Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Category:

"Оккам". День Победы Руси над Хазарским Каганатом?

Нашёл в дружеском ЖЖ (w_okkam) интересные размышления о походах князя Святослава против хазар. Вернее, о спекуляциях, которыми эти походы окружили поклонники псевдославянского и прочего "руноверия". Материал добротный, основанный на большом количестве источников. Не могу не поделиться.

3 июля у наших дорогих неоязычников праздник – победа Святослава над хазарами! [1]

Во всём интернете и на стенах, в подъездах домов  распространяется картинка: мы помним славные победы: над фашизмом, над Хазарией и ..над Китаем

Особенно весело - победа над Китаем, учитывая что её следов нет ни в каких исторических источниках (произведения конца XX – начала XXI вв. не являются таковыми), и поэтому она где то на уровне победы древних русов над динозаврами и ничьёй с сине-зелёными водорослями.

Но вот "великая победа над Хазарией" тоже несёт в себе элемент вымысла и мистификации. Давайте разберёмся

Дата

Ни в одном источнике: ни в  Повести временных лет, ни в сообщении Ибн-Хаукаля из «Книге путей и стран» и поздних переписчиков его, ни тем более какое-то другое свидетельство не говорит нам о дате 3 июля [2],[3],[4],[5].


Вердикт: дата придумана.

965 или 968/969 год и был ли вообще поход на Итиль Святослава?

В Повести временных лет (конкретно в Лаврентьевской) написано «иде Святославъ на Козары» и относится это к 965 г. И взял град их Саркел. Это трактовалась (в том числе и весьма уважаемыми учёными) как поход в Хазарию и град их как столица

Но из этого источника мы узнаём, что после взятия Белой Вежи Святослав воевал с  ясами (живших на Дону) и касогами (в Прикубанье, вероятно в районе Тмутаракани, где уже было княжество).

Однако современники событий (ПВЛ была написана позже по реконструкциям академика Шахматова) арабский географ  и путешественник Ибн Хаукал в «Книге путей и стран» описывает несколько иначе: «.хазар, булгар и буртасов и овладели ими... Булгар — город небольшой... и опустошили его русы, и пришли в Хазаран, Самандар и Итиль в году 358 (по мусульманскому, соответствует 968-969 гг от Р.Х.) и отправились тотчас же к стране Рум и Андалус»


Так уважаемый весьма исследователь Хазарского каганата историк и археолог Артамонов М.И. писал: "На том основании, что годы разгрома Хазарии, указанные Русской летописью и арабскими географами, не совпадают, некоторые историки полагают, что Святослав не дошел до Волги и что Болгар и волжскую Хазарию разгромили какие-то другие русы, не киевские, а волжские . Это явно не так; Русь была только одна — киевская, никакой иной Руси никогда не существовало" [стр.427, 4]

Другой видный исследователь Хазарского каганата Новосельцев А.П. указывал поход 968 - 969 годами, разобрав различные версии [стр.227; 5].

Конечно были разные версии :что это два похода, а не один; что указан год когда записал и так далее. Собственно все версии можно прочитать в соответствующей статье, однако, несмотря на столь большое количество работ, в которых освещается этот вопрос, до сих пор отсутствует единая точка зрения по таким проблемам, как датировка похода, его маршрут, последствия и т. д.[6]

Непонятна  спешка похода если принять его за 965 год, его непродолжительность подтверждается и византийскими авторами, опять современниками, утверждающими – Святослав в 967 году  принимал посольство Калокира.[7]

Да и получается : летописец (спустя столетия) ничего не знает о действиях Святослава в Поволжье и Дагестане, а Ибн Хаукал, в свою очередь, не имеет понятия о походе русов на Саркел, Тмутаракань, касогов и алан.

