Есть такой закон в логике: из лжи следует всё, что угодно. Это означает, что из нескольких ложных посылок вполне можно получить истинное умозаключение. Об этом логическом законе я вспомнил, размышляя о недавней истории с Почаевской лаврой. Вроде бы, посылки, из которых исходили монахи, размещая в интернете явно ложное пророчество о скором «конце света» (ложное хотя бы потому, что антихриста пока ещё нет), трудно назвать истинными и православными. «Жуткие» фотографии с покрасневшей водой – явная работа фотошопа (в чём уже открыто признались и авторы «сенсации»). Пророчества Славика Крешенникова (т.н. «отрока Вячеслава Чебаркульского») носят откровенно оккультный, антихристианский и антицерковный характер – об этом писал уже и ваш покорный слуга, а задолго до него – игумен Игнатий (Душеин), и вообще Церковь осудила культ Славика на самом высоком уровне – см. http://mikhael-mark.livejournal.com/29664.html. Но выводы, к которым подводят нас почаевские монахи, если вдуматься, истинны на все времена и совершенно не зависят от того, верим мы в Славика или нет: «Люди очнитесь!!! Хватит сидеть перед телевизором и зомбироваться. Не смейтесь и не говорите, что всё это ерунда и сказки, времени очень мало осталось, кайтесь, пока ещё есть время! Кайтесь! Идите в храмы исповедуйтесь и причащайтесь пока это ещё возможно!!!» (http://www.pochaev.org.ua/?pid=1570).
По существу – есть нам на это что возразить, или нет? Надо каяться? Надо, и как можно чаще. Надо причащаться? Безусловно, регулярное причастие – это самый важный признак православного христианина. Надо ходить в храмы и ездить по монастырям? Надо, безусловно, как только появляется для этого возможность (а возможность при желании можно найти всегда). К расколу же с Церковной иерархией и к бегству «в келью под елью» монахи нас не призывают. Во всяком случае, Патриарха Кирилла они встретили крайне радушно.
Я ни разу в жизни не был на Украине. Я не знаю, какова духовная обстановка в окрестностях Почаевской лавры. Патриарх Кирилл свидетельствует об огромном количестве верующих и об удивительно тёплом приёме, который он встретил на почаевской земле. Но Патриарх ездил в Лавру с пастырским, а не с миссионерским визитом, ездил целенаправленно, чтобы встретиться именно с верующими. А как относятся к Почаевской лавре неверующие люди? И чем они живут рядом с такой святыней? Не знаю. Быть может, жуткие фотографии и ещё более жуткие пророчества – попытка почаевских монахов помиссионерствовать? Если так – я не могу её однозначно осудить. Им на месте лучше видно свою целевую аудиторию, чем мне из далёкой России.
Почаевские монахи ошиблись в подборе аргументов (которые – увы – оказались нецерковными и могут послужить для верующих людей источником соблазна), но не в выводе (абсолютно церковном по сути). Более того, я вполне представляю себе группу людей, которых только таким образом и можно заманить к Чаше с Причастием. И если уж они не хотят участвовать в таинственной жизни Церкви ради своего спасения или за послушание Христу, пусть участвуют в ней хотя бы страха ради славикова…
Journal information