Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Categories:

Была ли в России "вторая гражданская"?

В связи с очередной годовщиной со дня начала Великой Отечественной войны решил напомнить читателям свою старую статью, которую многие новые друзья моего блога, возможно, ещё не видели. Эта статья была написана ещё в 2006 году (и опубликована в ЖЖ в 2012-м). А попутно - слегка подкорректировать её в соответствии с новыми фактами, которые стали мне известны, и с новыми обстоятельствами, которые на тот момент ещё не были актуальны. В целом же моё восприятие проблемы не изменилось.





Не знаю, как кого, а лично меня в пропаганде демшизы и так называемых "уранополитов" более всего раздражает их назойливое стремление измазать грязью советскую сторону во Второй Мировой войне, доказать всем и каждому (а в первую очередь, думается, самим себе ), что, вопреки заверениям И.В. Сталина (и Патриарха Сергия, кстати), наше дело в войне было не такое уж и правое. Когда подобные теории озвучивает болотно-сахаровская тусовка, вроде журналистов телеканала "Дождь", это, конечно, царапает душу, но не причиняет такой боли: ничего другого от них и не ожидаешь, люди просто одержимы патологической русофобией, у истоков которой лежит обыкновенный комплекс неполноценности. Когда подобную пропаганду слышишь от киевской неонацистской хунты и её сторонников, это тоже больно и обидно, но тоже ожидаемо: собственно, Майдан и организовывался под прогитлеровскими и пробандеровскими лозунгами, да и цели его ненамного отличались от целей гитлеровского вторжения в СССР в июне 1941 года. Но когда подобные теории слышишь от православных, а тем паче - от священников - становится совсем не по себе. У многих может создаться впечатление, что, согласно нынешней позиции Русской Православной Церкви, для верующего человека в условиях Великой Отечественной войны единственно возможной линией поведения было сотрудничество с оккупантами, и всякий, кто решался встать на защиту Отечества, был не более, чем христопродавец.

К сожалению, даже некоторые из тех, кто называет себя «православными патриотами», разделяют подобные настроения. На казачьих, белоэмигрантских и военно-патриотических сайтах в Интернете, тематика которых тесно связана с Православием (материалы по православному богословию и церковной жизни там действительно не редкость), все чаще можно встретить мнение, что Вторая Мировая война была для России ничем иным, как «второй гражданской» (а то и прямо - "русско-советской"), приводятся обширные сведения о «русских» формированиях, сражавшихся на стороне вермахта, об их составе, идеологии, униформе, «боевом пути», лидерах. Кое-кто, уже не стесняясь, называет благоговейное отношение к памяти Великой Победы «псевдопатриотизмом». И даже такая некогда трезвая газета, как нижегородское «Православное слово», почему-то посчитала своим долгом отдать дань памяти коллаборационистам (включая печально знаменитого генерала Власова), опубликовав ряд материалов некоего А. Корнилова [1].




Мой дед - Маркитанов Александр Евгеньевич,
участник штурма Берлина.




Не скрою: в полемике по этому вопросу мною движут личные мотивы. Мой дед прошёл всю войну «от звонка до звонка» в авиационных частях Советской Армии, сражался и на германском, и на японском фронте, сам я воспитывался на примере героев Великой Отечественной. Полагаю, эти мои чувства разделяются многими моими согражданами. Среди своих верующих знакомых, к слову, я не встречал лиц, сочувствующих Власову и иже с ним. Но если верующий человек в любом случае останется в Церкви – какова бы ни была её позиция, то для человека неверующего хамское отношение прицерковлённых публицистов (а паче - священников с претензией на мученический венец) к памяти о войне может стать непреодолимым препятствием на пути ко Христу. Помню свои чувства после знакомства с книгой «Убелённые кровью» в 1999 году, когда я делал в своей церковной жизни первые шаги. Тогда я в сердцах чуть было не отрёкся от Христа (прости, Господи!). Слава Богу, рядом со мной в тот период оказался отец протоиерей Алексий Дроздов, чья однозначно антинацистская позиция и понимание моих чувств помогли мне остаться в Церкви. А что делать тем, у кого не найдётся такого батюшки?