одна из версий похода

Поэтому, многие историки в настоящее время склоняются к мнению, что разгромил Итиль не Святослав со своей дружиной. Так Р. Г. Скрынников предполагает, что это были норманны, привлеченные слухами о богатой и беззащитной стране .Возражения М. И. Артамонова, согласно которым для второй половины X в. "ар-рус" — только выходцы из Киевской Руси, опровергаются свидетельством Лиутпранда, епископа Клермонского, старшего современника Святослава, прямо отождествлявшего русов и норманнов: "Habet quippe abb aquilone Hungaros, Pirenacos, Chararos, Rusios, quos alio nos nomine Nordmannos apellamu[6].   А.С. Королёв предполагает, что представителями другого древнерусского княжества, зависимого от Киева.

А исследования историка Фроянова И.Г., показывают, что они имели место быть и даже такой сторонник раннефеодальной монархии(при том доведённой до абсолюта) как Рыбакова Б.А.  указывал на наличие княжеского стола в Чернигове, основываясь на археологическом материале[7]

Сейчас, когда можно сделать историческую реконструкции похода средневековых  есть  большая вероятность, что  данный вопрос будет  скоро окончательно решён  и как автору кажется отнюдь не в пользу разгрома Итиля Святославом.

Даже у самих неоязычников фигурирует то 964, то 965 год  "Великой победы".

Вердикт: на данный момент не известен точный маршрут, год и даже есть сомнения в количестве походов Святослава.

Великая победа?

Конечно неоязычники  серьёзно заноют (а что им ещё делать - нет бы реконструировать поход их любимого князя в духе Тура Хейрдала хотя бы), как же так опять какие-то «жидоучёные», "прислужники попов" пытаются украсть великую победу русского народа.

По поводу последнего, надо сказать, что и некоторым православные публицисты (например Митрополит Иоанн (Снычев)) так же говорят о "великой победе", правда без придуманных дат. [8]

Хотя собственно, если даже принять  версию о разгроме 965 году (или двух походов), то все равно возникает вопрос - а насколько это победа великая, на сайте midgard-info.ru, где ещё говорится о Светославе, а никак не о Святославе (наверно от имя Света) её сравнивают с победой в Великой Отечественной Войне 1945 года.

Но читатель мог прочитать выше авторитетное мнение исследователя Скрыникова Р.Г.  о богатой и беззащитной стране, а нацистскую Германию сложно назвать такими словами. Хотя, думаю, современным фанатикам может что угодно казаться.

Хазарский всадник

Данное отношение было вызвано  различными  тенденциозными работами. К примеру, как описано в весьма хорошей статье Новосельцова А.П.,":в ранних трудах Рыбакова наметилось стремление внедрить в историографию ряд положений и трактовок, не опирающихся на источники, надуманных, конъюнктурных Пример – его статьи начала 50-х годов о Хазарии. Их появление было связано с происходившей тогда "борьбой с космополитизмом".[9] Статьи эти были совершенно справедливо охарактеризованы М. И. Артамоновым как «извращающие подлинную историю хазар». В дальнейшем Рыбаков хазарской историей специально не занимался."

Отметим следующее: в народной памяти не сохранилось не песен, не ещё каких-то либо памятников фольклора, да спустя двести лет Даниил Заточник   вспоминал как подвиг поход Святослава на Константинополь [10]. А вот про "Великую победу" молчит.

Да и даже обратится к современникам - в норвежских сагах, где можно встретить и Игоря, и князя Владимира, о Святославе и его «великой победе» ничего нет!!!

Великий апологет культа Святослава Лев Рудольфович Прозоров пытается нам доказать обратное, ссылаясь на стих [11] (который почему-то назван былиной) о Фёдоре Тироне (у Льва Рудольфовича Тырянина).

