Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Categories:

Что общего между Антоном Керсновским и Андреем Кураевым?

«Величайший варвар XIX столетия – Клаузевиц[1] – выдвинул теорию интегральной войны – на уничтожение. Теория Клаузевица была претворена в жизнь виднейшим из его учеников – Лениным, почему и всё это учение мы будем называть «клаузевицко-ленинским». Оно сводится к истреблению, уничтожению противника: не только к разгрому его вооружённой силы, но и полному порабощению и уничтожению его как нации – для Клаузевица и его последователей, как класса – для Ленина.

Антон Керсновский


Эта человеконенавистническая теория проводилась немцами – правда, довольно опасливо – в Мировою войну[2] (зверства в занятых областях, режим заложников и террора, удушливые газы, неограниченная подводная война, использование внутреннего врага для разложения неприятельской страны) и в гораздо более широком масштабе большевиками.

Лжеучение Клаузевица, как и вытекающий из него ленинизм, мы должны целиком отвергнуть. Эти лжеучения не соответствуют ни христианской морали, ни российской исторической традиции, ни русской воинской этике – ни просто здравому смыслу.

Войну ведут не для того, чтобы убивать, а для того, чтобы побеждать (выделено в тексте – Mikhael_Mark). Немедленной целью войны является победа, конечной – мир, восстановление гармонии, являющейся естественным состоянием человеческого общества.

Всё остальное – уже излишества, а излишества пагубны. Диктуя мир побеждённому врагу, следует руководствоваться строгой умеренностью, не доводить его до отчаяния излишними требованиями, которые лишь порождают ненависть – а стало быть, рано или поздно, новые войны. Заставить врага уважать себя, а для этого не вдаваться в шовинизм, уважать национальное – и просто человеческое – достоинство побеждённого.

Нет более высокой цели для политики, как «на земли мир, в человецех благоволение». И с этим идеалом, к которому должна эта политика стремиться, несовместимы закованные в цепи народы-илоты по Клаузевицу».

(Керсновский А. Философия войны. – М.: Изд-во Московской Патриархии, 2010.)

 Согласитесь, приведённые выше слова очень созвучны размышлениям протодиакона Андрея Кураева из статьи «Христианин на войне»:

Дьякон Кураев


«С христианской точки зрения справедливой может быть только защитительная война. Нападение, агрессия не могут быть оправданы. Формула справедливой войны известна издревле – «за алтари и очаги», то есть за душу (алтарь здесь синоним святыни и родной культуры) и за семью. Напротив, нельзя силой оружия навязывать свою веру. Русская поговорка гласит: «Невольник – не богомольник». Христос никого не заставлял слушать Его слова. Он много раз говорил Своим ученикам, что их будут преследовать из-за веры в Него, но он никогда не говорил им: «вы должны преследовать других во имя Мое». Если же надо было защитить свою Родину, семью и веру – православный человек берется за оружие. Но при этом не становится машиной для убийства. Даже на войне надо остаться человеком.  Нельзя добивать раненых. Нельзя трогать безоружных. Нельзя грабить местных жителей. Если враг сдается или если война закончена – надо к недавнему недругу отнестись уже как к простому человеку. Законы милосердия и справедливости должны прийти на смену законам войны… Православные воины умели воевать и умели достойно возвращаться  с войны».

Два разных века, два разных повода (статья о. Андрея была черновым наброском к учебнику «Основы православной культуры») – одни мысли и одна вера. А если кто пожелал бы спорить – пусть предварительно ознакомится с житием святого праведного воина Феодора (Ушакова) и с историей его знаменитого Средиземноморского похода. А также задумается, почему Церковь, канонизировав Ушакова, до сих пор не прославила в лике святых его не менее знаменитого современника – А.В. Суворова.

И в довершение – из истории недавней, Великой Отечественной войны, тем более, что народная память об этой войне сегодня подвергается систематическому осквернению и поруганию. Вот приказ Верховного Главнокомандующего (того самого, кровавого тирана Сталина) от 19 января 1945 года:

«Офицеры и красноармейцы! Мы идём в страну противника… Оставшееся население на завоёванных областях, независимо от того, немец ли, чех ли, поляк ли, не должно подвергаться насилию. Виновные будут наказаны по законам военного времени. На завоеванной территории не позволяются половые связи с женским полом. За насилие и изнасилования виновные будут расстреляны».

Директива Ставки от 20 апреля 1945 года:

«Ставка Верховного Главнокомандования приказывает:

  1. Потребуйте изменить отношение к немцам, как к военнопленным, так и к гражданским. Обращаться с немцами лучше. Жестокое отношение с немцами вызывает у них боязнь и заставляет их упорно сопротивляться, не сдаваясь в плен. Гражданское население, опасаясь мести, организуется в банды. Такое положение нам невыгодно. Более гуманное отношение к немцам облегчит нам ведение боевых действий на их территории и, несомненно, снизит упорство немцев в обороне.
  2. В районах Германии к западу от линии устье реки Одер, Фюрстенберг, далее река Нейсе (западнее), создавать немецкие администрации, а в городах ставить бургомистров – немцев. Рядовых членов национал-социалистической партии, если они лояльно относятся к Красной Армии, не трогать, а задерживать только лидеров, если они не успели удрать.
  3. Улучшение отношения к немцам не должно приводить к снижению бдительности и панибратству с немцами.

Ставка Верховного Главнокомандования

СТАЛИН

АНТОНОВ»

(оба документа цитируются по книге: Мединский В.Р. Война. Мифы об СССР 1939 – 1945. – М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп, 2011.)

Как видим, оба документа явно свидетельствуют, что душераздирающие истории о миллионах изнасилованных немок – не более, чем пропагандистский миф[3]. Советское командование, хоть и не руководствовалось более принципами Святого Православия, сохранило российские воинские традиции, о которых писал Керсновский[4]. Русская (хоть и обозванная «красной») армия действительно пришла в Европу как освободительница. И действительно несла с собой мир.



[1] Вообще-то – герой Бородинского сражения. Но Керсновский писал свою книгу в преддверии Второй Мировой войны. И, предвидя новое военное столкновение русских с немцами, считал своим моральным долгом ниспровергать германские военные авторитеты, противопоставляя им наши – Петра Великого, Суворова, Кутузова и Румянцева-Задунайского.

[2] Имеется в виду Первая Мировая война 1914 – 1918 гг. Во Вторую Мировую войну немцы действовали не в пример циничнее.

[3] Историкам точно известно число советских солдат и офицеров, наказанных за насилия над мирными жителями – 4148 человек. И это – включая все преступления (грабежи, мародёрства, изнасилования, убийства и проч.). Никаких организованных насилий «сталинская армия» не чинила: ей это было строжайше запрещено.

[4] И снова встаёт передо мной неразрешимый вопрос: читал ли Сталин Керсновского? Или независимо от него пришёл к тем же выводам?

Tags: Великая Отечественная война, Восток - Запад, История Отечества, Керсновский, Кураев, Сталин
Subscribe

promo mikhael_mark october 6, 2022 14:35 2
Buy for 10 tokens
Обращаюсь прежде всего к мужской части своей аудитории. А также к тем женщинам, у которых есть подросшие сыновья, больше не играющие в игрушки. У вас есть шанс оказать помощь жителю ДНР, пострадавшему от украинской агрессии, причём вам это ни копейки не будет стоить. Вернее, обойдётся только в…
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments