
Франц Рубо. Кавказская разведка.
151 год назад, 21 мая 1864 года, верховный наместник Кавказа великий князь Михаил Николаевич официально объявил об окончании Кавказской войны. Годовщина, хоть и совсем некруглая, но знаменательная, поскольку эта война была самой долгой в истории России, а ее отголоски слышны до сих пор.
Датой начала войны почему-то принято считать 1817 год, хотя на самом деле она вспыхнула гораздо раньше. Еще в 1763 году, после основания крепости Моздок, начались постоянные вооруженные стычки казаков и солдат с местными черкесами, а в 1785 году чеченский шейх Мансур объявил России газават. В том же году у аула Алды попал в окружение и был почти полностью истреблен Астраханский пехотный полк численностью в 2000 человек, посланный на поимку Мансура. В 1786 году русским пришлось отступить из Владикавказа.
После этого война, то затухая, то обостряясь, продолжалась еще 78 лет, хотя исход ее был предрешен изначальным соотношением сил и ресурсов. Думаю, нет смысла рассуждать о том, нужно ли было России это изнурительное противостояние и покорение враждебных народов с иной религией и менталитетом. Как бы там ни было, а сейчас Кавказ - наш и он стал неотъемлемой частью России.

Франц Рубо. Казачий разъезд на горной реке.

Франц Рубо. Форсирование русской армией Кавказского хребта.

Рисунок Михаила Лермонтова, которым он проиллюстрировал свое стихотворение "Валерик".

Иван Айвазовский. Десант у Субаши. Субаши - адыгское береговое укрепление возле Сочи, взятое российскими войсками после обстрела с боевых кораблей в 1829 году.

Франц Рубо. Штурм аула Ахульго.

Полидор Бабаев. Атака ополченцев имама Шамиля на укрепление Ахты в Дагестане.

Александр Козлов. Подвиг рядового Архипа Осипова. При захвате черкесами укрепления Михайловское 22 марта 1840 года Осипов взорвал пороховой погреб вместе с нападавшими.

Франц Рубо. Штурм аула Гимри.

Франц Рубо. Штурм аула Салта.

Петр Грузинский. Бегство горцев от российских войск.
А теперь добавлю немного от себя.
Подумалось мне вот о чём. Присоединять Кавказ, разумеется, было для России жизненно необходимо, несмотря на всю его культурную инородность для России. Хотя, почему инородность? На Кавказе жили не только горцы-мусульмане, но и православные осетины, которые при каждом удобном случае становились объектом притеснений со стороны иноверных соседей. Защита Православия во всём мире рассматривалась Российской империей как первоочередная геополитическая задача, решить которую можно было только путём присоединения Кавказа.
Кроме того, Грузия в конце XVIII столетия добровольно присоединилась к России - постоянные набеги воинственных соседей, Турции и Персии, неизбежно заканчивыавшиеся массовой резнёй, порядком надоели и её народу, и её правителям. Обеспечить же эффективное управление Грузией, имея между ней и основной частью России независимый, более того - подконтрольный враждебным государствам анклав, было нереально. Оставалось выбирать: или отвергнуть ходатайство Грузии и надолго подорвать авторитет России как потенциального союзника, или втянуться-таки в войну за Кавказ. Россия, как того и требовал её статус великой державы, логично предпочла второй вариант.
Наконец, не будем забывать, что горские народы Кавказа, в силу их малочисленности, к самостоятельному государственному строительству в тот момент были просто не готовы (да и сейчас не готовы по той же самой причине). Если бы Кавказ не взяли мы - его бы взяли турки либо англичане. А потом при первом удобном случае использовали бы как плацдарм для нападения на Россию (я уж не говорю о богатейших ресурсах Кавказа, недаром туда столь усиленно рвался Гитлер в 1942 году). Так что альтернативы присоединению Кавказа, с какой стороны ни посмотри, у России не было.
И слава Богу, что Кавказ присоединила именно она, а не её геополитические конкуренты. Потому что как обращались с покорёнными народами англичане и турки, слишком хорошо известно.
Journal information