Лев Прозоров, обратите внимание

на сходство с хазарским всадником

Однако - в стихе ясно говорится о православных христианах, да и сам герой- святой, действие же происходит в Константинове, против иудейского царя [12]. Да и ничего удивительного - евреи воспринимались как народ-богоубийца, не принявший Христа, поэтому отношение к ним было не лучше (а то и хуже), чем к тем же язычникам: в одной из   редакций "Беседы трёх Святителей" упоминается Хорс-жидовин [13], да и этноконфессиональные стереотипы, как показывает этнографический материал (ведь былины из народа же), уравнивают  у славян-христиан "жида" и "язычника" как чужих и  явно не дружелюбных [14].

Собственно, понятно, что Лев Рудольфович просто фантазирует, ибо говорит " о ветрах с восточной стороны", вспоминая "Ой, то не вечер". Но и здесь опять мимо -  песня казачья, да и называлась она так же "Сон Степана Разина"[15]. А с востока были и татары, и половцы, и печенеги и... Китайцы тоже оттуда, может и динозавры?!


Конечно есть ещё и жидовин-богатырь, есть какие-то версии, что вполне возможно и хазары. Но...Почитав любое вменяемое исследование (основанное на исторических источниках) Хазарского каганата, хотя бы труды Артамонова, Новосельцева, Плетнёвой и так далее, становится понятно - могущество этого государства шло вниз. Каганат постоянно враждовал с различными кочевниками, то и дела лавируя между нашими предками, Византией и исламскими странами.. Князь Владимир окончательно наложил дань на хазар, которые уже отказались от иудаизма и приняли ислам


Вердикт:  сравнение с Великой Отечественной войной - не более, чем пропаганда. Победа над Хазарским каганатом - закономерный итог его ослабления и усиления соседей


Ужасный иудейский каганат

Для любителей «жидомассонской конспирологии» Хазария рисуется прямо исчадием ада, империй зла. И всё из-за каких-то иудеев.

Куда же без них

Думается, если бы верхушка хазар исповедовала какой-нибудь язычество, то про них бы и слово не сказали. Авары, как нам пишет летописец, запрягали славянских жён в телеги вместо волов, но куда им до ужасного каганата..


Что же на самом деле? Хазарский каганат был, то что называется сейчас  мультикультурным государством с высокой религиозной терпимостью (правда вынужденной).  Говоря же об иудаизме, то читаем:

"В современной литературе есть определенная тенденция преувеличивать роль иудаизма в Хазарии и даже на Руси . Между тем источники для Х в. дают совершенно ясный ответ. Как мы уже видели, в Хазарии жили евреи (этнические) и часть хазар, принявших иудаизм. И те, и другие, тем не менее, источниками, пусть не совсем четко, но различаются. Одновременно известно, что сами хазары исповедовали и ислам, и христианство, и иудаизм, и языческие культы, причем показательно, что при перечислении этих религий иудаизм стоит на последнем месте . Ал-Истахри и Ибн Хаукаль даже прямо указывают, что последователей иудейской веры меньше всего... Таким образом, о широком распространении иудейской религии среди населения Хазарии даже в Х в. говорить не приходится. Основная его масса исповедовала ислам, христианство или различные языческие культы." [стр,153; 5]

Что-то похожее нам говорит и археология [16].


Но, как обычно, нам рисуют зловещий образ страшного врага, "Чудо-юдо" и так далее. Так наш знакомый Лев Прозоров  в своей книжонке [11] приписывает хазарам резню венгров..Хотя на деле мадьяры были союзниками (часть из них даже кочевала вместе с ними), а кровавую резню учинили печенеги (кстати Рудольфович о них позитивно говорит) с болгарами! [стр.346-347; 4]

А славянскими рабами (равно как и другими пленниками) торговали все кочевники: и те же венгры, и печенеги, и хазары и...


Вердикт: не так страшен Хазарский каганат, как его малюют неоязычники и сторонники заговора иудеев


Итог

Как мы видим,  «Великая победа над Хазарией» построена на вопиющих мистификациях и сомнительных представлениях, устаревших гипотезах и банальном антисемитизме, доведённом до крайности белой горячки.

Конечно это не умаляет нисколько ратных подвигов наших предков.