Ради этих людей имеет смысл разобраться, есть ли хоть какие-то религиозные или исторические основания для пересмотра отношения к Великой Отечественной войне? Можно ли всерьёз считать коллаборационистов (т.е., русских, шедших на сотрудничество с захватчиками) воюющей стороной? Есть ли основания видеть в их действиях проявление не «псевдо-», а подлинного патриотизма?




Краснов и навербованные им казаки-эсэсовцы




Да, безусловно, многие, как в эмигрантских кругах, так и в СССР, восприняли факт гитлеровского вторжения как счастливую возможность свергнуть иго большевизма. Почти все историки, обращающиеся к проблеме русского коллаборационизма, единодушно отмечают, что таких масштабов, как во Вторую Мировую, измена в России не достигала никогда. Сильно, видать, насолили «комиссары» и «пролетарии» русскому народу, слишком, видимо, на многие больные мозоли наступили. И, тем не менее, автор не склонен видеть в этом массовом переходе на сторону врага гражданскую войну.

  Спецификой гражданской войны является то, что основными воюющими сторонами в ней являются граждане одной страны, разделённые политическими противоречиями. Значит, для ответа на вопрос о «второй гражданской» нам необходимо выяснить:
а) Являлись ли русские антисоветские формирования инициаторами войны?
б) Преследовали ли враждующие стороны в войне внешнеполитические или внутрироссийские цели?
в) Были ли русские антисоветские формирования организационно самостоятельны?
г) Были ли эти формирования самостоятельны в стратегическом и тактическом отношении?
д) Обладали ли русские части «противоположной стороны» материальной самостоятельностью?

   На первый вопрос ответ очевиден: Великую Отечественную войну, в отличие от Гражданской, начали не эмигранты и не противники режима внутри СССР (для которых война явилась полной неожиданностью), а немцы, военные же формирования из русских коллаборационистов начали создаваться не ранее октября 1941 года («казачьи» части СС), а пресловутая армия Власова и вовсе была сформирована только в 1944, когда нацистская Германия фактически уже стояла на грани разгрома. Значит, инициатива войны исходила извне России.




Гитлер со своими генералами незадолго до начала Великой Отечественной войны





Не спорю, Великая Отечественная война действительно была столкновением двух преступных (и одинаково антихристианских) тоталитарных систем – нацистской и большевистской. Но было бы неверно сводить войну только к противоборству нацистов и большевиков. Воевали всё-таки не партии, а государства, и воевали в первую очередь за свои жизненные интересы, а не за партийные лозунги. Германия, лишившаяся после Версальского мира с таким трудом созданной колониальной системы, стремилась к захвату «жизненного пространства» (территории) для своего народа и источников сырья для своей промышленности. Именно по этой причине представители крупного бизнеса поддержали Гитлера (именовавшего, кстати, свою партию и «социалистической», и «рабочей»). А СССР, которому в планах гитлеровских стратегов была уготована роль колонии, отстаивал свой суверенитет – вне зависимости от идеологии. Так что и на второй вопрос ответ также однозначен.

   В связи с этим вспоминается образ святого равноапостольного Николая Японского (Касаткина). В 1904 г., когда началась Русско-Японская война, этот столп Православия оказался перед той же дилеммой, что и православные граждане Советского Союза в 1941. Причём с небольшой разницей: языческая Япония в этом конфликте была нападающей стороной (в отличие от СССР). И воевала она с православной Россией (а не с язычествующим «третьим рейхом»). Так вот, святитель Николай призвал свою японскую паству к послушанию языческому императору и к исполнению воинского долга – т.е., к войне против православной России, сам же удалился в затвор – дабы, будучи русским по национальности, не молиться о победе врагов своего Отечества. Таким образом, авторитет равноапостольного Николая Японского [2] – в пользу того, что антихристианский характер собственного государства [3] – не повод для перехода на сторону его внешних врагов. И как же после этого видеть «христианский подвиг» в действиях коллаборационистов?





