О последнем случае сайт "Хронос" повествует так: "После неудачного штурма Царицына в первых числах июня 1919 г. Кавказской армией генерала Врангеля, во время которого Сводно-Горская дивизия понесла большие потери в командном составе, генерал Врангель назначил его командующим этой дивизией. 23 августа 1919 г. полковник Шинкаренко, будучи командующим Сводно-Горской дивизией, по своей инициативе атаковал уже вступающую в Царицын 28-ю дивизию и нанес ей тяжелые потери. 29 августа 1919 г. в бою с бригадой 4-й дивизии Городовикова [1] Сводно-Горская дивизия полковника Шинкаренко совместно с 4-й Кубанской дивизией разгромила Орловскую группу 10-й Красной армии и отбросила ее за Дубовку, таким образом ликвидировав нависшую над Царицыном угрозу" [2]. Кстати, полковником Шинкаренко стал тоже по представлению Врангеля.
Деникин и Врангель в освобождённом Царицыне
Весной 1920 года белые войска вынуждены были с боями отступить до Новороссийска, откуда эвакуироваться в Крым. В Крыму Деникин сдал командование генералу Врангелю - его моральные силы были подорваны не столько военными поражениями, сколько бесконечными интригами и всеобщим глухим неодобрением. Врангель реорганизовал Вооружённые силы Юга России, переименовав их в Русскую Армию. В этой армии Шинкаренко получил чин генерал-майора и возглавил отдельную конную бригаду. Отличился в сражении у Серогоз 12 - 17 августа 1920 года, после чего получил под команду Туземную горскую дивизию. В ноябре 1920 года вместе с армией Врангеля Шинкаренко эвакуируется из Крыма. Начинается эмиграция.
За рубежом генерал решил заняться литературной деятельностью. Он пишет под псевдонимом Николай Белогорский, сотрудничая, в частности, с таким известным белоэмигрантским изданием, как журнал "Часовой". Продолжается это до лета 1936 года, когда в Испании вспыхивает военный мятеж во главе с генералом Франко. Шинкаренко едет в Испанию в качестве военного корреспондента, но, едва оказавшись в расположении войск Франко, он снимает с себя корреспондентские полномочия и записывается рядовым добровольцем в "Рекете".
СПРАВКА. "Рекете" - молодежная военизированная организация традиционалистского и монархического толка. Незадолго до франкистского выступления полковник Х.Э. Варела реорганизовал и обучил 15-титысячный корпус "Рекете". Наваррские бригады «Рекете» в 1936—1939 гг были самыми боеспособными частями войск франкистов [3].
Н.В. Шинкаренко в испанской форме
Шинкаренко отличился в боях на Северном фронте Гражданской войны в Испании, был ранен 3 апреля 1937 г. при штурме «Пенья де Амбота» и произведен в лейтенанты испанской армии. В дальнейшем участвовал в наступлении на Арагонском фронте.
Когда война закончилась, Шинкаренко по приглашению Франко принял испанское подданство. Благодарный Каудильо даже предоставил ему от имени своего правительства пенсию. Бывший белый генерал поселился в Сан-Себастьяне, где продолжил свою литературную деятельность.
Последняя, впрочем, и не прерывалась. При любой возможности Шинкаренко слал в редакцию "Часового" свои статьи об Испанской войне, в частности, "Чудо Альказара" и "Кинто".
От участия в начавшейся Великой Отечественной войне Шинкаренко, в отличие от многих своих соратников по "Рекете", уклонился. Конечно, более достойным представляется путь эмигрантов, примкнувших к антифашистскому Сопротивлению. Но не будем забывать о том, что в России продолжал господствовать большевистский режим, с которым сравнительно недавно белые эмигранты вели беспощадную войну. Этот режим расценивался ими (и не безосновательно) как явление, глубоко враждебное России и её традициям. В этих условиях просто не лечь под Гитлера, просто не пойти вместе с иноземными захватчиками в "Крестовый поход" против большевизма, уже было поступком. Тем более, что со всех сторон раздавались весьма авторитетные голоса - от генерала Туркула до писателя Мережковского, звавшие именно к этому - к "самоотверденному" служению "боголюбивому вождю германской нации" во имя "освобождения России от большевизма". Шинкаренко на эти уговоры не поддался [4]. Вероятно, в условиях, когда его собственный народ пнул его сапожищем от всей души, он решил связать свою судьбу со своей новой родиной - страной, которая его приютила. И не воевать против своих, которые у него, в силу трагических обстоятельств, оказались по обе стороны фронта. Что ж, это - тоже позиция.
Примечания.
[1] Имеется в виду Ока Городовиков - известный красный военачальник, сподвижник С.М. Будённого.
[2] http://www.hrono.ru/biograf/bio_sh/shinkaren.php
[3] "Википедия"
[4] И не забудем ещё, что Испания находилась в союзе с Гитлером, хоть формально и сохраняла нейтралитет.
Journal information