1-го апреля не хочется говорить ни о чём серьёзном. В то же время, не хочется тупить и дурачиться - как-никак продолжается Великий Пост. Поэтому я пока что решил оставить в покое темы российской истории и текущей политики и обратиться к вещам, для взрослых, может быть, и не особо актуальным, но очень важным для наших детей. К "Гарри Поттеру".
ВКонтакте есть группа с любопытным названием "HP Confessions". Речь, разумеется, не о религиозных конфессиях и даже не о различных фракциях в поттероманском движении (за два года общения с поттероманами в интернете я кое-как научился в этих фракциях разбираться). Эта группа публикует самые разные мнения о Поттериане (за исключением, конечно, огульно-ругательных), а потом в комментариях эти мнения активно обсуждаются. И вот, один из подписчиков задаёт вопрос: "Почему у Вольдеморта изменилась внешность? Почему черты лица стали более змеиными? Это обязательно должна была быть змея?"
Лорд Вольдеморт в мастерском исполнении актёра Ральфа Файнса
Ну что ж, нас спрашивали - мы отвечаем. Тем более, что сама Роулинг в своих романах дважды давала на этот вопрос исчерпывающий ответ - в "Тайной комнате" и в "Принце-полукровке".
Прежде всего, внешность Вольдеморта изменилась не после магического возрождения на кладбище, как кажется некоторым, а ещё до. Создавая горокраксы (крестражи), он уродовал свою душу, и уродство души достигло в конце концов таких пределов, что это отобразилось и на теле. Именно таков ответ Роулинг.
Дерзну предположить, что это - отголосок христианского богословия, которое возвещает, что в День Страшного Суда внешность воскресших людей будет зависеть от их образа жизни до первой смерти: праведники просияют как солнце в Царствии Отца Небесного, те же, кто сроднился с грехом и не пожелал с ним расстаться, возродятся с печатью этого греха во всём их обличьи. Вольдеморт магическим образом (он же маг) поторопил события, воскресил себя раньше всеобщего воскресения мёртвых. И воскреснуть обычным человеком, таким, каким он был в молодости, нарушив тем самым законы богословской науки, он мог бы только в одном случае - если бы Роулинг не имела к миру христианской культуры никакого отношения. Тем более, что змееподобные черты стали проступать в его внешности и до первой его гибели в доме Поттеров.
Молодой лорд Вольдеморт
Сложнее ответить на вторую часть вопроса: почему "тёмный лорд" стал похож на змею? Я рискнул предположить, что это связано с тем, что один из его горокраксов - Нагайна. Он сроднился душой со змеёй - и стал внешне похож на змею. Однако, на это мне возразили (и вполне уместно!), что Нагайна стала горокраксом только во время действия 4-го тома поттерианы, это самый последний из горокраксов. А трансформации внешности стали происходить с Томом Реддлом гораздо раньше - об этом сохранились недвусмысленные воспоминания Альбуса Дамблдора (к сожалению, опущенные в 6-м фильме). Да, здесь я вынужден признать свою неправоту, однако, объяснение змееподобности всё-таки найти можно. Если - опять-таки - обратиться к миру христианской культуры. Вспомним, что змея в Библии трактуется как один из самых распространённых образов сатаны, именно под видом змия лукавый является Еве в раю, чтобы соблазнить её на нарушение Божией заповеди. Вольдеморт же, погрузившись в мир "тёмной магии" (то есть - магии реальной, в отличие от обычного сказочного волшебства, которым занимаются в Хогвартсе), неизбежно был обречён выйти на контакт с врагом рода человеческого. Его слова в первом томе: "Добра и зла не существует, есть только сила", - свидетельствуют о том, что такая встреча действительно состоялась, ведь перед нами - чисто оккультный тезис. А значит, и отпечаток этой связи с диаволом ("древним змием") неизбежно должен был проступить во внешности Вольдеморта по мере того, как он калечил, во имя призрака земного бессмертия, свою душу. Отсюда - и змееподобность.
Journal information