Святой равноапостольный Николай Японский





   Впрочем, партийные лозунги тоже сыграли немаловажную роль во Второй Мировой войне: именно через них осмыслялись геополитические задачи воюющих сторон. «Жизненное пространство» на Востоке предполагалось закрепить за людьми «чистой» немецкой крови путём истребления значительной части русского и большей части нерусского населения оккупированных территорий: «славянская раса» («отсталая», «неполноценная», «неисторическая») объявлялась природным врагом германской, главным препятствием на пути немецкой гегемонии. Кроме того, завоевание СССР открывало путь к соединению Германии с вожделенной Индией: Гитлер был практикующий оккультист, ревностный последователь идей Е.П. Блаватской, и создание «третьего рейха» должно было, по его мнению, подготовить приход новой расы «человекобогов». Территория же СССР являлась своего рода естественным мостом между Европой и Индией, считавшейся «исторической прародиной» «арийцев». Почитайте Юрия Воробьевского [4] – об оккультных идеях третьего рейха у него сказано немало. Кстати, Воробьевский – отнюдь не либерал и не коммунист. Это наиболее яркий представитель ультраправых антиглобалистических группировок, стоящих за газетами типа «Русского вестника», автор нашумевшего цикла повестей «Заговор антихриста». Да и первоисточник – «Моя борьба» А. Гитлера – тоже сегодня не является чем-то недоступным, а там о планах относительно России сказано предельно откровенно. И после этого сами делайте выводы – оставалось ли в этих планах хоть какое-то место русским антикоммунистам. И могли ли эти планы вызвать согласие… Ну, скажем, П.Н. Краснова – глубоко религиозного человека, одного из лучших православных писателей ХХ столетия (его «Цареубийц» я считаю не меньшим шедевром, чем «Преступление и наказание» Достоевского). Или А.Г. Шкуро – убеждённого русского монархиста. Они и не соглашались с планами Гитлера, а, как показывают документы, лишь наивно рассчитывали, что война облегчит антисоветским силам внутри России свержение большевиков, после чего новое правительство стабилизирует фронт и заключит с правительством Германии почётный мир [6].





А.Г. Шкуро в окружении гитлеровских офицеров



   По третьему вопросу можно сказать с уверенностью: организационной самостоятельностью коллаборационистские формирования, в отличие от белогвардейских, не обладали. Какова бы ни была их численность, они организационно входили в состав вооруженных сил Германии – чаще СС, иногда – вермахта. Во главе этих формирований стояли немецкие генералы: «власовскую» армию на самом деле возглавлял некто Штрик фон Штрикфельд (Власов был чисто декоративной фигурой), казачьи части, сформированные Красновым и Шкуро – некто фон Паннвиц. А это, в свою очередь, означает, что коллаборационисты вообще не являлись воюющей стороной. Не между разными группами русских шла война, а между русскими и немцами, и господа Краснов, Шкуро, Власов и прочие просто служили в армии врагов своего Отечества – как ни печален такой вывод. Даже пресловутый "Русский Корпус" (точнее, Русский охранный корпус СС) давал присягу служить не России и не Православию, а Германии и лично Гитлеру: «Клянусь свято перед Богом, что я в борьбе против большевиков. врагов моего Отечества и сражающихся на стороне большевиков неприятелей Германской армии, буду оказывать Верховному вождю Германской Армии, Адольфу Гитлеру, всюду, где бы это ни было, безусловное послушание и буду готов, как храбрый воин, во всякое время пожертвовать мою жизнь за эту присягу»[5]. Что уж говорить о власовцах и каминцах!