А вот занижают их как раз эти самые неоязычники, для которых период с 988 года прямо пуст, окромя победы в ВОВ разве что, и то не все и для пропаганды - ведь народ у нас помнит!

Более того, из-за своих нелепых представлений родноверы  превращают историю в фарс:  получается славяне всё время прогибались под кого-то, то хазары, то коммунисты, а уж после Крещения так вообще можно молчать о победах. И только лишь появится вождь, влезет на броневичок, ой, вскочит на коня, да скажет: "Да здгаствует миговая геволюция, товагищи", ой, опять оговорился,  "Иду на Вы", - и всё изменится к лучшему... Если опять не случится нового "заговора".

Источники:

1. Вот к примеру сайтик, там ещё пишут о Светославе(а не Свято)http://midgard-info.ru/heritage/3-iyulya-964-goda-velikaya-pobeda-nad-xazarskim-kaganatom.html дата обращения 01 июля 2015 года

3.Сведения Ибн Хаукаля о походе Руси времен Святослава // Древнейшие государства на территории СССР. Материалы и исследования. 1975 г. М. Наука. 1976; http://www.vostlit.info/Texts/rus9/Haukal/frametext4.htm дата обращения 01 июля 2015 года

4.М.И. Артамонов «История хазар»// Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1962. 523 с.

Под редакцией и с примечаниями Л.Н. Гумилёва

5. Новосельцев А. П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа, – М.: Наука, 1990

6.  С. А. Чарный ВОСТОЧНЫЙ ПОХОД СВЯТОСЛАВА КИЕВСКОГО // "Древности Кубани, г. Краснодар,. — 2000 г.. — № вып. 16.. — С. [26] — конец страницы. http://annals.xlegio.ru/rus/svt_east.htm дата обращения 01 июля 2015 года

7. А.С. Королёв. Святослав. — (Жизнь замечательных людей). — М.: Молодая гвардия, 2011. — С. 168-174. — 384 с.

8. Статья на сайте http://www.hrono.ru/biograf/bio_s/svjatoslav_ig.php митрополита Иоанна;дата обращения 01 июля 2015 года

9. Новосельцев А. П. «Мир истории» или миф истории? // Вопросы истории. — 1993. — № 1. — С. 23—32.

10.Моления Даниила Заточника http://www.litmir.me/bd/?b=52123

11.Глава 3."Святослав Хоробре: Иду на вы!" (М.: Белые альвы, 2006)

12. Духовный стих "Федор Тирин"http://www.rusland.spb.ru/sl_2_2.htm, записан Кириевским П.В., опубликован впервые П.А.Бессонова ("Калики перехожие", М., 1861 - 1864)

13. Цит. по: Мансикка В.Й. Религия восточных славян. М.: ИМЛИ им. А.М. Горького РАН, 2005. С. 164.

14. Белова О.В.Этноконфессиональные стереотипы в славянских народных представлениях // Славяноведение. 1997. № 2. http://kapija.narod.ru/Ethnoslavistics/bel_ettnokonf.htm

15. Отсылаю к википедии https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B9,_%D1%82%D0%BE_%D0%BD%D0%B5_%D0%B2%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%80 дата обращения 01 июля 2015 года

16.Флёров В. С., Флёрова В. Е. Иудаизм в степной и лесостепной Хазарии: проблема идентификации археологических источников // Хазары. Материалы Первого и Второго международных коллоквиумов / Ред. В. Петрухин, В. Москович и др. М., 2005. С. 185–206

Tags: Апологетика, Православие, Секты и деструктивные культы
Subscribe

promo mikhael_mark december 26, 2019 12:52 8
Buy for 10 tokens
Как известно, одним из главных аргументов тех, кто категорически выступает против передачи храмовых зданий верующим, является ограниченность финансовых ресурсов у Церкви и отсутствие понимания "всей всемирно культурной ценности этих старинных памятников". В итоге, делается вывод,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments