Семибашенный замок - турецкий аналог нашей Петропавловской крепости
Непростую задачу по воспитанию своих беспокойных соседей взяла на себя окрепшая Российская империя. Пожалуй, ни с одной другой державой Россия не воевала столь часто, как с Турцией. Тому были причины. Иногда войны начинали турки - науськиваемые против России её западными врагами или одержимые жаждой реванша. Иногда России приходилось вступаться за покорённые османами православные народы, которые в Турции регулярно подвергались геноциду. Но кончались эти войны всегда одинаково: катастрофическим разгромом турецких вооружённых сил и очередным миром на условиях, продиктованных Россией. Воленс-ноленс, Турции пришлось учиться у своих победителей.
А уроки порой преподавались весьма болезненные - в самом буквальном смысле. Так, например, в 1829 году, когда первая николаевская русско-турецкая война подходила к своему закономерному финалу, дунайские крепости одна за другой пали, и победоносные войска Дибича двигались на Стамбул, в Турцию для мирных переговоров был отправлен граф Алексей Фёдорович Орлов. Фигура более чем колоритная. Родной племянник чесменского победителя, Алексей Орлов и сам был заслуженным ветераном, участником Аустерлицкого и Бородинского сражений. 14 декабря 1825 года, когда в Петербурге разразилось восстание декабристов, Орлов был одним из руководителей его подавления, лично водил в атаку на мятежное каре Лейб-Гвардии Конный полк.
Граф Алексей Фёдорович Орлов
Конная гвардия атакует декабристов. 14 декабря 1825 года
Орлов, прибыв в Стамбул, должен был быть представлен великому визирю (премьер-министру Турции). Переводчик предупредил его, что визирь никогда не встаёт перед иностранными дипломатами. Орлов посчитал это неуважением к статусу России.
- Ах так?! - воскликнул он. - Спорим, что ради меня он встанет!
Когда Орлова - богатыря более, чем двухметрового роста - ввели в кабинет визиря, он увидел перед собой тщедушного старого турка и с самым дружелюбным лицом направился к нему. Подойдя к визирю вплотную, Орлов протянул ему руку в приветственном жесте. Турок охотно ответил на рукопожатие. Орлов стиснул его ладонь с такой силой, что визирь от боли подскочил на месте, а граф, не выпуская из пальцев его ладони, стал водить его по кабинету и завел разговор. И в этом хождении прошла вся аудиенция. Итогом такого неожиданного поступка генерала-дипломата стала не только уступчивость Турции на переговорах, но и принятие ею европейского дипломатического протокола, от чего Турция старательно уклонялась до недавнего времени. Во избежание новых подобных эксцессов.
А в заключение - немного картинок о той русско-турецкой войне, подарившей нам немало славных страниц и несколько любимых всеми россиянами курортных городов. К слову, причиной войны стал развязанный турками геноцид против православного населения оккупированной Греции. Турки сейчас любят нас попрекать "незаконной оккупацией" Крыма в XVIII столетии, хотя власть над Крымским ханством была потеряна Турцией в результате бездарно проигранной войны, само же ханство присоединилось к России вполне добровольно (за что, к слову, турки предательски убили последнего крымского хана Шагин-Гирея). Но это - XVIII век. Устроенная же турками резня мирных греков на религиозной почве - это дела существенно более поздних времён.
В первой половине XIX столетия в Западной Европе ещё не перевелись рыцари, понимавшие разницу между добром и злом, не называвшие мирное население "российскими войсками", а геноцид - "антитеррористической операцией". Поэтому ту войну Россия вела в союзе с Англией и Францией. Впрочем, основная боевая нагрузка всё равно легла на плечи рядового пехотного Вани.
Прологом к войне послужило Наваринское морское сражение.
Целью сражения, которое дал русский флот, было помешать туркам осуществлять
карательные вылазки против мирного греческого населения.
Итогом стало уничтожение турецкого флота.
Граф Иван Иванович Дибич-Забалканский
Русская армия на позициях
Ахалцихское сражение
Переход Дибича через Балканы
Подвиг брига Меркурий.
Journal information