Стратегической и оперативной самостоятельностью коллаборационистские формирования также не обладали. В большинстве своём это были мелкие группировки «полицаев», всецело зависимые от оккупационных властей и состоявшие у них, что называется, «на побегушках». Но и казачьи части, и власовская армия должной самостоятельностью также не пользовались. Гитлеровцы просто не доверяли таким «союзникам» и явно не спешили бросить их в бой .

Зато кровная обида на большевиков и страх перед неизбежной ответственностью за предательство превращали коллаборационистов в идеальных карателей. Именно в этом качестве они в основном и использовались, причём не только на «восточном фронте», но и в Европе, прежде всего – в Италии и Югославии [7]. И если участие белоэмигрантов в войне на территории Советского Союза ещё можно хоть как-то объяснить «борьбой за свержение большевицкого ига», то их участие в карательных акциях в православной Сербии ни оправданию, ни даже простому пониманию не поддаётся. Это уже не просто измена. Это вероотступничество. Язычники-нацисты в союзе с католиками-усташами развернули кампанию настоящего геноцида против Сербской Православной Церкви, к чему недвусмысленно призывал сам Гитлер [8]. И в этой преступной кампании приняли участие наши «православные» казаки и другие белоэмигранты! Это всё равно, как если бы в империи Диоклетиана воины-христиане участвовали бы в избиении своих братьев во Христе, оправдываясь соображениями «послушания». Но церковная история ясно свидетельствует, что воин-христианин в Древнем Риме, получивший подобный приказ, предпочитал исповедать свою веру и принять казнь, но не сквернить своих рук кровью единоверных [9]. "Казаки со свастикой" и "русский корпус" предпочитали обратное…





Бывший белогвардейский генерал Штейфон перед боевиками т.н. "русского корпуса"
Все, как на подбор - в немецкой форме. И что же в этом корпусе русского?





С какими большевиками воевали, от какой "красной заразы" "защищали" Европу казаки-эсэсовцы, подавляя Варшавское Антифашистское восстание, одной из целей которого было именно освобождение города до подхода Красной Армии, чтобы успеть провозгласить в Польше союзное СССР, но антикоммунистическое правительство? Резня, устроенная "русскими" коллаборационистами в варшавском квартале Воля, в ходе которой погибла масса мирных жителей, в том числе - православные дети-сироты из местного приходского приюта, была "продолжением гражданской войны против безбожного большевизма"? Или всё-таки участием в геноциде славянских народов, устроенном гитлеровской Германией? И кем - "идейными борцами против большевизма" или беспринципными наёмниками - начинают выглядеть в свете этих событий "казаки со свастикой"?

И уж вовсе смешон вопрос о материальной самостоятельности русских коллаборационистов. Ей просто неоткуда было взяться. Подавляющее большинство белогвардейцев сумело вывезти из России только то, что было на них: на кораблях размещались впритирку, было не до чемоданов. Стеснённость в самых необходимых материальных средствах, а попросту – беспросветная нищета стала уделом белоэмигрантов в изгнании. Увешанные орденами полковники и генералы подрабатывали таксистами или дорожными рабочими, утончённые аристократки потешали публику в парижских кабаре или шли «на панель», чтобы хоть как-то свести концы с концами. Совершенно очевидно, что в таких условиях эмиграция не смогла бы выставить, экипировать и вооружить даже чисто символического воинского формирования. Коллаборационистские части состояли на полном обеспечении у гитлеровцев. Потому-то и носили коллаборанты немецкую форму – другой не было! Конечно, военная история знает примеры, когда воинские части некоторой страны, исполняя союзнический долг, входили в оперативное подчинение командованию чужого государства. Так, под командованием Ф.Ф. Ушакова со-стояла турецкая эскадра контр-адмирала Кадыр-бея, австрийская армия фельдмаршала Меласа подчинялась А.В. Суворову, а русский «Легион чести» – французскому командованию. Но «русские части» вермахта – явно не тот случай: они не вошли в оперативное подчинение к гитлеровцам, а были сформированы ими.

   В общем, у сторонников «второй гражданской» концы с концами не сходятся. Не было никакой второй гражданской войны в России, была попытка геббельсовского министерства пропаганды прикрыть захватническую войну маской «крестового похода против большевизма». Для каковой цели «русские части» CC и создавались. И на этот дешёвый трюк купились сперва некоторые белоэмигранты, а теперь – и кое-кто из наших соотечественников, к вящему позору Государства Российского. И когда я слышу, как гитлеровских пособников г-н Корнилов или о. Георгий Митрофанов [10] пытаются выставить подвижниками благочестия и чуть ли не святыми исповедниками, я почему-то всегда вспоминаю сожжённую вместе со всеми жителями Хатынь (и тысячи – !!! – таких же деревень православной Белоруссии). Сталин, при всей бесчеловечности его правления, так всё-таки не поступал. Кстати, 60 % сельского населения СССР в те годы составляли православные верующие. А значит, жарили гитлеровцы на медленном огне не «коммунистическую сволочь», не «богоотступников» и не «цареубийц», а наших с вами братьев во Христе (более того – новоисповедников, не побоявшихся в советской переписи населения назвать себя христианами). Одобрить такое, даже ради пресловутого восстановления храмов (которое действительно часто происходило на оккупированной территории), нет сил. Ибо если истребление миллионов ни в чём не повинных мирных жителей (причём в большинстве своём православных) для нас – не слишком высокая плата за восстановление наших храмов, то куда в таком случае деть заповеданную Богом любовь к ближнему?




Кладбище Деревень - мемориал в Белоруссии в память о жертвах нацистской оккупации.




И даже если нацистское нашествие действительно стоило России меньших жертв, нежели коммунистическое иго, как утверждают некоторые, не стоит сбрасывать со счетов, что нацисты имели возможность хозяйничать в России лишь неполных три года (в середине 1944-го их уже вышвырнули за пределы нашей страны). Сталинское же правление продолжалось целых тридцать лет. И число жертв оккупационного и сталинского режимов при такой разнице в сроках оказалось сопоставимо [11]. Да и возрождение приходской жизни шло примерно одинаковыми темпами по обе стороны фронта: как оккупанты, так и Сталин пытались разыграть «православную карту» в своих политических видах. Так что видеть в оккупантах «меньшее зло» (именно такова позиция г-на Корнилова, о. Георгия Митрофанова, о. Даниила Сысоева и авторов упомянутой книги «Убелённые кровью») лично я бы поостерёгся.

