был её яростным гонителем, одобрял убийство первомученика архидиакона Стефана и стерёг одежду убийц, а потом лично арестовывал христиан и предавал их в тюрьмы. Продолжалось бы это, вероятно, ещё долго, но Господь видел его сердце. Видел, что Павел действует из любви к Нему, только истинного Пути Господня не разумеет. И тогда Господь явился ему Сам и открыл Своё имя. После чего недавний гонитель превратился в ревностного проповедника, не раз терпевшего побои и даже покушения за стойкое исповедание Христа.




А теперь от времён апостольских перенесёмся в наши дни. В 90-е - 2000-е года, да и сейчас ещё нередко приходится слышать с упоением цитируемые изречения святых отцов XIX столетия, призывающие смиренно молчать, не вмешиваясь в разговоры о вере, даже когда на наших глазах иновер соблазняет православного. Мол, Господь Сам всё управит, нам бы с нашими грехами себя спасти, куда там об обращении других думать! Молчание - золото, знания же надмевают, так что любая миссионерско-апологетическая деятельность - прямой путь к гордыне, а через неё - в погибель. Любители подобных теорий почему-то игнорируют тот факт что вокруг их любимых поставщиков цитат была православная Российская империя, что вера пронизывала, а Церковь - контролировала все сферы её жизни, начиная от школьного образования и кончая полицией. В такой стерильной обстановке каждый мог действительно заниматься исключительно собственным спасением, препоручив совратившегося брата окружающей среде. Будучи православной, она выправляла ошибки людей. Забывают и о том, что тотальное господство таких вот мудрецов-молчальников окончилось в итоге самой страшной катастрофой за всю историю Церкви: в некогда Святой Руси установилась воинственно-безбожная власть, устроившая Церкви новую кровавую баню.

А теперь зададимся вопросом: кем себя должны были ощущать те люди, которых мы сегодня чтим, называя первоверховными Апостолами? По счастью, нам не нужно об этом гадать. Апостол Павел прямо пишет о том, что он - меньший из Апостолов и не достоин этого имени, ибо гнал Церковь Божию. Схожее сознание должно было быть и у Петра, не забывшего о своём троекратном отречении. Безусловно, память о собственных грехах вырабатывала у Апостолов смирение. Но: повергла ли она их в псевдоблагочестивое молчание? Нет. Ибо "како услышат без проповедующего"?

Оглянемся вокруг. Да, большевистское антихристианство сегодня можно считать изжитым. Преступления большевиков осуждены с высот государственной власти и вызывают содрогание у большинства народа. Но стало ли наше общество от этого христианским? Учитывая очереди в абортариях, учитывая статистику разводов, учитывая катастрофическое - по-другому выразиться не могу - количество оккультных телепрограмм на центральных каналах, учитывая, наконец, самые безумные суеверия, царящие на некоторых формально наших приходах, можно уверенно сказать: нет, не стало. И в условиях современной России наш православный брат, совращённый с пути истинного кривовером, не только не будет исправлен своим окружением, но понесёт свои заблуждения дальше, зачастую выдавая их за "настоящее" Православие, в котором "ничего не смыслят" "чиновники в рясах". Если в таких условиях люди знающие будут "благочестиво" молчать - Россия просто захлебнётся в оккультно-неоязыческой мути. Поэтому путь православного интеллигента сегодня - это путь подражания святым первоверховным Апостолам, ихже память ныне совершаем.



Апостолы Пётр и Павел. Ещё одна икона. У обоих Апостолов в руках книги -
как символ их причастности к составлению Библии.



Разумеется, миссионерское служение не каждому по силам. Разумеется, не каждого на него надо благословлять. Чрезмерная эмоциональность церковного проповедника, его гневливость или склонность к превозношению над другими людьми пагубны для дела миссии, а душу такого горе-проповедника способны ввергнуть на самое дно преисподней. Но это - не повод замолчать в надежде, что "кого надо - Бог сам приведёт". Бог предельно чётко сказал, кого Ему надо привести: всех, кого обрящете. Но миссионер, вышедший на проповедь, должен особенно внимательно следить за своей душой. Мало читать умные церковные книжки. Нужно регулярно и искренне исповедоваться и столь же регулярно причащаться, чтобы получать в своих делах Божественную Помощь, чтобы слова наши подкреплялись не только рациональными аргументами (хотя и без них никуда), но и Благодатью. И существенно необходимо перед выходом на миссию взять благословение хотя бы приходского батюшки (а ещё лучше - если получится - правящего архиерея своей епархии).  Чтобы действия наши освящались Церковью и были служением именно ей, а не собственным амбициям.


Очень удачное, на мой взгляд, живописное изображение Апостола Петра.
Перед нами - православный старец. Умудрённый опытом.
Смиренный и сокрушенный от осознания собственных грехов, но при этом
удивительно светлый и добрый


К слову, первоверховные Апостолы дают нам прекрасный пример верности не просто Христу и не просто вере, но - Церкви. Апостол Пётр предупреждает в своих посланиях, что никакое пророчество в Писаниях человек не может разрешить сам, если не будет опираться на опыт Церкви, ибо и сами Писания составлялись не по человеческому хотению, но по наущению Духа Святаго. И мы обязаны исследовать не только Писания, как бесспорные исторические свидетельства о Боге, но и этот церковный опыт, без которого правильного понимания Писаний ждать не приходится. Этот же Апостол сурово одёрнул Симона-волхва, попытавшегося за деньги приобрести себе благодать апостольства. Апостол Павел оставил нам не менее важное предостережение: "Аще и ангел с Неба благовестит вам паче, еже приясте, анафема да будет!" Церковь и её учение есть критерий Истины. Всё, что противоречит учению Церкви, должно быть отринуто, сколь бы ни был высок авторитет противоречащего. "Аще и ангел с Неба..."! Хорошенько вдумаемся в эти слова. А у нас сегодня зачастую "по старческому благословению во имя Отца и Сына и Святаго Духа", нередко даже без указания имени конкретного "старца", тиражируются книжки, газетки и листовки, откровенно противоречащие Символу Веры и столь же откровенно призывающие к непослушанию Матери-Церкви. Хотя в Евангелии чётко сказано: "Аще и Церковь преслушает, буди тебе, якоже язычник и мытарь".  Что ж - Апостол Павел дал вполне исчерпывающую инструкцию, как на такое реагировать.

И ещё один важный момент. Отношения между двумя столпами древнего Православия не были безоблачны. На иконах их обычно изображают исполненных друг ко другу братской любви. Однако, в посланиях Апостола Павла мы находим свидетельство о том, как сам Павел вынужден был однажды публично противостать Петру, действия которого святой счёл лицемерием. У св. Петра же читаем, что в посланиях Апостола Павла есть нечто "неудобовразумительное". Из этих двух фрагментов можно чётко вынести заключения, что между первоверховными Апостолами были определённые разногласия. И - замечательный момент: ни тот, ни другой при этом не посчитал противоположную сторону "отпавшей от истинной Церкви". Святые Пётр и Павел не разрывали между собой канонического общения, а паче - той самой братской христианской любви, исполненных которой их и изображают. Для св. Петра св. Павел остаётся "возлюбленным братом нашим", несмотря на все разногласия. Для св. Павла св. Пётр - "столпом" и "великим". И сколько бы ни брюзжал о. Сысоев о "вредности"  и "еретичности" идеи теологуменов, пример первоверховных Апостолов ясно свидетельствует: внутрицерковные разногласия современны самой Церкви. И при этом отнюдь не означают, что одна из сторон обязательно уклонилась в ересь - "Надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1 Кор., 11:19). Пример Апостолов показывает нам, как надо относиться к таким внутрицерковным разногласиям. Остаётся лишь следовать этому примеру.

Святии первоверховнии Апостоли Петре и Павле, молите Христа Бога о нас!

Tags: Апологетика, Миссионерство, Наши праздники, Наши святые, Православие
Subscribe

Buy for 10 tokens
То, чего я так боялся в прошлом году, увы, становится реальностью и приобретает конкретные очертания. Похоже, с нашими поездками на озеро Большое Унзово - окончательно и бесповоротно всё. Рейдерам, захватившим нижегородский НИИ Радиотехники (причём на безупречно законных основаниях захватившим -…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments