***
Размеренный стук колёс. Вагон вздрагивает. Тихо. Все спят. Закрыв глаза и прислонившись к стене вагона, сидит девушка. Как хорошо! Можно немножко отдохнуть, подумать о доме, о маме, подругах. Как же это всё было давно! Каким хорошим, глубоким и белым был снег последней предвоенной зимы 1940-1941 тогда в Ярославле. Таким же белым был и халат выпускницы медицинского училища Веры Блохиной. Высокая, стройная, сильная девушка из города Рыбинска всегда хотела быть медсестрой и помогать людям. Сколько было планов и задумок на мирное время! Госпиталь, где работала Вера, стоял на берегу Волги.
Жили они в большой комнате в полуподвале – родители Веры, она сама, ее старшая сестра Галя и младшие братья Вильям, Виктор и годовалый Владик, родившийся в 1940 году. И тут внезапно - война. Вера сразу пошла в военкомат проситься на фронт, потому что боялась, что фашистов победят очень быстро. Ее папе, мастеру завода в Ярославле, кто-то из соседей сказал, что она идет в военкомат и он побежал ее останавливать, ведь его дочери только в августе 1941 года должно было исполниться 18 лет, но понял, что уже не успеет остановить. Поздно узнал. Тогда он заплакал и бросился домой шить из мешка вещмешок с лямкой, чтобы дать его дочери. Папа был опытный и знал, что без вещмешка воевать неудобно. Когда дошил мешок, то побежал к Вере. А Веру уже призвали на фронт, потому что она была медсестра. Нужная в армии специальность. Папа догнал Веру и дал ей мешок и какие-то вещи. Вера запомнила, как папа бежал за ними и плакал. Больше в Ярославль Вера никогда не вернулась. Веру направили в войсковую санитарную часть - летучку. Летучка - это поезд, который курсирует между тыловыми госпиталями и госпиталями переднего края, доставляя раненых в тыл.
Вера Емец - ветеран Великой Отечественной войны
«Сестра! Сестра! Дай воды!» - будит Веру голос.
Вера просыпается, дает раненому напиться, проверяет бинты. Подходит к соседним нарам, оттуда тоже позвали. И снова зовут и снова. Под утро один из раненых умирает, и медсестры накрывают его, чтобы передать тело на станции похоронной команде. Иногда это приходится делать прямо из едущего поезда. Вагонов восемнадцать, а медсестер всего семь. Тому надо подать, тому перестелить, тому сделать укол. И если Вера в окно вагона видит, что машут белым флагом, значит нужно срочно спешить туда. Вера ждет, пока поезд приостановится и спрыгивает на ходу, а в нужном вагоне ей протягивают руки санитары и ходячие раненые, подхватывая сестричку на ходу. Когда поезд немножко приостанавливается, она спрыгивает на ходу, а в нужном вагоне ей протягивают руки санитары. И так месяц от месяца. «Летучка» забирает раненых и отвозит их в тыл. А покой он только снится, все восемнадцать вагонов заполнены ранеными, дать внимания, тепла, и так всю дорогу. Поезда преследуют вражеские самолеты, которые часто бомбят их, не обращая внимания на красные кресты на вагонах.
Погрузка раненых в санитарный эшелон
Иногда при налетах «летучка» продолжает движение. Иногда приходится вынимать из вагона всех раненых и переносить их в укрытие, и все под огнем. А после авианалета обратно в вагоны. Семь медсестер на восемнадцать вагонов, а раненые попадаются и грузные. Правда, легкораненые помогают. Часто Вера спит не больше часа в сутки. Очень устала. Трудно. Иногда ночью, если поезд стоит, медсестрам приходится брать в карман наган и всю ночь дежурить у состава. Могут быть диверсанты, могут быть мародеры.
Морозы зимой лютые. Как-то ночью Вера так сильно отморозила пальцы на руках, что потом всю жизнь у нее «крутило» суставы. Один раз пришлось перевозить раненых из Ленинградского госпиталя. Там немецкая авиация разбомбила и расстреляла из пулеметов линкор «Марат» (бывший «Петропавловск»), обрушивавший на врага залпы своих орудий. Одна из орудийных башен линкора была уничтожена взрывом сдетонировавших боеприпасов. Множество убитых и раненых. Среди раненых старшина Иван Емец, радист «Марата», призванный на Балтийский флот еще в 1939 году из хутора Жеребцы Запорожской области. Пулеметная очередь прошила ему бедра обоих ног, чудом не зацепив кость. Более суток Иван провел в ледяной воде полузатопленного линкора, продолжавшего вести бой и обрушивать на врага снаряды своих мощных орудий. Наконец в бою наступило небольшое затишье и раненых удалось вывезти. Вера Блохина на берегу принимала раненых с катера. Вскоре поезд уже шел в тыл. Непростыми были эти дни для Ивана Емца. Сильная боль от ран, тревога, что ноги не удастся сберечь. Но когда около него садилась молоденькая медсестра, ему становилось легче. «Сестренка! Посиди со мной!»
Иван отдавал Вере свою махорку и спирт из пайка. Сам он не курил и не пил, а медсестры курили махорку, чтобы заглушить сильный запах от загнивающих ран, который был в вагонах. Зачастую в условиях поезда с этими ранами мало что можно было сделать и приходилось прилагать все усилия, чтобы как можно скорее доставить раненых в госпитали. На железнодорожных же станциях были сильнейшие заторы. Однажды около двух десятков железнодорожных составов с солдатами, ранеными, боеприпасами, техникой сгрудились на путях станции Бологое под Ленинградом и были уничтожены налетом вражеской авиации. Вере и другим медсестрам приказали выйти из вагонов и где ползком, где бегом перебираться через полностью уничтоженную станцию на другую сторону. Очень сильно пахло горелым человеческим мясом. Многие вагоны догорали. Раненых и убитых было множество. Вере особенно запомнилась половина полковника в папахе, стоявшая вертикально, точно он был в окопе. Лицо было очень торжественным. Вытекшая из ран кровь превратилась в лед.
Когда они приехали в Ярославль в госпиталь, Вера пришла проведать моряка, который уже поправлялся, он был задумчив. Посмотрел на девушку и все несчастья прошли. Вот бы на ней жениться! Но быть вместе они сейчас не могли, два с половиной года они переписывались. Открытки, почтовые карточки, множество треугольников писем.
И снова в путь, из вагона в вагон. Дать попить, перевязать… а еще тем, кто сам не может писать, или ослеп, или пострадала правая рука, нужно помочь написать письма домой. А когда у нее оставалось время, она писала письмо Ивану и они мечтали, что война закончится и они будут вместе.
Весной 1945 года поезд поставили на ремонт, впервые за долгое время Вера получила отпуск домой и поехала в Уфу к родителям. Дорога была долгая. Весь отпуск на нее ушел. Дома она смогла побыть только полтора дня. В летучку Вера возвращалась через Москву. В эту минуту из репродуктора прозвучал голос диктора Левитана. Он сообщал о капитуляции Германии. Победа! Люди обнимались, целовали друг друга прямо у вагона. Это было счастье. Вера вышла из вагона. Ее все обнимали и целовали. В Москве Вера не могла задерживаться, нужно было занести однополчанину письмо. Пришла в старый московский двор, а тут расставляют столы, несут кто что может, все вместе ужинают, ее никто не отпустил. А потом они пошли на Красную площадь и был грандиозный салют стреляли 30 раз из 1000 орудий в честь ПОБЕДЫ…
Но и тогда война для Веры не была еще закончена. Многие солдаты уже возвращались по домам, а летучка была отправлена через всю Сибирь на войну с Японией. Железная дорога шла по берегу озера Байкал. Внизу были видны обломки множества разбитых вагонов. Японские диверсанты перебегали по крутым склонам и обстреливали поезда, минировали рельсы.
В Маньчжурии те же диверсанты ночами с исключительной ловкостью подкрадывались и вырезали многих солдат и медсестер ножами, и тоже было очень страшно. И вот наконец мир. Обратно Вера ехала через всю Сибирь больше трех недель. Это был декабрь 1945 года. Морозы больше чем минус тридцать. Вагон – теплушка, т.е. обычный грузовой, наспех переделанный для перевозки людей с прибитыми нарами. Место Вере досталось очень неудачное, далеко от печки и доска в стенке вагона была частично выбита. Вера затолкала в нее свой вещевой мешок, но все равно очень дуло. За две недели дороги Вера очень заболела, у нее отнялись ноги.
По счастью, поезд шел через Уфу, где вместе со своим военным заводом были в эвакуации ее родители. Папа Веры был мастером оборонного завода, эвакуированного из Ярославля и оставленного потом в Уфе. Удалось через коменданта станции оповестить его. Он пришел на станцию с санками, на санках забрал из вагона свою дочь и, плача, на санках отвез ее домой.
Вера болела еще несколько недель. Потом начала поправляться. Из Запорожья шли письма от Ивана Емца, который звал ее к себе, а сам приехать в Уфу не мог. Вере непросто было решиться, но она решилась. Попрощалась с родителями, которые остались в Уфе, и поехала в Запорожье. Приехала в Запорожье и поняла, что не знает, куда ей идти. На станции ее никто не встретил, потому что поезд задержался и она не знала, дошло ли вообще письмо. Вера не знала, что ей делать дальше. Заплакала. Хотела уже вернуться в Уфу, но денег на обратную дорогу не было. Она и сюда доехала бесплатно, но ей еще полагался бесплатный проезд. Тогда она решила все-таки искать Ивана. Пошла через хутора. Встретила какого-то человека в военной форме. Он спросил: почему она плачет и кто она. Вера сказала.
Военный засмеялся и сказал: «Я Ивана знаю. Мы тут все родственники. Я тоже туда иду! Там к свадьбе готовятся! Иван твой женится». Не сразу Вера поняла, что к какой именно свадьбе готовятся! Это была ее свадьба! И самый счастливый день в ее жизни!
Маленький Дмитрий Емец с бабушками
Они женились в феврале, а в ноябре у них уже родился сын Александр.
***
СТАРШИНА МЕДИЦИНСКОЙ СЛУЖБЫ ЕМЕЦ ВЕРА МИХАЙЛОВНА
Родилась 19 августа 1923г. в г. Рыбинск Ярославской обл.
В 1940 г. закончила Полуторагодичную школу медсестер в г. Рыбинск.
15.09.1941 призвана в армию.
20.09.1941 приняла военную присягу при эвакогоспитале № 1085.
Служба: эвакогоспиталь № 1085
09.1941-02.1942 старшина медицинской службы эвакогоспиталь № 211 02.1942-06.1942
временный военно-санитарный поезд 06.1942-12.1945
Демобилизовалась 15.12.1945г.
НАГРАДЫ
Медаль ЗА БОЕВЫЕ ЗАСЛУГИ №1528021, ЗА ОБОРОНУ СОВЕТСКОГО ЗАПОЛЯРЬЯ, ЗА ПОБЕДУ НАД ГЕРМАНИЕЙ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945гг, ЗА ПОБЕДУ НАД ЯПОНИЕЙ В ВОВ, ОРДЕН ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ П СТЕПЕНИ № 4486368, значок ОТЛИЧНИК ЗДРАВООХРАНЕНИЯ № 88220, юбилейные медали: ЗА ДОБЛЕСТНЫЙ ТРУД В ОЗНАМЕНОВАНИЕ 100-ЛЕТИЯ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.И.ЛЕНИНА, 20,25,30,40,60 ЛЕТ ПОБЕДЫ В ВОВ, 50, 60, 70 ЛЕТ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ СССР, МЕДАЛЬ ЖУКОВА.
Journal information