_______________________________________________________________

Примечания.
[1] Профессионального историка. Делать ему, что ли, больше нечего, кроме как пытаться отмыть добела чёрного кобеля? Даже те из белоэмигрантов, кто не считал зазорным сотрудничество с гитлеровцами (например, П.Н. Краснов), Власову не подавали руки.
[2] И авторитет другого Николая – царственного страстотерпца Николая II: по окончании Русско-Японской войны этот Император полностью одобрил позицию святителя в своём личном письме к нему.
[3]
В Японии исповедовать христианство долгое время было просто запрещено законом. И никаких гарантий, что после войны этот запрет не будет возобновлён, никто владыке Николаю не давал. В японской же прессе его откровенно травили.
[4] Воробьевский Ю.Ю. Аненербе – оккультный меч рейха. – М.: Яуза, 2004.
[5] См.:
http://www.istorya.ru/book/soldaty/03.php . Стоит также упомянуть, что первый командующий "русского корпуса" - М.Ф. Скородумов - был арестован гестапо за чересчур самостоятельные высказывания. На смену ему назначили (немцы назначили!) более послушного Штейфона, а Скородумов смог вернуться в своё детище только рядовым бойцом. Такая вот "третья сила"!
[6] См. Марыняк А.В. Генерал от кавалерии П.Н. Краснов // Исторические портреты: Л.Г. Корнилов, А.И. Деникин, П.Н. Врангель… / Сост. А.С. Кручинин. – М.: АСТ, 2003; Цветков В.Ж. Генерал-лейтенант А.Г. Шкуро // Там же.
[7] См. Таболина Т., Антоненко С. Лиенц: казачья Голгофа // Родина. – 2005. – № 9. – с. 26 – 30. Кстати, данная публикация – это апология «казаков со свастикой» (выражение историка С. Кудряшова из ст. «На Голгофу – со свастикой», опубликованной в том же номере), а не обвинительный акт против них.
[8] Прийма И. Жизнеописание свт. Николая Сербского / Свт. Николай Сербский. Мысли о добре и зле. – М.: Изд-во Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2001. – с. 17 – 18.
[9] Достаточно вспомнить хотя бы житие св. Георгия Победоносца
[10] А также идейно примкнувший к ним о. Даниил Сысоев. Он, правда, напрямую нацистов не восхвалял и власовцев поборниками Православия открытым текстом называть стеснялся. Но теория о том, что путь Власова был спасительнее пути Карбышева, у него присутствовала.
[11] Впрочем, современные архивные изыскания свидетельствуют, что число жертв сталинизма при Горбачёве и Ельцине было в разы преувеличено.

Tags: В июне 41-го, Великая Отечественная война, За нашу Победу, История Отечества, Мерзкие лики коллаборационизма, Моя история меня бережёт, Православие, Сысоев и "сысоевщина", Эмиграция
Subscribe

Posts from This Journal “В июне 41-го” Tag

  • Константин Рокоссовский - о предвоенных днях

    Действительно ли Сталин так безраздельно верил Гитлеру? Рассчитывало ли руководство СССР избежать втягивания в Большую Войну? Собиралось ли…

  • Речь Уинстона Черчилля 22 июня 1941 года

    Оригинал здесь. Я счёл необходимым выступить перед вами сегодня вечером, потому что мы стоим перед одним из критических моментов этой…

  • Неотъемлемая часть исторической памяти

    22 июня... День памяти и скорби. День начала самой кровопролитной и самой жуткой войны в истории России. 22 июня 1941 года впервые в нашу…

  • Герои Июня. Виктор Иозица. По воспоминаниям правнука.

    Украинец Виктор Платонович Иозица был участником первых боёв Великой Отечественной войны в июне 1941 года. Он не удостоен звания Героя Советского…

  • Герои Июня. Андрей Кижеватов

    Среди героев Великой Отечественной войны, отличивихся в роковом июне 1941-го, особое место занимают участники обороны Брестской крепости. О них мало…

  • Герои Июня. Михаил Жуков

    Говоря о героях первых дней Великой Отечественной войны, невозможно обойти вниманием ещё одно имя. Это Михаил Петрович Жуков (1917 - 1943) - младший…

  • Герои Июня. Пётр Харитонов

    Позволю себе продолжить рассказ о героях Великой Отечественной, совершивших свои подвиги в первые дни войны. Сегодняшний наш герой - Пётр Тимофеевич…

  • Герои Июня. Степан Здоровцев

    Бытует мнение, что советская авиация на момент начала Великой Отечественной войны безнадёжно устарела по сравнению с немецкой, благодаря чему…

  • Кровавый июнь

    22 июня, ровно в четыре часа... Эта хрестоматийная фраза из песни стала настолько известным и заезженным штампом, что её даже и под сомнение никто не…

promo mikhael_mark december 26, 2019 12:52 8
Buy for 10 tokens
Как известно, одним из главных аргументов тех, кто категорически выступает против передачи храмовых зданий верующим, является ограниченность финансовых ресурсов у Церкви и отсутствие понимания "всей всемирно культурной ценности этих старинных памятников". В итоге, делается вывод,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments