Categories:

Красные. Но такие разные

Люблю, когда противники по Гражданской войне 1918 - 1922 годов свидетельствуют друг о друге. Ещё больше люблю, когда эти русские люди, оказавшиеся разделёнными непреодолимыми политическими противоречиями, всё же отдают друг другу должное. Сегодня хочу предоставить слово Василию Осиповичу Вырыпаеву - белогвардейцу-каппелевцу, одному из самых популярных белых мемуаристов.






В.О. Вырыпаев в старости



И вот что он в своих воспоминаниях [1] пишет.

"В начале 1918 года в Самаре было самое неопределенное положение. Благодаря умеренности председателя революционного трибунала (Куйбышева) большевики держали себя довольно скромно, если не считать некоторых реквизиций и того, что наиболее видные представители самарской буржуазии за невнесение возложенной на них денежной контрибуции попали в тюрьму. Правда, посидели они недолго, неделю с небольшим, потом, поторговавшись до сходной суммы, уплатили ее и были выпушены до следующего заключения и следующей контрибуции.



Валериан Куйбышев


Этот факт взыскания контрибуции был, конечно, неприятен, но затрагивал лишь незначительный круг населения. Однако на митингах ультралевыми ораторами произносились уже довольно смелые выкрики о всемирной революции, о пожертвовании всей страной ради 3-го Интернационала, о классовой борьбе и т. п.

А одна наиболее ретивая большевичка, товарищ Коган, настойчиво рекомендовала сейчас же начать классовую войну. Для этого она предлагала сорганизовать небольшие, хорошо вооруженные отряды по 12 15 красногвардейцев. Эти отряды, наметив себе буржуазные дома, должны были делать ночные налеты и истреблять всех живущих в этих домах, включительно до грудных младенцев. По ее глубокому убеждению, ребенка буржуазных родителей перевоспитать невозможно: все равно, рано или поздно, а буржуазная кровь скажется.



Типичный большевистский митинг  времён Гражданской войны - один из тех,
какие описывает Вырыпаев.




Весьма красноречивый лозунг у революционных матросов.


Председатель революционного трибунала товарищ Куйбышев, тот самый, чьим именем теперь город Самара называется, возразил ей:

— Хорошо, сегодня в ночь мы истребим таким образом жителей в 10—15 домах, а завтра тысячи таких домов восстанут против нас...

От подобных угрожающих выкриков, как Коган, а также от доносившихся отовсюду слухов о большевистских бесчинствах и произволе большинство жителей в Самаре как-то притихли и попрятались по своим норам. Многие избегали посещать такие митинги" (конец цитаты).

По этим воспоминаниям непосредственного свидетеля и активного участника событий хорошо видно, кто разжигал Гражданскую войну. Хорошо видно также, что и среди большевиков были адекватные люди, понимавшие, что экстремистские лозунги только вредят новой власти. Но к этим людям соратники по партии не прислушались. Потребовались 4 года кровопролитной Гражданской войны, четыре года самого жуткого террора против населения, 4 года сплошных антибольшевистских восстаний по всей стране, чтобы победившая партия осознала правоту если не Вырыпаева и Каппеля, то хотя бы Куйбышева.

Или всё гораздо проще? Куйбышев - бывший кадет Омского кадетского корпуса - просто пытался, используя своё положение в партии большевиков, защитить от экстремистов своих прежних друзей, которым, как свидетельствует его встреча с Борисом Анненковым [2], он отнюдь не перестал симпатизировать? Ответа лично у меня нет.

___________________________________________
Примечания.

[1] Вырыпаев В.О. Каппелевцы // 1918 год на Востоке России. - М.: Центрполиграф, 2003. - с. 44 - 45.
[2] См.: http://mikhael-mark.livejournal.com/174075.html




promo mikhael_mark october 6, 2022 14:35 2
Buy for 10 tokens
Обращаюсь прежде всего к мужской части своей аудитории. А также к тем женщинам, у которых есть подросшие сыновья, больше не играющие в игрушки. У вас есть шанс оказать помощь жителю ДНР, пострадавшему от украинской агрессии, причём вам это ни копейки не будет стоить. Вернее, обойдётся только в…